Майский дождь уже часа два стучит по подоконникам.
Ночная прохлада густо перемешала сырую землю, молодые побеги, цветущую черемуху и еще бог знает что, пахнущее счастьем.
А я все сидел и сидел за компьютером, доделывая заброшенную из-за самоизоляции работенку. Душой стремясь туда - к звону капель за стеклом.
Наконец точка поставлена, и сладко потягиваясь, вылезаю из кресла.
Распахиваю окно и шумно вдыхаю весну.
Замираю в восхищении.
Сверху, кажется, с балкона второго этажа доносятся голоса. Говорят двое. Мужчины.
Невольно прислушиваюсь.
- В первую очередь их нужно лишить знаний. – Глухо проговорил первый. – Люди прекрасно программируются. Их можно зарядить даже на самоуничтожение. Даже на массовое. Знания, вот, только сеют множество сомнений…
- Это правда, - певуче отозвался юным голосом второй, - идеальным сочетанием стали бы глупость и животные страхи. Человек, ведь, от зверя совсем не так далек, как ему хотелось бы.
- Но образование уже стало частью жизни для них. Попробуй, отними. – Глухо засмеялся первый. – Это же их завоевание. Величайшее достижение!
- Да и не нужно отнимать. – Пропел второй. – Профанация! Вот что нужно. Хотят учиться, да и пусть, сколько душе угодно. Хоть десять лет, да, хоть все двадцать! А еще лучше – непрерывное образование! Всю жизнь! Именно так, как и мечтали лучшие умы человечества. – Молодой сделал паузу. - Чему? Вот вопрос.
- И чему? – кашлянул первый.
- Правильным и очень красивым вещам.
- Например?
- А, вот, например тому, что каждый - уникальная личность. Неповторимая и единственная в своем роде.
- Что же тут плохого?
- Ничего. Ведь только в своей неповторимости и уникальности, в стремлении выразить это и добиться признания этого окружающими и есть смысл жизни. О роли же коллектива в развитии человечества стоит скромно умолчать…
- А еще?
- Еще недурно изучить права. Да права, права и еще раз права! И поменьше вспоминать об обязанностях.
- Но, учителя.
- А учителей необходимо убедить, что юные поколения - другие. Глядите - у каждого гаджет. И они так легко их осваивают. Это точно новые люди, иные!
Они и сознанием обладают иным – пусть это будет, скажем, «клиповое» сознание.
Видите, дети иные, не такие, как мы, следовательно, к ним нужно искать другие подходы, новые педагогические решения. Например, их нужно постоянно заинтересовывать. Им нельзя давать большие дозы информации, у них же «клиповое сознание».
Нужно больше играть. Хоть до двадцати летнего возраста.
И дальше!
- Отличная идея. – Прохрипел первый. – Получатся люди, уже не способные глубоко мыслить.
- А это, ведь, то, что нам нужно. И, даже, самые талантливые, через несколько поколений, чуя нутром всю несправедливость творящуюся с ними, уже не смогут этого осознать.
И знания-то у них будут. Но, бесполезные, микроскопические, фрагментарные. А с таким багажом многого не добьешься.
- Но, на это нужно много времени. – На секунду засомневался второй.
- Не так уж и много. – Первый, кажется, улыбнулся. - Катиться вниз легко. И человечество, умело подталкиваемое, лихо устремится в капкан.
Лет пятьдесят, шестьдесят… Два поколения. И пути обратно у них уже не будет.
Собственно, это давно придумано. Пока знаниями обладали лишь представители малочисленной элиты, стадо сравнительно легко управлялось. А при попытках бунтовать легко загонялось в стойло.
И, даже в редких случаях победы, они лишь копировали старое мироустройство.
Первый помолчал, вздохнул, и продолжил грустно.
- Человеку не так уж много и нужно. Кое от чего ему придется отказаться. Ведь они могут жить в любой лачуге, лишь бы крыша не протекала, да немного тепла.
И одежды много ему не нужно.
Еда! – Вскрикнул говорящий, словно что-то важное вспомнил. - Известно, что и куска хлеба достаточно, чтоб эта тварь жила, да еще и в состоянии была работать. Жизнь впроголодь делает их лишь бодрее. И здоровее.
Да, и медицина, и гигиена лишь не дают работать величайшему изобретению природы – естественному отбору.
А зачем столько хилых, больных, увечных и бесполезных ртов? Неспособных трудиться к тому же…
И только знания. Проклятые знания, которыми набиты их головенки, заставляют их думать иначе. Поэтому сначала, все-таки, реформа образования.
- Но всегда же находятся особенные: гениальные, одаренные, непокорные, с железной волей. Как с ними? – Звонко спросил второй.
- Просто приручать. А тех кого приручить не выйдет – уничтожать как бешенных собак. Ручным же, можно будет дать доступ к настоящим знаниям.
- А зачем они нам?
- Видите ли, люди обладают порою парадоксальным мышлением. Они способны к творчеству…
Больше я не в силах просто слушать такое.
Высовываюсь по пояс за окно, пытаясь разглядеть заговорщиков. Тщетно. Ночь, дождь, да, и сам балкон делают их недосягаемыми для взгляда.
Срываюсь с места и, нацепив старые кеды на босые ноги, выбегаю из подъезда. Оббегаю дом, останавливаюсь, упершись взглядом в балкон над моим окном.
Пусто!
Выше! Рядом! Ни на одном балконе людей нет. И в окнах не видно.
«Сбежали! – Скреплю зубами я. - Вот я бы вас сейчас!»
Вдруг растерянно останавливаю поток мысли: «А что бы я сделал?»
Действительно, что?
Медленно разворачиваюсь и, пристыженный, шлепаю домой, украдкой с удовольствием вдыхая ночной воздух.
А может, и не было никого? А я просто схожу с ума?
Говорит же мне жена, мол, не стоит все, что слышишь в сети близко к сердцу принимать…