Воспоминания детства. Погранзастава. Глава 4

Лидия Шевелева
       Не доезжая до погранзаставы, папа сказал. - А нас уже заметили, - Кто, - спросила я. - Пограничник, - ответил папа. - Где он, где он? Папа покажи мне... Я хочу его увидеть, - любопытство мое росло. - А он, так замаскировался, что ты его не можешь увидеть, а он нас увидел и подал на заставу сигнал, - объяснял мне папа. - Папа, какой сигнал, как он его подал? - я не унималась, задавала вопросы один за одним. - А это большой секрет... Я его знаю, а тебе знать не положено. Государственная тайна!

       Дорога кончилась и мы оказались на небольшой поляне, окружённый глухим лесом. Нас никто не встречал. - Папа, мы что уже приехали? - спросила я. - А где погранзастава? - Здесь она перед нами, - Не успел папа ответить, как перед капотом нашей машины встало какое-то чудище. Лохматое, все облипнутое, какой-травой и тиной. - Ой! - вскрикнула я от испуга. Но чудище, сбросило с себя маскировочный халат и перед нами встал молоденький, по сравнению с папой, лейтенант и начал рапортовать. Это был командир погранзаставы. Он лично, сам вышел нас встречать. Мы вышли из машины и оказались в небольшом кругу пограничников, свободных от наряда. Мало того, что все друг другу отдали честь, но папа поздоровался с каждым за руку. Никаких строений не было видно. Я ожидала увидеть дома, где живут пограничники, но ни одного дома я не заметила. Солдаты стали разгружать машину и переговариваться между собой. - Ребята! Теперь мы живём! Тушёнка, мука, сахар, крупы, макароны, масло подсолнечное, - все нам привезли! Вот спасибо, так спасибо! Потом разгружали мыло,Пограничники веселились, посмеиваясь друг над другом. - Рядовой Иванов! Хватай быстрее кусок мыла и айда купаться! А то, весь провонял потом! Полотенца, портянки, сапоги и обмундирование. Потом пошла разгрузка автоматов и боеприпасов. Это все происходило на моих глазах. Обо мне папа забыл, направляясь в штаб погранзаставы. На поляне ни одного дома, а только землянки и несколько зелёных палаток. В одной из палаток находился штаб.

       Меня неожиданно, кто-то взял за руку. Это была молодая женщина с мальчиком лет пяти. - Не боятся меня. Я жена командира, а это наш сын Вася. Мы совсем недавно сюда приехали. Пойдём я тебя покормлю, покажу где и как мы живём. Пойдём не бойся. Нас охраняют... Буквально в нескольких шагах я увидал маленький домик. Он находился, то ли на берегу маленькой речушки, то ли на краю болота. Край болота я точно помню... Потому что впервые в жизни, увидела живого аиста. Он никого не боялся, а ходил туда-сюда, вытаскивая и проглатывая лягушек из болота. Лягушек было много, я столько никогда не видела.
      Домик меня поразил. Он был низким. С земляным полом, с единственной комнатой, кухней. Не могу никак вспомнить имя этой женщины... То ли Лена, то ли Люда, а может быть Лиля? Она усадила меня и своего сына за стол и подала в тарелках какой-то кислый суп красного цвета и добавила в суп сметаны из глиняного кувшина. Суп оказался очень вкусным, я ещё такого не ела. Потом мне папа объяснил, что это был щавельный борщ. Такое блюдо готовят лишь на Украине. Вечером мы ели кашу. И пока папа разговаривал с командиром погранзаставы, мы с его сыном вышли на улицу послушать рулады лягушек. Квакали они на разные голоса. Аиста уже не было видно. Но зато комары атаковали нас и мы быстро вернулись в дом. Вася сразу лёг спать. А я все слушала и слушала разговор папы с лейтенантом. Тот жаловался, что двое пограничников погибли во время задержания диверсантов. Людей не хватает. Он просил помочь ему, прислать несколько бойцов. Что иногда не хватает питания. Не все пограничники дисциплинированные, некоторых приходиться сажать на гауптвахту, в вырытую землянку. Что с местными жителями не могут наладить контакт. Люди их боятся.. Война только кончилась... Люди не уверены в мире... Они не знают, что их ждёт завтра. Да ещё к ним иногда наведываются бандеровцы... Угрожают им и забирают себе продукты питания... Никто из состава погранзаставы не умеет печь.. хлеб, а без хлеба тяжело... Жалоб было много, лейтенант только недавно стал командиром этот заставы... Он окончил командирские курсы и для него погранзастава стала новым назначением... Ему самому приходилось многому учиться заново.

       Папа ему все подробно объяснял. Сказал, что с местными жителями все равно надо находить контакт. Помогите им в чем нибудь и они пойдёт вам на встречу. Осенью помогите им выкопать картошку и они вас отблагодарят за это картошкой... И у вас будет запас картошки на зиму. - А, где вы храните все продукты? - спросил папа. - В доте, который достался нам в наследство с кучей гниющих трупов. Тут, когда рыли землянки, натыкались на убитых... Всех пришлось захоронить в общей могиле. Документы мы собрали и отправили в штаб погранотряда в городе Владимире-Волынском. - продолжал свой рассказ лейтенант. - А дот привели в порядок, почистили, сделали настил, который перекрыл глубоко вырытое помещение и устроили там склад. Там и зимой и летом одна температура.

      - Да, - сказал папа, - эти доты строил Дмитрий Михайлович Карбышев.Военный инженер, генерал-лейтенант инженерных войск. Гениальный учёный, профессор, доктор военных наук, и командир. Жаль, погиб в концлагере. Немцы, каким-то образом смогли его взять а плен. Таких дотов он построил много, вдоль всей границы СССР. Каждый из этих дотов-памятник Карбышеву. Дот - это долговременная огневая точка. Вся вылита из бетона. В таких дотах наши пограничники держались до конца. Надо беречь память о тех, кто воевал, отстаивая свою свободу и свою землю.

       Я слушал все это, то засыпая, то просыпаясь. Долго ещё разговаривали между собой папа и лейтенант. - Да заведите вы себе корову... Будет вам молоко. Выпросите  или купите у местных жителей маленького поросёнка и откормите из него кабана... Будет вам мясо. Разведите, в конце-концов кур! И будут вам яйца... Обзаводитесь своим хозяйством! Будет вам приварок к питанию солдатам... Они сами с удовольствием буду заниматься этим хозяйством... На следующий месяц привезём вам пограничную собаку... Она скоро ощенится, и у вас откроем питомник собак, будете их обучать. Мы уже отправили нескольких солдат на обучение кинологами. Со временем поможем построить и казармы, а пока терпите, всем сейчас тяжело... Ни на кого не рассчитывайте, сами всему учитесь и добивайтесь...

       Я уснула и проснулась от того, что папа меня будил. - Вставай, дочка, поехали, уже утро... Мы попрощались со всеми. Подошли к братской могиле погибших пограничников... Папа отдал им честь и мы уехали... Обратная дорога пролетела быстро. Никто нас не потревожил этот раз. Дома нас ждали. Мама с тревогой заглядывал в глаза папе. - Лёня, что-то произошло? - Папа молчал. - Лёня, признавайся, что с вами произошло? - настаивала мама. И папе пришлось признаться, что мы попали в засаду и нас обстреляли. - Я, как чувствовала! Больше детей я тебе не дам! Мало того, что я каждый день переживаю за тебя, так ещё и за детей должна переживать! Мне хватит того, что они около меня.


       Спустя почти двадцать лет, уже с мужем и первым сыном, мы оказались в тех местах. А спустя ещё десяток лет, я уже, работая экскурсоводом, ни раз возила школьников на экскурсию в город Устилуг и на ту погранзаставу, (которая существует до сих пор) где впервые оказалась в детстве. Мне эта местность была знакомой. И проводя экскурсию я вновь попадала в то далекое детство 1945 года.

       Теперь заставу было не узнать. Дорога кончилась у металлических ворот. За воротами помещение для дежурного пограничника. Въезд на заставу только по пропускаем или разрешениям. Пограничник проверял не только документы водителя экскурсионного автобуса и экскурсовода, но списки школьников и педагогов, заверенные специальным разрешением. Территория заставы благоустроена. Много клумб с цветами. Перед построенными казармами Обелиск в честь пограничников, принявших первый бой. В тени громадный сосен братская могила пограничников, погибших в первый день войны. На могиле красивый памятник и имена погибших. Детям показывают казарму, столовую, собачий питомник. Иногда, свободный кинолог, демонстрирует школьникам, как собаки задерживают нарушителей границы. В стороне несколько кирпичных домиков для семей, командного состава и контрактников. Детям показывают контрольно-следовую полосу. Её никто не имеет право пересечь... Это будет считаться нарушением границы. Дети заглядывают и в дот... (долговременную огневую точку). Рассказывают о генерал Карбышеве... Все тот же дот, который я видела ещё в детстве.


             Продолжение следует.

              13 мая 2020 г.