2. Гениальный ход Мединского

Владимир Шевнин
Разъепуть доронинского МХАТа…
 
«Гениальный» ход Мединского

Владимир Мединский, будучи министром, не раз публично заявлял о желании разделить должности худрука и директора в подведомственных ему театрах. Первая попытка в отношении МХАТа, помнится, была предпринята в 2015 году. Якобы, должность директора в Минкульте предложили тогда Валентину Клементьеву. За что он, придя к Т.В. Дорониной за советом, и был незамедлительно изгнан из театра. Правда, существует и другая версия увольнения Клементьева из МХАТа – пьяный загул народного артиста. Вступились за него тогда и коллеги по сцене, и мхатовские зрители в слёзной петиции: «Разумеется, мы не сомневаемся, что принятое Вами волевое решение было обоснованно  и для этого были веские основания. Уверены мы и в том, что  Валентин Валентинович не мыслит своей жизни без МХАТа, а зрители - не мыслят МХАТа без Клементьева». Умоляя Т.В. Доронину вернуть опального актёра, они играли на струнах души великой русской актрисы: «Помните, как в старом добром советском фильме "Раба любви" один из главных героев, обращаясь с коленопреклоненной просьбой к великой актрисе, говорит ей заветные слова: "Вы же добрая. Вы - русская".  Нижайше просим Вас, досточтимая Татьяна Васильевна, проявить великодушие, восстановить справедливость и предоставить возможность возвращения Валентина Валентиновича Клементьева в труппу МХАТ им. М. Горького».  Эх, если б знать они могли, чем обернётся в итоге возвращение этого человека…

Следующая попытка разграничения должностей и назначения нового директора, но уже не из «своих», а со стороны, была предпринята Мединским в конце 2017 года. Волевым решением в МХАТ им. Горького был направлен никому неизвестный человек. По слухам, бывший спортсмен, баскетболист. Была назначена дата знакомства новоназначенного директора с труппой театра. Но знакомства не состоялось. Директору из Минкульта в театре указали на порог. 20 ноября в Большом зале состоялось общее собрание коллектива. Валентин Клементьев, к тому времени уже прощённый и возвращённый в театр, зачитал письма – Министерству культуры, Государственной Думе, Совету Федерации, Президенту. Смысл один – должность Художественного руководителя-директора театра ни в коем случае не разделять, ибо такое разделение чревато перманентным конфликтом, Татьяну Васильевну не трогать, да и вообще – деньги Минкульт не даёт, на почётные звания скупится, так какие могут быть у нас директорА… Факты, приводимые в письмах, имели место быть. Проголосовали единогласно. Большинство присутствующих в зале письма подписало. И никто, практически никто, не задумался о том, что Мединский на этом не остановится. Тактическая победа МХАТа оказалась пирровой. Это было только отложенное во времени поражение…

Конечно, для кого-то пертурбации в декабре 2018 года во МХАТе им. М. Горького действительно были полной неожиданностью. Но будущий знаменитый вопрос Президента про Боякова «А кто это?!» – задавали тогда очень многие. Ход Мединского с устранением Дорониной от руководства МХАТа и назначением триумвирата Бояков – Пускепалис – Прилепин –  был всё-таки гениальным. «Гениальным» – в смысле утончённого цинизма, откровенного лицемерия и далеко в грядущее направленного зла. Дело не только в том, что хамски, демонстративно и быдловато-революционно убрали со сцены в запасники Великую актрису. Боякову и его подельникам высочайше был дан карт-бланш на разрушение одного из последних оплотов традиционного русского классического театра. И всё это под православную риторику и патриотическую демагогию. С клятвенными уверениями – в сохранении, возрождении, восстановлении, развитии, приумножении и т.д. и т.п. Не все и не сразу осознали реальную цену обещаниям и заклинаниям мало кому знакомого и непонятно откуда внезапно возникшего, как чёртик из табакерки, Эдуарда Боякова – людей смущали, парализовали, и в какой-то мере внушали некоторую надежду имена подлинно талантливого актёра и режиссёра Сергея Пускепалиса и писателя-воина Захара Прилепина… Оставим за скобками утверждение классика о несовместимости гениальности и злодейства. Но ход Мединского и тех, кто стоял за ним, был безупречно дьявольски изощрён и злодейски талантлив…

Ситуация в МХАТе могла развиваться по двум принципиально разным сценариям, которые условно можно назвать «китайский» и «советский». Из недавней истории: один путь, планомерного и продуманного развития, привёл социалистический Китай к взлёту из нищеты 70-х в лидеры современного мира, а другой, демагогически-разрушительный и бездумный, с предательством элиты, – к развалу и краху Советского Союза как Великой мировой державы. «Китайский» вариант, применительно к МХАТ им. М. Горького, мог бы состояться, если бы Минкульт и Владимир Мединский изначально имели цель бережного сохранения и развития традиций Художественного театра. Для этого, деликатно уговорив Т.В. Доронину подвинуться на пост Президента и руководителя Худсовета, назначив на пост Художественного руководителя и директора театра людей, одобренных лично Татьяной Васильевной. На деле же стал реализовываться до боли знакомый горбачёвско-ельцинский сценарий. Циничный обман. Вероятно, грубый шантаж финансовыми нарушениями. Бесправная и унизительная роль «зиц-председателя» в театре и мифическом худсовете. Предательство окружения. И последующая вакханалия самодурства, правового беспредела, ничем не ограниченного всевластия человека, весьма посредственного как личность, но чрезвычайно амбициозного, мелко мстительного, болезненно капризного, барски высокомерного, мало духовного, но при этом по-хлестаковски изворотливого демагога, мастерски пускающего пыль в глаза и вешающего лапшу на уши россиянского обывателя…

Доронину подло и расчётливо предал ближний круг. Те, кто кормился у неё с рук, кто был обязан ей всем, кого она любила и кому доверяла. Это, в первую очередь, и В. Клеменьев с Т. Шалковской, и М. Кабанов с Е. Коробейниковой. Никаких высоких мотивов, что б они потом, после финала бояковщины, ни говорили, –  и под микроскопом не найти. Александр  Дмитриев поспешил присягнуть Боякову в большей мере из-за личных обид. Талантливый, но, как он полагал, недооценённый режиссёр Малой сцены нашёл понимание и увидел перспективы при новой команде театра… Мотивы И. Фадиной, К. Пробст, Н. Моргуновой, В. Халтурина и других, запевших вдруг дифирамбы Боякову, так же просты и незамысловаты… Молчащее же большинство труппы заняло позицию – моя хата с краю, как-нибудь пронесёт. И осуждать их язык не повернётся. Так было всегда. И так будет. При всех режимах. При всех идеологиях. При всех изворотах истории. Инстинкт самосохранения в человеке заложен на генном уровне. Ну а на борьбу со злом, на отстаивание своих принципов решаются единицы.  Об этом ещё у Евгения Евтушенко в стихотворении «Карьера»:
 
«Учёный, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.

И он, садясь с женой в карету,
свершив предательство своё,
считал, что делает карьеру,
а между тем губил её».
 
(Продолжение следует...)