Одиссея рядового П. А. Петровского

Евгений Медиокритский
Моему дорогому тёстю Петровскому Петру Антоновичу, (1913 -1996гг.), большому любителю литературы и чтения, судьбой было отмерено участвовать в ВОВ. Но как долго, где и кем? Ответ краток: 10 дней, Пулковские Высоты, рядовым. И хотя ответ получился коротким, но за ним стоит долгий жизненный путь.  Настоящая Одиссея (см. Заявление Петровского П.А.).

              ЗАЯВЛЕНИЕ    ПЕТРОВСКОГО П. А.

08. 1941 г.  по линии военного отдела Ленинск-Кузнецкого Сельского РК КПСС я был призван в Красную Армию через Ленинск- Кузнецкий Горвоенкомат как политбоец Сталинского призыва. С 05. 08 по 15. 09. 1941 г. проходил подготовку в Тюменском пехотном училище. Был направлен на защиту г. Ленинграда. От Волховстроя пешими дошли до о. Ладога, а затем ночью на баржах благополучно доплыли до противоположного берега. Уже 19. 09 был в г. Ленинграде, а на следующий день на передовой линии фронта в 174 Бондаревской дивизии (260 стр. полк, 4 рота) в направлении Пулковских высот. Во время очередного наступления 30. 09. 1941 г. тяжело ранен осколком снаряда (слепое ранение) в левую лопатку и в сопровождении красноармейца доставлен в полковую санчасть, которая находилась в селе Московская Славянка.

Передовая линия была в 1,5–2-х км от этого села. После предварительной обработки раны в бессознательном состоянии был доставлен в г. Ленинград в эвакогоспиталь. За время нахождения в госпитале мне 2 раза сделали операцию под наркозом на предмет извлечения осколка. Операции проводила врач Углова Вера Михайловна, её муж к. м. н. Углов Фёдор Григорьевич и медсестра Вера.

Трудности были когда лежал в госпитале: голод и холод, ежедневные обстрелы и бомбёжки, дистрофия и голодные обмороки. 06. 12. 1941 г. был эвакуирован с другими ранеными на самолётах «Дуглас» на ст. Хвойная, а затем в эвакогоспиталь г. Рыбинска. Оттуда прибыл 28. 12. 1941 г. в г. Курган в эвакогоспиталь № 1728. Медкомиссией  э/г признан по ст. 54 часть 1  годным к нестроевой службе и направлен в распоряжение Командира  Второй Зап. Стр. бригады (г. Чебаркуль).
Два раза в Запасном полку проходил медкомиссию, где признавали -- «пригоден к нестроевой службе».
В мае 1942 г. в часть прибыл майор, который отобрал из числа нестроевых  семь  человек, в том числе меня, для работы стрелками в исправительную трудовую колонию г. Златоуста.  По прибытии в г. Златоуст в колонию у меня образовался воспалительный процесс c внутренним нарывом в области левой лопатки с распространением на левую грудь при высокой температуре. Лагерный врач отказался делать операцию в связи  с отсутствием места и нужного инструмента, эвакогоспиталь не принимал, т. к. демобилизован из армии, в горбольнице свободных мест не было.
 
Согласно поданного заявления меня освободили от занимаемой должности по состоянию здоровья. По приезду в г. Ленинск-Кузнецкий стал на военный учёт в Горвоенкомат. 10. 08. 1942 г. поступил работать Уполномоченным  Сельхозбанка по Ленинск-Кузнецкому Сельскому району. 30. 09 1944 г. уволен в связи с мобилизацией в Советскую Армию как призванный к строевой службе.

 Прибыл в г. Иркутск, прошёл перекомиссию, где признан годным к нестроевой службе, и направлен обратно домой. По возвращению домой в Горвоенкомате поставили на учёт и направили работать в милицию. В Ленинск-Кузнецком ГОМ МВД работал в должности оперуполномоченного ОБХСС по 10. 10. 1945 г. Уволен в связи с избранием отв. секретарём Исполкома Ленинск-Кузнецкого Районного Совета. В  январе 1948 г. утверждён сессией Райсовета зав. райфинотделом. В июне 1953 г. согласно заявлению освобождён от занимаемой должности по состоянию здоровья (тбц и как инвалид ВОВ 2 гр.).

В 1952 г. на медкомиссии г. Ленинска-Кузнецкого был освобождён от воинских обязанностей и Горвоенкомат выдал мне соответствующее свидетельство. В марте 1954 г. назначен бух. - ревизором ОблФО. В мае того же года переведён и. о. ФХО ОблФО, в июле 1954 г. назначен переводом в Топкинский Исполком на должность Зав. РайФО, где проработал 19 лет в должности Зав. РайГорФО до июля 1973 г. Уволен в связи с уходом на пенсию по состоянию здоровья. 26 лет избирался депутатом и членом Исполкомов Ленинск-Кузнецкого и Топкинского РайГородских Советов народных депутатов.

Я вынужден написать пространное заявление лично Вам лишь только по вине Топкинского Горвоенкомата, а именно: в 1979 г. в день Победы во время сбора участников ВОВ для прохождения в параде военком объявил -- «кто не получил положенные медали обратитесь в военкомат». После я пришёл в военкомат, принёс копии 2-х справок эвакогоспиталя, но офицер потребовал и взял у меня свидетельство об освобождении от воинских обязанностей.

Через несколько месяцев я обратился к этому офицеру за результатами, но он мне ответил – « в списках  участников по защите г. Ленинграда Вы не значитесь». Я сказал ему, что в г. Ленинске-Кузнецком проживает старшина Пушкарёв Алексей Фёдорович (см коллаж  М.Карповича), с которым вместе были на передовой и в одном госпитале г. Ленинграда ; а также Игуменов Алексей, проживающий по адресу – Племсовхоз Ленинск-Кузнецкого района, с которым был вместе на передовой. Они это подтвердят. Офицер мне ответил, что этого не требуется, однако, свидетельство мне не возвратил, пообещав меня вызвать. В декабре1983 г. я написал заявление в Горвоенкомат о высылке свидетельства, но ответа из военкомата не последовало.

Убедительно прошу Вас оказать мне помощь в получении свидетельства об освобождении от воинской обязанности, т. к. справки от нарколога и психиатра(для получения водительских прав при вождении ЗАЗ с ручным управлением) без военного билета или свидетельства об освобождении не дают, а они мне нужны.

Мне 73 года, состояние здоровья плохое. Раньше состоял в комсомоле с 1932 г. по 1939 г. С 1939 г. по июнь 1943 г. кандидат в члены КПСС и с июня 1943 г. член КПСС до настоящего времени.
                16/ 1V – 1986 г.   С уважением  Петровский.

Сохранилось несколько фотографий той поры(см.коллаж Михала Карповича):
Курсант Тюменского Пехотного училища П. А. Петровский. На обратной стороне фотографии написано его рукой: «Оставил Галю дома в возрасте 4 лет 5 мес. Когда вырастит – большая помнить не будет в случае моей смерти. Так пусть эта фотокарточка останется для неё на долгую-долгую память для воспоминания об отце. Август. г.Тюмень ;
на другой   
«28 августа 1941 г. 
Сидят курсанты, слева направо:  Деев Дмитрий Львович, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Кирова, 51-4; Распутин Григорий Иванович. Орденоносец, командир роты; Петровский Пётр Антонович, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Сухова,10.
Стоят слева направо: Мамаев Виктор Всеволодович, Совхоз 208; Пушкарёв Алексей Фёдорович. Старшина. Совхоз 208.»;

Орденская книжка к Ордену Отечественной войны 1-й степени  Петровского Петра Антоновича.

Если неторопясь, вновь прочитать подписи под фотографиями Петра Антоновича, то сколько ещё можно сделать выводов и заключений по ним. Например, курсанты уже представляли, ч т о   их ожидает, и первая подпись должна быть: «Последнее прощай!». А им всего 25-30 лет: дома остались жёны с детьми, семьи, старики-родители... Да и глаза, и лица напряжённые, тревожные, вопрошающие. Может быть не понимающие – «так что же со мной будет, что же с нами происходит!? Жили, работали, пахали, а завтра фронт!»

И курсанты - рядовые  шли в бой...