3. Бояковский переформат

Владимир Шевнин
Разъепуть доронинского МХАТа…

Бояковский переформат

Предатели в Художественном театре стали таковыми не за один день. Как и генерал Власов не родился предателем в плену конкретно летом 1942 года. Гнильца в человеке, генерале и члене КПСС, присутствовала  и в 30-х годах и в начале войны, когда он считался одним из лучших командующих Сталина. Как и тысячи полицаев и коллаборационистов, сознательно или по малодушию сотрудничавших с оккупационным режимом, уже изначально таковыми были. Ещё при СССР. Ещё при коммунистах. Были – потенциально, латентно. Война лишь выявила сущность людей. Как и 1991 год раскрыл истинную цену нашей элиты. Любая трагедия обнажает как худшие стороны человека, так и высочайшие взлёты человеческого духа. Для МХАТ им. М. Горького таким переломным моментом явилась смена руководства. Проще говоря, снятие Т. В. Дорониной и назначение Э. Боякова стали проверкой на вшивость не только для бывшего руководства, но и для труппы, для всего коллектива. Испытание на излом, как мы сейчас видим, выдержали не все. Проверку прошли, увы, немногие. Таковы реалии. Такова жизнь.

Никаким «кризисным менеджментом» триумвират Боякова, его воронежских соратников и нахлынувшую в столичный театр екатеринбургскую команду управленцев, назвать невозможно. Исходя из анализа произошедших за это короткое время перемен, логичнее предположить, что «советский» вариант относительно доронинского МХАТа Мединским и стоящими за его спиной бенефициарами – был разработан изначально. На поверхности событий – и демонстративно и скоропалительно уничтоженная выставка Т.В. Дорониной, и грубое третировании поддержавших её актёров, и ликвидация целых служб и увольнение кадровых работников. Тут и показушное изгнание Романа Хомятова. И проплаченные пиар компании в СМИ. И снятие из репертуара доронинских спектаклей. И неизвестно откуда появившиеся у новых хозяев деньги. И сумбурные, импульсивные, ничем не обоснованные переделки в коммуникациях  и архитектуре здания. И чудовищное, ничем и никем не ограниченное, раздутие штатного расписания театра. Маленький пример: если в своё время Художественно-постановочную часть возглавляли 2 человека, то уже в марте 2020 года было уже 8 (восемь!) руководителей!.. Тут и кумовство с устройством в штат – друзей и знакомых, близких и дальних родственников, в частности, бывшей жены Боякова Эльвиры. И сохранение на какое-то время тем же Бояковым двух должностей и двух окладов. Тут и манипуляции с премиями и выплатами…

Как говорилось выше, логично сделать вывод, что, по сути, рейдерский захват МХАТа, имел другие, скрытые цели, густо прикрытые многоглагольными интервью о «сохранении и развитии» традиций отцов-основателей К.С. Станиславского и В.И. Немирович-Данченко. Во-первых, реально произошло переформатирование доронинского театра. Здание стало прокатной площадкой, пространством для клубных кружков, секций, лекториев, сценой для бездарных мало художественных пьес. Сохранили портрет Дорониной. Подленько плюнули в душу. И методично изгнали её дух. Во-вторых, в здании, построенном в 70-х годах, заложен огромный потенциал для коррупционных схем. Бояков в одном из интервью обмолвился, что на предстоящую реконструкцию потребуется от 10 до 20 миллиардов рублей. Учитывая отечественные реалии, опыт Большого театра, космодрома Восточный и питерской «Зенит-Арены», окончательная сумма будет, видимо, раз в пять выше. И, в-третьих, МХАТ при Прилепине становится фактически штаб-квартирой его политической партии «За правду». И это помимо того, что здание ранее уже стало штабом для проведения фестиваля С. Пускепалиса в Железноводске. Ну и прибежищем различных «специалистов» для прочих многочисленных прожектёрских затей господина Боякова…

А что же с широко разрекламированными «программными» премьерами в уже бояковском МХАТе? Первая премьера «Сцены из супружеской жизни» по И. Бергману в постановке Андрея Кончаловского с Александром Домогаровым и, естественно, Юлией Высоцкой. Из достижений – впервые со сцены МХАТа матерное слово из уст Домогарова. Реакция – ноль. Аншлаги. Зал полон женщин среднего возраста. Хороший доход театру. С марта 2019 шёл ровно год. Уход А. Домогарова, вероятно, ничего не изменит. После карантина найдут замену. Курочку, несущую золотые яйца, будут холить и лелеять…
«Последний герой» по пьесе Ивана Крепостного – вторая премьера при Боякове. Афишировался как программный спектакль. Снова ненормативная лексика в исходном материале, но, слава богу, не включённая в спектакль. Премьера в апреле 2019 года. Снят с репертуара через 3 месяца. Причина – отсутствие интереса. Ноль проданных билетов. Режиссёр Руслан Маликов из бывшего бояковского театра «Практика». Полный и безусловный провал. Провал режиссёра. И провал нового Художественного руководителя МХАТ им. Максима Горького в выборе пьесы и постановщика.
Май 2019 года. «Последний срок» Валентина Распутина в постановке тогда ещё заместителя худрука МХАТа Сергея Пускепалиса. Как актёр Пускепалис, безусловно, харизматичен и замечателен. Повесть Распутина давно и хорошо известна. Красивые декорации художника Э. Гизатуллина. Отвратительный звук через микрофон «От автора». Уморительные монологи Степана в исполнении Сергея Габриэляна. Но… Не шедевр. Средний уровень.

Премьера «Леди Гамильтон» в постановке А. Дмитриева – спектакль чисто мхатовский. Талантливый режиссёр. Замечательный подбор актёров – М. Дахненко, Л. Голубина, А. Погодин, Т. Шалковская… Первое представление 16 июня 2019 года. А репетиции начались ещё при Т.В. Дорониной. Товарищ Бояков, к счастью, испортить спектакль ничем не смог…
И снова Руслан Маликов. Давний спектакль из репертуара бояковской «Практики» – «Парикмахерша» некоего С. Медведева, адаптированный под сцену академического театра. Дешёвые декорации книжки-раскладушки из упаковочного картона. Манерные движения игрушек-марионеток. Примитивные диалоги. Из нового – актриса Инга Оболдина. Естественно, из театра «Практика». В принципе, этот «шедевр» надо успеть увидеть, чтобы воочию понять, в какое место привёл Художественный театр Э.В. Бояков…   
«Синяя птица» М. Метерлинка идущая на сцене Художественного театра более 100 лет с 1908 года, была вдруг объявлена неправильной. Бояков вкупе с актрисой Н. Пироговой «восстановили» спектакль, и 2 ноября 2019 года состоялась «премьера». Частично были изменены текст и декорации. Как утверждается, спектакль «приближен к оригинальной версии». Может быть. Но, как шепчут злые языки, Минкульт за «премьеру» платит больше…

Подобная же история и с чеховской пьесой «Три сестры». Спектакль 1940 года, возобновлённый в 2010 году Т.В. Дорониной, с действующим актёрским составом, с приходом Боякова оказался неактуальным и устаревшим. «Реконструировали»: ввели молодых актёров, передвинули скамейку на сцене, и снова – премьера! И на программках 2020 года вместо «Режиссер по возобновлению народная артистка СССР Т.В. Доронина» теперь стоят фамилии «реконструкторов» – В. Клементьев и М. Кабанов.   
Да, ещё одна «премьерная» история. Крайне неудачная постановка 2011 года Александра Дмитриева «Грибной царь», по роману Юрия Полякова. Интереса к спектаклю особого не было. Из репертуара он сошёл. Но по каким-то причинам в ноябре 2019 появился снова, уже под названием «36 часов из жизни одинокого мужчины». На сей раз спектакль был маркирован как «новая версия» – с новой редакцией текста, изменённой сценографией и сдвигом во времени. Учитывая, что Ю. Поляков категорически не приемлет «антипода» Дорониной, жизнь «одинокого мужчины» будет не долгой.
Самое светлое пятно во всей этой премьерной вакханалии – «Снежная королева» режиссёра-постановщика Ренаты Сотириади. Премьера состоялась 21 декабря 2019 года. Представление фееричное, с современной музыкой, хореографией, световым оформлением. Дети в восторге! Можно сказать, что спектакль войдёт в золотую коллекцию мхатовских постановок. По крайней мере, ему суждена долгая жизнь. Ну, если не будет волевых решений людей, назначенных после Боякова… 

(Продолжение следует…)