Не знает границ

Миша Сапожников
Выпускной вечер в школе. Все оживлены: и учителя,  и выпускники. Я тоже возбуждён – прощаюсь со школой, десять лет жизни отдал ей. Знаю, что завтра у меня начнётся другая жизнь, какой она будет трудно представить. Я не жду от неё одних только радостей. Живу с мамой, отец погиб на войне. Живём мы трудно, рассчитывать не на кого. Отныне всё придётся решать самому.

Я танцую подряд со всеми девочками 10го класса – я прощаюсь со школой навсегда. Только с одной из них, Дашей, мне очень грустно танцевать. Мы любим друг друга и понимаем, что может, танцуем последний раз, так как нам придётся расстаться, возможно, навсегда.

Я хочу попытаться поступить в вуз, но в Белоруссии мне, еврею, не светит, да ещё с троечно – четверочным аттестатом зрелости никому ненужного ученика – безотцовщины. Я решил уехать поступать в Россию, там говорят не так строго со словом «незя» еврею.

Дашка (Дарья) – русская останется поступать в нашем родном городе. Родители её, уважаемые  люди, даже  рады, что она останется при них и, наконец, покончит с этим бедным евреем.

Мы всем классом гуляли до утра, жгли костёр на берегу реки, пели песни под гитару, некоторые целовались, а некоторые девчонки плакали, набросив на себя пиджаки любимых мальчиков.

В подъезде своего дома Дашка вцепилась в меня плача и причитая:
- Изя, не бросай меня, я же тебя очень люблю.
Я молчал, как будто проглотил язык, а что я мог сказать? Судьба оказалась сильней меня.
- Дашенька, я ничего не могу обещать, у меня ничего нет. Моли Бога, чтобы я не поступил и вернулся домой.
В это время вышла Дашина мать и грубо сказала:
- Ну, хватит прощаться, пора домой.

Моя мама не хотела, чтобы я уезжал. В случае моего поступления в вуз она остаётся одна, да и моя дальнейшая судьба была для неё пугающей.

До сих пор помню момент, как я стою в тамбуре вагона с проводницей, а мама на перроне. И в это время поезд тронулся с места. Мама сначала шла за ним, потом побежала, она плакала. Поезд набирал скорость, а мама плача бежала за ним,  отставая и отставая. Проводница, чувствуя остроту момента, не закрывала дверь вагона. Вскоре платформа закончилась, мама пробежала ещё несколько шагов по щебёнке и остановилась, маша мне белым платочком. Проводница попросила меня зайти в вагон и закрыла дверь.
Всё! Я остро почувствовал, что на этом дверь в моё детство навсегда закрылась. Я впервые остался один, а мой единственный дорогой мне человек остался за дверью и всё удаляется от меня.

Денег у меня было мало, да и вещей, они свободно поместились в маленьком фибровом чемоданчике. Я прошёл в вагон, устроился на своём месте и снова вышел в тамбур. Всё время до сна я стоял в тамбуре и курил. Клубы сигаретного дыма плыли над моей головой, а в ней был туман.

Я не столько думал о Дашке, она была в семье, как о моей любимой, многострадальной, одинокой маме. Потом я начал думать, куда податься первым делом завтра, после приезда в областной город. Есть не хотелось, а ночь на пустой желудок была тревожной, тяжёлые сны сменяли друг друга. Конечно, я не выспался, голова была тяжёлой.

Первым делом поехал в институт, сдал документы на строительный факультет. Потом пошёл в институтскую столовую, съел, наконец, крутое яйцо с двумя кусочками бесплатного хлеба, и запил чаем с еще одни кусочком хлеба. На доске объявлений прочитал: «Сдаётся комната трём мальчикам». Поехал по указанному адресу, договорился с хозяйкой по вполне сносной цене. Затем решил поверхностно ознакомиться с городом, в котором надеялся учиться пять лет, и послал маме телеграмму, что устроился.

Со следующего утра занялся подготовкой к сдаче вступительных экзаменов. К моему великому удивлению вступительные экзамены сдал успешно, две пятерки и две четвёрки и был принят на первый курс. До начала занятий оставалось меньше месяца, решил домой не ехать, чтобы не тратить деньги на дорогу, а наоборот устроился на работу подсобником на стройку.

В сентябре наша группа поработала в колхозе на уборке картофеля. Погода стояла хорошая, мы сдружились. Кормили хорошо, лучше, чем дома, даже поправился. Писал маме письма два раза в неделю. Она жаловалась на здоровье, скучала по мне. С Дашей тоже переписывался, она сначала клялась мне в любви и ждала зимней сессии, чтобы увидеться. Потом письма её стали холодные. Я же с нетерпением ждал зимних каникул, чтобы приехать к маме, обрадовать её, и выяснить наши отношения с Дашей.

И вот я дома, мама счастливая, готовит  мне вкусные блюда, расспрашивает, как я там справляюсь с житейскими хлопотами.

Встреча с Дашей оказалась холодной, она не бросилась в мои объятия, а лишь слегка поцеловала меня в щёку.
- Изя, прошу меня извинить, ты далеко, я скучала по тебе, а тут подвернулся мой однокурсник, сходили с ним несколько раз в кино. Он оказался хорошим парнем, клялся мне в любви, и я полюбила его. Я думаю, и у тебя там появилась девушка.
- Девушек в моей группе много и все хотят любви, но я оказался верен тебе. Ты меня предала, грош цена твоим клятвам. Я на твоём пути не стану, прощай, первая любовь. Впредь буду глубже смотреть в душу девушке, прежде чем полюбить её.

Даша меня сильно огорчила, я даже хотел уехать раньше срока, но мне было жалко маму. Она заметила перемены в моём настроении.
- Что уже соскучился по новой жизни, наверное, там тебя девушка ждёт? Скоро уедешь и надолго, а я снова останусь одна.

Приехав на занятия, я ходил сам не свой, не мог простить Даше скорую измену. К однокурсницам, пытавшимся познакомиться со мной поближе, относился с недоверием и равнодушно. Однажды одна из них, Вика, живущая в этом городе с родителями, пригласила меня к себе домой, чтобы я помог ей разобраться в начертательной геометрии. Я согласился неохотно, не привык ходить по чужим квартирам. Но трёхкомнатная квартира Вики в центре города с высокими потолками и шикарной мебелью в доме старинной архитектуры, поразила меня. Я не знал, куда себя деть от чистоты, порядка и роскоши.

Отец Вики - полковник, мать - домохозяйка, да ещё у них была прислуга. Вика быстро разобралась в моих объяснениях.
- Изя, теперь ты будешь часто помогать мне, не возражаешь?
- Да ты и сама неплохо соображаешь, если чуть больше напряжешь свои девичьи мозги.
Потом был обед за огромным шикарным дубовым столом, сервированный как в лучших домах. Изя такого обеда ещё не ел. Мать Вики оказалась очень приветливой женщиной, старалась не ставить Изю в неловкое положение. Он занимался с Викой ещё несколько раз в читальном зале института. Вика нравилась Изе, да и он ей. Изя понимал, что они не пара, и скоро их отношения стали просто дружескими.

На летние каникулы Изя снова приехал к маме. Он узнал, что Даша вышла замуж. Как-то они встретились, поговорили о том, о сём и разошлись, хотя сердце Изи бешено стучало в груди.

Прошли годы, Изя окончил институт с красным дипломом, и его оставили работать в городе, в котором учился. Он работал мастером и по-прежнему снимал угол. Изя понял, что свою квартиру заимеет не скоро, а без неё не сможет обзавестись семьёй. Он был хорошим работником, трудолюбивым, толковым, уважаемым в коллективе. Хотел вступить в партию для карьерного роста, но по национальным мотивам его не приняли.

Мать писала, что ей трудно жить одной, она еле передвигается, очень скучает по нему.
Все эти обстоятельства натолкнули Изю на мысль переехать жить к маме. В их городе нужны были строители и его взяли на стройку сразу прорабом, но с оговоркой, что должен вступить в партию «любым путём».

Как-то Изя встретил Дашу с мальчиком лет пяти. Она со слезами рассказала ему, что муж оставил её с ребёнком. Отец умер, а мать всё время плачет. Они стали встречаться.
- Изя, я сделала большую ошибку в своей жизни, что предала тебя. Я только потом поняла, какой ты замечательный человек. Но уже ничего не исправишь.
Изя купил мальчику мороженное, на что он сказал:
- Спасибо, папа!
Изя пригласил Дашу с сыном к себе в гости. Даша с восторгом согласилась.
Он рассказал  обо всём этом своей маме. Она одобрила его решение и начала готовиться к встрече гостей.

В назначенный день пришли гости. Даша выглядела очень красивой. Изя подарил мальчику большую машину, на что он снова сказал:
- Спасибо, папа!
Фаина Семёновна – Изина мама оказалась очень приветливой женщиной, она как могла, хлопотала у стола, а потом взяла мальчика на ручки:
- Как тебя зовут, внучек?
- Лёша, а ты моя бабушка?

Они приятно провели время. Даша с сыном стали часто приходить к Изе.
Как-то его мама сказала:
- Даша хорошая женщина, а Лёша замечательный мальчик. Почему бы вам не пожениться?
- Не решусь я, мама, обида на Дашу сидит во мне.
И всё же они поженились. Жить стали у матери Даши. Она перестала плакать и стала спокойней.

Вскоре у молодых родился мальчик, назвали его Сёмой.
Праздники отмечали большой семьёй.
Настоящая любовь проверяется временем и не знает границ!