об автореферате Светланы скопкаревой из Ижевска

Наталья Сурнина 2
Внимательно прочитала подаренную на презентации монографию «Человек и мир: эколого – мировоззренческий аспект  (на материале произведений В.Г. Короленко  и Д.А.Гранина)».
Интересна концепция исследования, соединившая творчество двух писателей.Богат материал, подтверждающий выдвинутую  идею.
Я с огромным увлечением читала недавно эпопею В.Короленко «История моего современника». Талантливейшее произведение! Какая широта охвата! Какие глубокие наблюдения! Обобщения автора при  создании образа современника могут быть без колебаний поставлены в один ряд с такими знатоками человеческой психологии, как Гончаров, такими мастерами  емкого и выразительного портрета, как Лермонтов.
Но мы, русские, создали, быть может, чрезмерную литературу. Мы буквально ходим по золоту. Таланты и произведения, которые украсили бы литературу любой страны, прославили бы её, мы чуть ли не на второй план задвигаем. У нас длительно время Гончаров и включения в школьную программу не удостаивался, и потрясающе одаренные писатели вроде Куприна, Гаршина  явлениями  второго порядка считались…
То же самое можно сказать о Короленко. Он должного признания и оценки не получил. А между тем я убеждена , что по сравнению с надуманной, часто вымученной эпопеей Горького «Жизнь Клима Самгина» упомянутая мной эпопея Короленко отличается глубиной мысли, поиском истины, яркими героями и необычайной свежестью.
Эти приемы «ранжирования»  ( кто первый, лучший) применялись с использованием идеологической линейки. И участие Короленко в «мултанском  деле» и народовольческом движении его не спасло.  Его поиск истины честного человека, глубокого писателя  шел не торными дорогами. Партии большевиков он денег не давал, душой болел за будущее России, а не за мировую революцию.
Я занимаюсь в народной изостудии, поэтому меня очень заинтересовала информация о Короленко – художнике. Я благодарна вам за публикацию репродукций, иначе где бы я их увидела? Очень рада, что вы показали их на большом экране во время презентации, ведь и присутствующие не могли судить о зарисовках писателя, им неизвестных. Это замечательно, что вы открываете публике  разные стороны таланта Короленко, спасибо вам за это.
Судя по рисункам, была использована бумага. В качестве изобразительного средства, думаю, прежде всего уголь, мел,белая гуашь. Правильно вы пишете о подручных средствах, ведь для масляной техники нужен загрунтованный холст на подрамнике, их нужно везти, нужен этюдник разных его видов, холст на колени не положишь. Нужны растворители для красок, а они могут замерзать на морозе, как и краски, кстати. Именно поэтому многие художники зимние пейзажи из окна пишут: материал не позволяет выходить на открытый воздух на длительное время. Когда наша изостудия едет на пленер, то и багажники все забиты, и под ногами в машине стоят вещи, и на коленях. Не забудьте, что  этюд маслом нужно еще правильно упаковать, ведь краски не скоро высохнут, холст, как дрова, в багаж не бросишь. Работу на бумаге можно  в трубку свернуть и везти. Удивляюсь, как  удалось сохранить, привезти эти  талантливые работы при всех перипетиях судьбы писателя.
Но есть гораздо более важное наблюдение, которое возникает при знакомстве с набросками Короленко. Он смотрел вокруг глазами художника, а не ссыльного, заключенного. Он любовался красотой той страны, которую любил и с глухими отдаленными уголками которой знакомился поневоле.
Работы грамотно сделаны в плане построения, композиция верная и интересная.
Автор хорошо владеет перспективой  («Село Павлов. Семенья гора»,  «Разлив Оки», «Через реку Унжу»),  умело строит  архитектурный пейзаж («Палаты скупщика»).  Видны навыки  работы тоном («Березовские починки»), особенно важные, поскольку рисунки монохромные.
Эх, посмотреть бы подлинники!..