Подвиг и награда

Александр Потапов 6
               
Я довольно рано научился писать и уже в пять лет посылал отцу на фронт письма – листок бумаги, сложенный треугольником, на внешней стороне которого указывался адрес полевой почты. Такие же треугольнички мы получали от отца. Но изредка от него приходили письма большего размера, это если в них была вложена фотография.
Многие годы спустя я вспомнил, что на полученных тогда фото на отце были погоны старшины, а приехал он рядовым. Спросил об этом у отца, он рассмеялся:
 
– Ты понимаешь, 9 мая, отпраздновав Победу, мы с моим приятелем отметелили капитана, командира батальона. Меня не однажды представляли к званию Героя, но капитан дальше документы не пропускал или вычеркивал меня из списков. Вот мы и выместили обиду. Мне грозил трибунал, но спас командир корпуса  Руссиянов, он меня хорошо знал как умелого столяра. Так, когда у него заболела нога, я сделал красивую палочку, на которую он опирался при ходьбе. Еще, помню, соорудил ему небольшой походный столик. Короче, отстоял он меня от трибунала, но лычек меня лишили.

       Больше об этом эпизоде отец никогда не вспоминал, я же не додумался расспросить его о подробностях.

       Прошли десятки лет, отца уже не стало, когда появился Интернет. Как-то, копаясь в нем, я нашел сайт Министерства обороны «Подвиг народа», где были представлены документы на всех награжденных в период Великой  отечественной войны. Конечно, я сразу начал искать отца. Его многочисленные ордена, медали, грамоты Верховного Главнокомандующего я знал – хорошо, награды своего деда сохранил мой племянник Максим, но было интересно почитать, за что к ним представляли. Довольно быстро я нашел наградной лист от 9 апреля 1945 года с представлением к медали «За отвагу»:

 «Гвардии рядовой Потапов в боях на подступах к городу Вена проявил себя как один из смелых инициативных саперов. Будучи в инженерной разведке и являясь старшим группы, пробрался к переправе в районе Пеллендорф, где под сильным артиллерийско-пулеметным огнем противника уничтожил засаду, находившуюся у моста с задачей подрыва его, и этим самым захватив переправу, удерживая ее до подхода наших передовых частей.
За умелое руководство группой саперов, отвагу и смелость гвардии рядовой Потапов достоин правительственной награды медалью “За отвагу”.
     Командир 54 гвард. отд. сап. бат.
               гвардии капитан – Смирнов».

     Сначала я этим удовлетворился, но потом у меня появились сомнения, - мне показалось, что  за сохранение единственного моста через Дунай, которое обеспечило быстрое взятие Вены, надо было дать хоть какой-нибудь орден. И я решил посмотреть документы о взятии Вены, которые нашел на этом же сайте.

    Я знал, что с 1943 года отец служил сапером в 54-м гвардейском отдельном саперном батальоне в Первом гвардейском механизированном корпусе, которым командовал генерал-майор  Иван Никитович Руссиянов. Вот что я нашел:

     «В боях за Вену (16 марта - 15 апреля 1945 года) корпусу впервые пришлось сражаться в условиях сильно укреплённого крупного европейского города. Отступая, противник взорвал все мосты через Дунай, за исключением одного, по которому отходили его арьергардные части. Мост был заминирован. Спасти эту единственную переправу поручили разведчикам и сапёрам 2-й гвардейской механизированной бригады корпуса. За образцовое выполнение этой задачи рядовые Н. Д. Борисов, А. М. Золкин, Г. М. Москальчук, старшие сержанты А. М. Кульнев и М. О. Ластовский, старшина Ф. И. Минин были удостоены звания Героя Советского Союза».

     В ходе своих розысков я выяснил, что сначала захватить мост было поручено Дунайской флотилии. Десант из 400 бойцов пошел в атаку, но под сильным пулеметным огнем противника солдаты залегли. Атака захлебнулась. После этого была привлечена 2-я гвардейская механизированная бригада 1 гвардейского механизированного корпуса, 6 человек которой эту задачу выполнили.

     В Интернете я разыскал, что указанный мост назывался Имперским, а рассматривая карту Австрии, выяснил, что Пеллендорф находится рядом с этим мостом. Получалось, что один и тот же мост освобождала группа под командованием А.М. Кульнева и группа под командованием В.К. Потапова.

     Я решил найти, за что сослуживцы отца были удостоены высокого звания. Долго искал эти фамилии в списке награжденных и, в конце концов, нашел. Вот представление на Борисова, остальные аналогичны:

     «В ночь с 12 на 13 апреля 1945 года в уличных боях в г. ВЕНА группе бойцов в составе 4 человек под командованием гвардии старшего сержанта Кульнева для полного очищения ВЕНЫ от фашистско-немецких захватчиков и дальнейшего развития наступления частей Красной Армии за ДУНАЙ была поставлена задача – под покровом ночи пробраться через боевые порядки противника и перерезать провода к взрывчатым веществам, подложенным под мост через реку ДУНАЙ, тем самым сохранить мост и дать возможность нашим частям вести дальнейшие наступательные бои на левом берегу ДУНАЯ.
     Все подступы к мосту находились под сильным артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем противника, а сам мост охранялся большой группой автоматчиков, тремя танками и несколькими бронетранспортерами.
     Гвардии красноармеец Борисов, презирая смерть, точно выполнил приказ командования. Действуя в составе группы гвардии старшего сержанта Кульнева,  гвардии старшины Минина и гвардии красноармейца Москальчук,  прорвались через вражескую оборону, по фермам моста добрались до его середины и перерезали провода заминированного моста, а взрывчатые вещества сбросили в воду.
     Мост был сохранен.  Части Красной Армии стремительной атакой опрокинули противника и, преследуя его, продолжали наступление на левом берегу ДУНАЯ, пользуясь сохраненным мостом.
     За беспримерный героический подвиг, в результате которого  был обеспечен крупный наступательный  успех войск Красной Армии гвардии красноармеец Борисов – достоин присвоения звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».
      Командир 2 гв. мехбригады гвардии подполковник Иванов
      Начальник штаба бригады гвардии майор Коренчук
     13 апреля 1945 года    Гербовая печать – НКО СССР  2 Гвардейская мех. бригада».

      Это представление на четверых человек – они были из разведки. Второе представление было на саперов – старшего сержанта Ластовского М.О. и красноармейца Золкина А.М.

      Теперь картина произошедших событий становилась совершенно ясной. Выполнение задачи было поручено 54 гвардейскому отдельному саперному батальону, входившему в состав 2 гвардейской механизированной бригады 1 гвардейского механизированного корпуса. Командир батальона сформировал группу из семи человек под командованием старшины Потапова Василия Карповича. После выполнения задания он направил донесение командиру 2 гв. мехбригады с предложением представить всех к званию Героя Советского Союза, исключив из состава группы ее командира. Подписанное командованием бригады первое представление 13 апреля и второе представление 5 июня после сбора подписей более высокого начальства ушло в Москву, так как присвоить звание Героя мог только Президиум Верховного Совета СССР, что он и сделал 29 июня 1945 года.

     А 9 мая 1945 года, по-видимому, кто-то сообщил Потапову, что его исключили из представления. Нанесенная, наверное, в очередной раз обида была слишком сильной, и он выместил ее на виновнике, хотя наверняка понимал все возможные последствия.

     О беспрецедентном происшествии было тут же доложено командиру корпуса Руссиянову, и тот, разобравшись, принял два решения:
     1. Старшину Потапова В.К. разжаловать в рядовые.
     2. Командиру батальона наградить Потапова В.К. за совершенный подвиг.
     Конечно, речь могла идти только о медали, так как это было в компетенции командования батальона.

     Не знаю, как себя чувствовал отец, но я представляю состояние командира батальона, готового растерзать своего обидчика, но вынужденного представить его к награде. Я уверен, что Руссиянов наверняка проконтролировал исполнение своего приказа, так как вскоре он уезжал из расположения корпуса. Получив очередное звание генерал-лейтенанта, он отбывал командовать танковой частью. А Потапов В.К., отслужив еще полгода в той же части, в конце 1945 г. демобилизовался.