Шаляпин в Ессентуках

Александр Головко
               
                (эссе)
         Об истории Ессентуков написано много всего и по-разному, есть и художественные произведения. О нем писал наш известный летописец писатель-философ А. Т. Губин, прославив город и земляков в знаменитом романе «Молоко волчицы». Городу посвящали и посвящают свои стихи поэты, композиторы – песни.
     В Пятигорске, Кисловодске, Железноводске в разное время жили и творили Пушкин, Лермонтов, Толстой и множество других знаменитостей. Но, насколько я знаю, у классиков того времени о Ессентуках есть лишь одно упоминание в «Герое нашего времени», где Печорин, пытаясь догнать Веру, свою любовь, загнал своего коня близ тогдашней казачьей станицы Ессентукской...
     В 1798 году, в связи со смещением Российской границы к югу (в 1798 году она закрепилась юго-западнее Константиногорской крепости), на правом (по другой версии на левом берегу реки Большой Ессентук закладывается Ессентукский редут – второй русский оборонительный пункт в Пятигорье. Через 28 лет, в 1825 году, по инициативе генерала А. П. Ермолова, в эту местность были переселены 235 семей волгских казаков, основавшие станицу на реке Бугунте С этого поселения, которое стало называться станицей Ессентукской, и началась история Ессентуков.
Как курорт, Ессентуки признали гораздо позже Пятигорска и Железноводска. И как город он появился на сорок пять лет позже, чем Пятигорск. Сначала возникло поселение, волжане, привезя с собой по бревнышку Никольскую церковь, собрали ее у речки Бугунты, поставив вокруг станичные хаты.
     Мимо хат станичнико проезжали по пыльной дороге конные, проходили пешие военные и приезжие искатели приключений. Останавливались передохнуть, сменить лошадей также и будущие гении.
     Вначале казачье местечко ничем особо не отличилось, вплоть до начала ХХ века.
     В реестре общих событий все время идут даты технического характера, вплоть до 1901 года, когда открылся Театр-парк. В нем выступали на гастролях артисты из обеих столиц, бывали здесь Станиславский и Немирович-Данченко. Ставили пьесу М. Горького «На дне», на премьере которой присутствовал сам пролетарский писатель. Желая сделать сюрприз к приезду Алексея Максимовича, Владимир Иванович с законной гордостью говорил коллегам, что именно ему удалось найти манеру произнесения текста, естественную для пьесы Горького: «Надо играть ее, как первый акт «Трех сестер», но, чтобы ни одна трагическая подробность не проскользнула».
     Растроганный Горький, прибывший как раз к подготовленному сюрпризу, подарил Немировичу-Данченко экземпляр «На дне», на котором написал: «Половиной успеха этой пьесы я обязан Вашему уму и таланту, товарищ!»
     Вероятно, происходили и другие культурные события, но все-таки это была, прежде всего, российская, а позже – всесоюзная здравница. Таковой она и остается, хотя в наше время афиши Гастрольного театра им. Ф.И. Шаляпина постоянно пестрят известными именами эстрады, музыки, театральных постановок и других видов искусства.
     Ессентуки по-прежнему считается кузницей здоровья.
     Есть одна занимательная легенда, а скорее всего, это быль, о которой  хочется рассказать тем, кто о ней не слышал. Она о том, как своим посещением и, в связи с этим, поступком Федор Иванович Шаляпин прославил наш город незадолго до революции, показав поистине широчайшую душу русского человека и свой характер величайшего размаха и щедрости.
     Тогда на курорте, в лечебном парке уже функционировал Театр-парк. Приезжавшей далеко не бедной публике требовались зрелища.
     История, о которой пойдет речь, очень трогательная. Прибыв к нам, знаменитый певец перед концертом остановился в гостинице «Маяк», находящийся рядом с центральным входом в лечебный парк буквально через дорогу. Здание театр-парка находилось внизу в самом парке почти у его входа через Колоннаду, от которой сбегали ступени почти к входу в Театр-парк через небольшую площадь. 
     Федор Иванович, ради эпатажа любил иногда пустить форсу в глаза обывателям. И хотя гостиница, как я уже сказал, находилась в нескольких метрах от входа, но въезда с этой стороны в нее не было, как нет его и теперь. Шаляпин заказывал карету, добираясь до театра в объезд с другой стороны парка. Об этом сохранились свидетельства очевидцев того времени.
     Как-то Шаляпин в свободное время решил пройтись по аллеям лечебного парка без кареты, чтобы подышать целебным воздухом, заодно показать себя и посмотреть на милых барышень, фланирующих по центральной аллее.
     Тут, как водится, гуляли бравые офицеры и господа с семьями, чинно попивали лечебную водичку, отпуская остроты на счет прелестей курортных дам и ведя светские беседы.
     Еще со ступенек Колоннады Федор Иванович заметил на краю аллеи бедного скрипача, пиликающего что-то жалостливое на старенькой скрипке. Рядом лежала засаленная шляпа для сбора пожертвований артисту.
     Великосветская публика благоразумно обходила музыканта, несколько разночинных зевак толпились поодаль, слушая от скуки уличного артиста.
    Шаляпину показалось несправедливым отношение к играющему собрату по искусству, потому что мелодия звучала профессионально и душевно.
     Не раздумывая, он подошел к скрипачу, остановился и, попросив музыканта ненадолго прекратить играть, круто развернулся и мощно запел своим потрясающим басом, словно громом поражая окружающих. Песня понеслась по парковой долине, взмывая к верхушкам деревьев, стоящих в карауле вдоль аллеи. Бас певца сразил своей мощью близких и дальних слушателей.
     Все изменилось в один миг. Те, кто шел мимо, остановились, дальние прислушались, стали приближаться к источнику пения. Все узнали Шаляпина, заулыбались.
     А Федор Иванович вошел уже в раж. Он пел широко и могуче. От всепроникающего пения невозможно было укрыться, наоборот, все с восторгом затаили дыхание, внимая сладостным звукам.
     Никто теперь не помнит, что это была за песня, может, «Дубинушка» - неважно, главное пел сам Шаляпин! Даже птицы смолкли, не в силах конкурировать с силой голоса исполнителя.
     Все хорошее кончается быстро. Песня отзвучала, следом – долгие аплодисменты, а Федор Иванович, опытный артист, зная свое дело, неожиданно, нагнувшись, подхватил шляпу музыканта с полу и, держа ее на вытянутой руке, медленно пошел вдоль собравшейся толпы.
    Все стали бросать монеты, ассигнации. Кто-то с благодарностью, кто-то, возможно, с ехидством, как же, самому Шаляпину подают…
    Обойдя окружающих, он снова оказался рядом с уличным артистом. Наклонился, бережно положив перед ним шляпу с деньгами, успев что-то шепнуть ему. Музыкант ответил. Стоявшие рядом услышали, что скрипач назвал свое имя. Кивнув, Федор Иванович, как ни в чем не бывало, обратился к народу.
     Поблагодарив всех за помощь и пожертвования, сказал, что сегодня старался не для своей славы. Затем справедливо заметил, что скрипач (Шаляпин назвал имя музыканта) очень даже недурно играет.
     При этих словах скрипач встал и глубоко поклонился публике.
     Певец добавил, что если бы уличный музыкант играл на сцене театра, да еще и в приличном фраке, то ему аплодировали бы не меньше, чем их покорному слуге – Шаляпину.
     Эта история живет в народной памяти и передается из поколения в поколение уже более ста лет.
     В самом деле, от великого до малого – один шаг.
     С тех пор здесь прокатились революционные события, гражданская война.
     Советская власть установилась надолго и основательно. В Театре-парке по-прежнему проходили концерты, спектакли.
     С легкой руки ли Шаляпина, но Ессентуки стали посещать многие и любимые народом известные люди, о коих трудно рассказать в небольшом эссе.
     В наши дни город-курорт по праву находится в обойме самых престижных мест посещения и выступления любых знаменитостей. Афиши пестрят фамилиями Филиппа Киркорова, Николая Баскова, Тамары Гверцители… Бывала здесь и примадонна российской эстрады Алла Пугачева и ее нынешний муж Максим Галкин, поскольку наш город теперь в одном ряду с мировыми курортами – чистый и уютный, с новым Гастрольным театром на площади у Колоннады  имени Федора Шаляпина.
     А на месте старого театра-парка «новый русский» выстроил каменный ресторан, вместо старого деревянного.   
     Бывшая гостиница «Маяк» куплена каким-то бизнесменом, сгинувшим потом от преследований. Говорят, настигли его подельники в Канаде, и он приказал долго жить...
     Стоит это обшарпанное здание в ожидании ремонта. Властям ничего не осталось, как обнести фасад огромным баннером с картинками видов курорта в стиле 19-20 веков. Этот камуфляж красуется уже лет тридцать…
     Хорош и уютен наш курортный городок, растет и развивается, но словно бельмо на глазу в самом центре стоит «достопримечательность» 90-х. А ведь в ней останавливался сам Федор Иванович Шаляпин…
                12. 05. 2021 г.