Радецкие

Альтаф Гюльахмедов
Радецкие


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Софья Радецкая

***

Tatars. Казанский татарин Абдулхамид Апанаев и его супруга - польская татарка Софья Радецкая и их сын Надир 1915гг.
Сохранено: Bekkin Renat

https://www.pinterest.co.uk/pin/707628160170306875/




Беларуская (літоўская) татарская шляхта

***

« : 01 Октябрь 2008, 17:04:51 »

Список фамилий татар Речи Посполитой
Сайт TATARZY POLSCY

Радецкие
RADECKI herbu Radwan
http://www.tatarzy.tkb.pl/
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

…Радецкий , Раджевский , Раджеевский, Радкевич , Радлинский, Радунский , Раецкий, Размуссов , Рамазанович, Рафалович, Рацков , Рачковский , Реджифович , Рейжевский , Речырович, Роджевич , Родкевич , Родлинович , Роецкий , Ромаданович , Романович ,

https://vk.com/topic-163461381_37474926



Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY

,
Пуцевские

Радецкие
,
Раджевские
 ,
Раджеевские


http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf



Тугра городу Минску

***

Журнал "Казань", № 2, 2015

Кто бы думал, что Адам Радецкий, молодой человек с польскими чертами лица - татарин, да ещё имам мечети, построенной в позапрошлом веке в Ивье - такое по;белорусски певучее имя у этого древнего татарского городка близ Минска…
Мне давно хотелось повода заполнить пробел в своём трансконтинентальном маршруте от Тихого океана до Атлантики, осваиваемом порциями уже десять лет. Транзитный Минск всякий раз выпадал из него, скрытый унылыми задворками вдоль чыгуначных путей. А МIНСК ВАКЗАЛ из вагона выглядит строго;технологическим пересадочным терминалом, не привлекая ни малейшего интереса следующих в западные страны пассажиров.
Добавить европейских штрихов к своей выставке исламского каллиграфического личного знака - тугры в рамках международного проекта «Каллиграфия за мир» мне предложил наш казанский художник Владимир Александрович Попов, и Федеральное агентство «Россотрудничество» пригласило меня в рамках этого проекта в Минск. Хорошо известный в арабо;турецком мире проект впервые демонстрировался в христианской стране, где о тонкостях мусульманской культуры мало что известно, а по;арабски и вовсе никто не читает. Поэтому потребовались экспонаты, более очевидные для воспитанной на советской, православной и католической традициях публики, но так же необычно, как тугры Попова, выплёскивающиеся за рамки канона. Я представил несколько картин в технике растровой изотрансформации с католическими святынями Италии и панорамами Булгара, Казани, Парижа, в которых широко известные видовые сюжеты предстают в совершенно неожиданном образе. Основную экспозицию авторских тугр и шамаилей дополняли традиционные образцы изысков нескольких школ исламской каллиграфии и большая энциклопедическая коллекция акварелей татарского костюма XVIII;начала XX века кисти Любови Сперанской, органично вплетённая в просветительские лекции импресарио проекта Асии Садыковой…





Ивье — татарская столица Беларуси

***

Эта мечеть — историческая ценность. В XIX веке была построена при финансовой поддержке графини Замойской, а в XXI — капитально отремонтирована прихожанами

Беларуский город Ивье на день стал центром мусульманства. Там отметили 620 лет поселения татар в Беларуси. Город посетили делегации из Польши, Турции и Палестины.

Именно с этого населённого пункта в нашей стране начинает историю татарская община, когда великий князь Витовт начал расселение татар. Многие столетия народы на западе Беларуси живут в мире и согласии, сохраняя свои традиции.

Адам Криницкий вместе с сыном приехал в Ивье из Лиды. Мужчина считает себя беларуским татарином, причём потомственным. Его предки ещё в XIV веке обосновались здесь.

Адам Криницкий, житель Лиды:

И пятничные намазы регулярно мы проводим общиной. Ну, а кроме того такие ежедневные пятикратные молитвы я дома провожу с женой.

Но сегодня Адам Криницкий предпочёл молиться в стенах обновлённой мечети в Ивье. Специально приехал на праздничный намаз.

Посещение мечети для мусульманина целый ритуал, который на каждом шагу сопровождается молитвами. Турист также обязан соблюдать определённые правила. Обязательна закрытая одежда, для женщин — платок на голове. И самое важное — не забыть снять обувь. Ведь храм — это чистое место.

Эта мечеть — историческая ценность. В XIX веке была построена при финансовой поддержке графини Замойской, а в XXI — капитально отремонтирована прихожанами. Столетия толерантные белорусы мирно принимали на своей земле представителей других народов.

Адам Радецкий, имам мечети города Ивье:

В основном, работы проводили наши мусульмане татары, которые умеют делать ремонты, которые, скажем так, строители.

Открытие мечети после капремонта как подарок к круглой дате. В этом году исполняется 620 лет поселению татар на Беларуси. А сам город Ивье неофициально считается татарской столицей страны. Именно здесь живёт самая большая община.





В ожидании праздника милости и прощения

***

Наше Ивье неофициально считается столицей белорусских татар. На протяжении всего советского периода здесь существовала единственная в Беларуси действующая мечеть, добро на строительство которой еще в 1882 году дала владелица Ивья графиня Замойская. Между прочим, католичка.  Таким образом она отметила заслуги живущих на Ивьевщине татар - отличных кожевенников и земледельцев. За 120 лет мечеть не коснулись ни войны, ни пожары. Сегодня татарская община насчитывает около 500 человек, рассказал имам Ивьевской мечети Адам Радецкий.

Читать полностью:

При любом использовании материалов активная гиперссылка на ivyenews.by обязательна!





Где живут Хадижа и Мустафа?

***

В этом белорусском городе мужчин с именами Мустафа и Ибрагим едва ли не больше, чем Миш и Игорей. Именно в Ивье живет самая большая татарская община в нашей стране – больше 600 человек.

Рустам Минниханов
© SPUTNIK / МАКСИМ БЛИНОВ

Минниханов в Минске встретился с белорусскими татарами и Лукашенко
Каждый из них ассоциирует себя не отдельно со своей семьей, а непременно со всем народом.

На обычный вопрос "Сколько вы живете в Ивье?" любой татарин, не задумываясь, ответит: "Так 620 лет живем". Считается, что примерно столько они живут на территории Беларуси. И только потом расскажет, когда и где жили именно его прадеды.

Еще они любят пересказывать легенду о том, как Витовт Великий подарил эти земли их предкам, как знатная полька дала материал на ту самую Ивьевскую мечеть, которая ни разу с 1882 года не прекращала работу.

Появление татар на наших землях связывают с именем Витовта
© SPUTNIK ТАМАРА ЗЕНИНА

Появление татар на наших землях связывают с именем Витовта
Гордятся тем, что земляк Абу-Бекир Шабанович занимает почетную должность муфтия, и радуются тому, что на белорусской земле во все времена чувствовали себя как дома.

В последние десятилетия ивьевских татар обязательно связывают… с помидорами, которые с ранней весны высаживают в огромных теплицах в каждом огороде.

Корреспондент Sputnik Тамара Зенина отправилась в город, который называют "столицей белорусских татар".

Если заглянуть в любую татарскую теплицу в марте, в нос непременно ударит ядреный запах свежего лука. В этом году он вырос раньше почти на месяц, потому что зима была аномально теплой.

Жанна Радецкая и Алла Радкевич в свободное от теплиц время создают красоту
© SPUTNIK ТАМАРА ЗЕНИНА

Жанна Радецкая и Алла Радкевич в свободное от теплиц время создают красоту
"Сейчас идут лук и редиска, потом начнутся у кого огурцы, у кого капуста, но в основном у всех помидоры", – говорят три подруги: Оксана Радкевич, Жанна Радецкая и Алла Радкевич.

Молодые женщины и живут по соседству, и теплицы имеют одинаковые, а недавно объединили свои усилия в один бизнес – открыли небольшой магазинчик, чтобы продавать в нем замечательные вещи, которые делают своими руками.

"Конечно, теплицы есть у нас всех, у кого-то даже две или три", – загибает Жанна Радецкая ноготки с ярким маникюром.

Читать дальше:





Байраш дал начало роду Радецкий

***

Статья Рахмет Baitasau-

Князья Окевичи (Okiewicze).

Их предок, князь Азко, приписанный по земской описи 1528г. к найманской хоругви. Название деревни Оски в Ошмянском повете,образовано от его имени.

Сыновья Азко:
Айдар, Станко, Байраш и Богдан .

Кроме деревни Оски Азко владел землями в этом же Ошмянском повете, в Волкишках, Понизье, частью Коеценят, называемой Тупишками.
После смерти Азко Айдар, Станко и Богдан владели Осками и стали писаться Оскевичами.

Байраш наследовал Волкишки и Тупишки и дал начало роду Радецкий.

https://deskgram.net/p/1834069050725065578_3134560184




Радецкие

***

Статья Рахмет Baitasau-

Моя племянница (дочь двоюродного брата) Радецкая (Якубовская) Жанна Якубовна с мужем Радецким Давыдом Юсуфовичем.

Согласно С.Дзедулевичу Радецкие герба Радван, заволжанцы, приписанные к Найманской хоругви, ветвь князей Oskiewiczow.

Их родоначальник Байраш Oskiewicz в 1559 г. хозяин Wolkiszek и части Kojacieniat, называемой Тупишками в Ошмянского павете.

Его сыном был Szeich, внуками Радзип, Мустафа и Сулейман, известные в 1631 г.

Потомок одного из них Даниел Радецки эмигрировал в 1713 г. в Турцию, за что были конфискованы Kojacienieta-Tupiszki.

Остальные Радецкие остались в Wolkiszkach (один из них в 1730-1748 гг. служил в легкоконном полку в dywizji Булавы polnej), которыми в конце XVIII в. владел Мустафа.

Сын Мустафы в 1819 г. доказал дворянство с гербом Радван в Виленском дворянском депутатском собрании.

Ветвью князей Oskiewiczow является также род Станкевичей герба Boncza, потомков Станко, брата Байраша, предка Радецких.

https://vk.com/photo12523752_456239224