Хаджибей

Хачхарджи Константин
               
                Толпятся там, где легче живётся.               
                Из моей торбы.               
 Наша конечная цель, на самом деле, навестить Одессу. Однако сделать это второпях,  сходу, – не тот смак, потому что, как говорил мудрый Соломон - «всему своё время».  В таком разе, как мне думается, гораздо лучше будет прежде оборотиться на нашу милую соседку, причём коренную одесситку, с которой мы дружим, без малого, 20 лет.  К тому же, её «этнические погоны»,  скажем так, лично для меня, прямо, сказка. Посудите сами, имя Елена, как доказывают крутые, соотносится с понятием «солнечный луч», поскольку является производной от имени Гелиос, бога Солнца в древнегреческой мифологии. Во-вторых, по официальной версии фамилия Ройтер образована от слова «Royt», что на юго-восточном диалекте идиш означает «красный». Елена влюблена в свой город, построенный, кстати, из рыжего камня. И это неоспоримо. У меня до сих пор в ушах звенит голос Утёсова, - «каждой весною так тянет меня в Одессу, в мой солнечный город». Года пронеслись, как ветры в пустыне, но чувства нового поколения остались незыблемы. Хотя, по всей видимости, они стали в какой-то степени романтичнее. Нынче молодой брюнет, гордо шагая под музыку Шопена, Чайковского и Брамса, ищет в Одессе свою красавицу Одетт! Тогда, скажите мне, пожалуйста, в чём же блеск, где-таки этот загадочный цимус? Чтобы найти ответ, пойдём дорогою Истины, но постараемся быть во всём предельно корректны, дабы не растеряться в седых лабиринтах бытия. Вот, теперь мало-помалу, неспешно,  step by step, и - вперёд! 
 Итак, исследователям седой старины давненько было известно, что в незапамятные времена на западе Черного моря, на берегу небольшого залива, находилась древнегреческая колония Одессос. Тем не менее, точно ее местоположения к моменту основания Одессы, никто не знал. Предполагали, однако, что она была где-то на берегу Хаджибейского залива.  Впоследствии выяснилось, что «Odessos» находился  на месте нынешнего болгарского порта Варна. Пусть так, но сейчас нам Варна ни к чему, так что пусть стоит там, как говорят одесситы, - «где стояло». Тут дело другое, к вящей радости, сегодня мы имеем вам кое-что сказать. Весь секрет в том, что именно порт Хаджибей, - когда подошло время, - был переименован в Одессу. Исторически сценарий, если сжато, разыгрывался так. До рождения Христа  древние эллины на парусных судах причалили к берегам Чёрного моря, а когда Христос воскрес, то через какое-то время сюда галопом прискакали дети Аллаха. В частности, во второй половине XIV века на  побережье  нынешнего Одесского залива расположилась Перекопская орда,  во главе которой стоял некто Хаджи-бей, - «бей» с тюркского – это правитель, хозяин.  Чувствую, могут спросить, - «тогда кто такой, Хаджи?».  Это уже, вроде, как  фамилия, которая пожизненно давалась тем, кто совершил хадж, то-бишь паломничество, в священные места Ислама - в Мекку, или Медину. Чуток подробнее.
 Из всего того, что пришлось мне читать в этом контексте, я понял, что  в Исламе шахада, молитва, пост и милостыня, безусловно, для всех мусульман – это закон! Между тем, паломничество, - вот этот «хадж», - не является такой уж непременной обязанностью, потому что очень часто выполнению его мешают, именно, материальные затруднения. Однако,  каждый совершеннолетний мусульманин, - как мужчина, так женщина, - обязан хотя бы ОДИН раз в жизни совершить паломничество, если только он «в состоянии совершить путь к нему» (Коран, сура 3, стих 91).
 Вот он, этот Хаджи,  самочинно и создал своё прибрежье: каменный замок, стоянка для судов и порт с весьма примитивными сооружениями. Справедливости ради отметим ещё вот что. По части предыстории самой Одессы, есть и другие версии, но я выбрал татарскую, потому что на сей счёт сохранились официальные документы. В частности, права потомков Хаджи-бея на эти земли подтверждаются ярлыками крымских ханов до середины XV века. Больше того, 05 апреля 2016 года  губернатор Одессы Михаил Саакашвили  предложил переименовать Одессу в Хаджибей. Такую инициативу поддержал комитет Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления. Как видите, -  all to the point.
 Вернёмся, однако, в Хаджибей, так как наш расклад событий ещё не завершён. Мы ещё не ответили на вопрос – в чём же «цимус», почему на этих землях столпились разноликие и разноязычные люди, почему не двинули тою же толпою на ту же, скажем, Чукотку? Заглянем в Талмуд, посмотрим, как чинно разрисовал планету сам Творец.
1.Климат Чукотки непредсказуемо суров. Зимой в западных континентальных областях Чукотки температура воздуха достигает нередко 44-60° ниже нуля. В восточных районах свирепствуют сильные ветры, снежная пурга продолжается порой много дней подряд. Лето очень короткое, дождливое и холодное, в отдельных местах снег даже не успевает растаять. Вечная мерзлота залегает повсеместно и начинается неглубоко от поверхности.
2.Тогда как погодка в Одессе, – лучше не надо, с душой, - умеренно-морская с чертами субтропического климата, с мягкой зимой (декабрь - февраль), относительно затяжной весной и тёплым долгим, нередко очень знойным, летом (май - сентябрь) и долгой тёплой осенью.
  Вот это есть тот самый «цимус», на который позарились греки, турки,  татары,  литовцы, поляки, да мало ли кто!  Каждый этнос имел свой интерес. Так и жили, друг в друга стреляли, а дети были. Можно ли было что-то исправить, аль внести  как-либо поправки, хоть в чём-то? Наверно – да, можно было бы, но, увы, история не имеет повторов: всё течёт и всё изменяется. Для этого нужен был новый Герой. Наконец, на историческую арену вышла Россия, правда, несколько поздновато, но это уже, скорее, национальная черта русича. По этой части вот что сказал в своё время «железный» канцлер Германии Отто фон Бисмарк, - «русские долго запрягают, но быстро едут», - тем и вошёл он в мировую историю на времена вечные. Чтобы долго не говорить, Россия и Турция вышли не тропу войны, что в истории известно, как  «Русско-турецкая война (1787—1791)». Так вот, в 1794 году на землях, полученных в результате  Ясского мирного договора, был основан город Одесса, вернее сказать, была создана предпосылка для переименования Хаджибея. Сценарий разыгрался в такой последовательности. Поначалу, императрица Екатерина II своим рескриптом от 27 мая 1794 года узаконила присоединене Хаджибея к России. Естественно, сразу стали думать над тем, как по-новому назвать сие место. Вот тогда, - поскольку в царской России язык древней Эллады был на слуху, - мигом вспомнили о греческом  поселении с названьем Одессос. На первых порах, Хаджибей намеревались переименовать именно в Одессос, но потом, прикинув, пришли к выводу, что со всех сторон лучше будет назвать в честь Екатерины Великой чисто по-девичьи – Одесса.  Этот вердикт был принят на ура, коль царица по всем критериям была настоящая  prima persona!
  В общем, можно считать, что красавица Одесса официально вышла в люди в 1795 году. И с первых же дней пошла она в гору, словно, обрела крылья. Дальше-больше!
  "Время всегда на стороне активных", - этот афоризм из моего архива, - посудите сами. Всего лишь за сотню лет  Одесса стала четвёртым по величине городом Российской империи после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы. А по численности населения, прямо, рекорд. Если в Хаджибее в день его переименования проживало всего-навсего 2349 человек, то по переписи населения, которое состоялось в 2001-м году, то-бишь, через 225 лет, эта цифра дошла до 1010300, что свыше миллиона, чем на начальный период.  А по национальному признаку, вообще, – super!
  Посмотрите, какой сложился этнический расклад: украинцы 61,6 %, русские 29,0 %, болгары 1,3 %, евреи 1,2 %, молдаване 0,7 %, белорусы 0,6 %, а так же незначительное число армян, поляков и греков. Для ясности, можно ещё чуть-чуть сузить рамки, поскольку и украинцы, и русские, и болгары, и белорусы, по сути, - славяне. В таком разе, все вместе они составят 61,6 + 29,0 + 1,3 + 0,6 =92,5%.  Следовательно, запомним, подавляющее большинство было  на стороне славян. Значит, для общения надо было создать свой, как бы, языковый аллюр! Никто не смог этого сделать, и даже странствующие греки, кроме евреев, у которых к тому времени, на сей счёт, уже был свой бесценный опыт по созданию  своего, скажем, эсперанто. Как известно, идиш возник в Центральной и Восточной Европе в X—XIV веках на основе обширного заимствования диалектов, в основном, из языков, как-то: немецкий, древнееврейский, арамейский и славянский. Естественно, такой сплав языков породил оригинальную грамматику, позволяющую комбинировать слова с семитскими и славянскими корнями и синтаксические элементы германских языков. Вот они и создали то, что сегодня называют, не иначе, как «одесский жаргон», кстати, очень забавный! В нём, к слову, кругом хохм столько, что хватит вам, как говорится, и на первое, и на второе. Потому что одесский жаргон включил в себе всю метаморфозу славянских наречий, так что в нём есть и широта русского, и шалость   украинского, и краткость греческого языка. Вот вам несколько blitz-paradigm:

- Сеня, не держи диван, ты лопнишь все пружины.

- Хватит греть уши!

- Что я буду с этого иметь?

-Не крутите мне мои фаберже!

- Фима, закрой рот с той стороны, дай доктору спокойно сделать себе мнение.

- Не делай мне нервы! 

А под аплодисменты приведу строчки из одесской песенки «Про Османа» с «охуе-ным», надо сказать,  оптимизмом, читайте припев:

Ой, евреи - вы ребята молодцы
Бизнесмены, музыканты и певцы.
Ой, евреи - юморной такой народ,
Где бы ни был - всё равно не пропадёт!

  Концепция.  Как видите, по ходу раскрутки темы «воленс-неволенс» пришлось, - правда, местами помимо воли, - коснуться этнической пестроты, разноязычия и политеизма. За свои 90 лет с кем только не пришлось мне столкнуться, и скрестить шпаги при обсуждении тех, или иных проблем бытия. Здесь, однако, мне особо хочется подчеркнуть, что каждый раз меня, просто, коробило, если мой визави открыто презирал какой-либо язык, аль ту, или иную религию. Поэтому, вслед за Высоцким мне тоже хочется сказать, - «я не люблю холодного цинизма». И сегодня абсолютно уверен в том, что у кого именно таким образом  крутятся мозги, тот настоящий шлимазл!

  Ещё несколько блицев, и мы – в финале. Сегодня, - это для начала, - что ни вспомню, сразу же вздохи, - «ах, как давно это было!». В Одессе, ведь, я тоже бывал лет 40  тому назад, когда мне  было ровно 50 отроду! Заевреянный грек, был, буквально, поражён первой же видио-картинкой. Стоит, значит, мужик у стен Свято-Троицкого, греческого, Собора (построен был в 1804–1808 годах), и шепчет себе под нос, - «Боже, дай мне так разбогатеть, чтобы я смог жениться на принцессе». Тут, вплотную подошедший к нему еврей, буркнул православному эллину прямо в ухо, - " а ху-ху  тебе не хо-хо?".  Интересанта еврея звали, как я потом узнал, - Фимой. Вот я к нему и подкатил с вопросом:
- Фима, а шо это вы так врезали ему прямо в лоб?
- Та сойдёт за милую душу, - с охотой ответил он, - потому что греки такие же чудотворцы, как и евреи, как сказано в Писании, - «много ума - много печали».

  Я пошёл дальше в поисках искомых перлов. И уже в середине дня, когда нутро уже просило пожрать, тогда  у встречного одессита поинтересовался, где ближайшее кафе.
- По времени это будет совсем-совсем близко, - с улыбкой ответил он, - если бикицер.
И я пошёл туда, куда указали перстом, но по дороге спросил-таки у одного попутчика.
- Тут мне один сказал, что закусочная близко, если бикицер, не скажете, что это такое?
- Запросто – это понос!
  Ну, что тут сказать, – юмористы чистокровные. Если в смысле быстроты, то точнее, просто, не может быть! И кое что ещё в том же духе. Уже в кафе за столиком напротив меня, примерно моих лет, сидел Ицик Перельман, - его я запомнил, - после третьей стопки «за знакомство, за здравие и за жизнь», - мы заговорили о таком безбожном деле, как антисемитизм. Свою мысль Ицик выразил так:

- В Германии, в частности, считают, - сказал он, - что антисемит тот, кто не любит евреев. А вот в России, наоборот, антисемит тот, кого не любят евреи.               
  И вот ещё один фрагмент, который я засёк, будучи в Одессе, и о котором я почему-то нигде не говорил, не писал, не рассказывал, а зря! Правда, не знаю почему,  с какого боку, но разговор был с одним, - уже пожилым, - православным попом.
- Знаю, что penis в вашей лексике числится, - заикнулся я, - как «член детородящий». Такое определение, как мне думается, несколько оскорбительно звучит для Женщины.
- В какой-то степени вы правы. Ну и что вы посоветуете? – смеясь, спросил батюшка.
- Лично я предложил бы вот этот penis назвать не иначе, как – член вездесцущий!
   Номер прошёл,  мы ударили по рукам: представитель Православия бил в  ладошки!

 И напоследок, но уже  в качестве, так сказать, заключительного аккорда,  позвольте добавить парочку строк от себя.

Идиш-юмор, чудо Света,
В царстве громких слов,
Есть в нём одна примета:
«шоб ты мне был здоров»

                Елена Ройтер.
             Ну, просто произведение!!! Очень благодарна!
  Насчет Греческого Собора - супер воспоминания, а это, ведь, недалеко  от моего дома. Нет слов, какой рассказ!  Шедевр творчества. Но я надеюсь на продолжение вдохновения!

         Лариса Хачхарджи (моя дочь): сплошная медалистка, где бы ни училась.
  Прочитала! Перл! Квинтэссенция! Юморно! И стиль!!! Твой неповторимый стиль-драйв!!! Молодца