Неправильные ерши

Галина Бабикова
       

Каждое лето  нас с братом отвозили  в деревню. Там жили папины родители. Иногда отпуск у родителей не совпадал, и мы  ездили или с мамой, или с папой.
 Мы добирались на поезде до станции Можга, а потом садились на автобус или ловили попутную машину и дальше добирались на ней. Ехали долго. Иногда, на нескольких видах транспорта. Почти всегда приезжали к вечеру.
 Обычно дедушка был в это время на рыбалке, а бабушка собирала в нижнем огороде смородину. Торопливо скинув свои сандалии, мы с Андрейкой бежали босиком к пруду.
- Дедка! Ба-а-а – буш-ка!- кричали мы наперебой и с разбегу втыкались в мягкий живот бабушки или в длинные ноги деда.
 Дед, Бабиков Степан Николаевич, был ветераном Великой Отечественной.  Он в войну водил грузовики. Дошел с боями до города Кенигсберга; там и закончил войну. А ещё дедушка был знатным рыбаком; никто, кроме него , не ловил на удочку больших карпов. И нас научил рыбачить. Он угадывал по погоде, на что  сегодня будет клевать рыба: "Сегодня рыбу будем ловить на хлеб..."  Дед лепил комочки из хлебного мякиша и увлажнял их слюной. На мой вопрос, для чего он это делает, он отвечал, что так шарики становятся прочнее и хлеб не растворится в воде.
 Однажды я взяла удочку и пошла на речку. Там был деревянный мостик, и мы с братом любили наблюдать, как вытаскивает из пруда маленьких рыбёшек бабушкин кот и кругами плавают утки.
 Был полдень. Даже лягушки притихли на берегу и только лупоглазо  смотрели  на воду. Но рыба клевала. Обычно на этом месте я ловила уклейку. Но вот я поймала рыбку с красными плавниками. Я такую раньше не встречала. Она была шершавая и чуть меня не порезала острыми плавниками. Я побежала показать маме  эту рыбёшку.
- Вот! Смотри, мама, какая неправильная рыбка. Наверное, ядовитая!
- В реке не бывает ядовитых рыб - это ёрш!- засмеялась мама и стала серпом резать крапиву для бабушкиных уток.
 А у меня начался клёв. Попадались одни ерши! Я их сначала снимала с удочки и бросала обратно в пруд, А потом  стала отдавать кошке. Но и кот скоро насытился и задремал на тёплых  досках. А рыба ловилась и ловилась! Но где же уклейка? "Шаклея" - по другому.
 Уклейка - это маленькая рыбка; тело его вытянутое, с почти прямой спинкой и немного выпуклым животом. Бока у него сильно сжатые и покрытые чешуей металлического цвета с зеркальным блеском. Когда рыбку сжимаешь в руке -  остаются на ладошках его чешуйки. У уклейки плавники серо - пепельные, а у ерша красные. И я порядком устала доставать его из пруда. Но тут на сырых досках поскользнулся мой  братик и упал в воду. Я не знала, что у берега так глубоко  и стала тянуть его за футболку. Прибежала мама и увела домой меня и мокрого  испуганного брата.
 А ерши с тех пор больше не попадались.

Напечатано.//Камская новь.-2020.,№27,18июля.
"Детская литература 2023", т. 1.