Эпизоды несвободы 3

Ольга Шельпякова
Начало: Эпизод 1.ФИГУРИСТКА http://proza.ru/2020/05/08/2173
Предыдущее: Эпизод 2.ЖДУНЫ http://proza.ru/2020/05/09/765

***

№3 СОЦ.ДИСТАНЦИЯ (СД)

«Так что ты цак надень и в пепелаце сиди. Ясно?»
Цитата и кадр из фильма «Кин-дза-дза!» 1986г

цак - колокольчик
пепелац - ржавый летательный аппарат
____________________________________________ 


Не знаю почему, а этот новоявленный термин царапает слух. Что-то унизительное есть в "теории социального взаимодействия" разработанной немецким философом Зиммелем, ещё в 19 веке.
Понятие не ново, но трактовка иная. Раньше в основе разделения межличностного пространства, контролируемая дистанция между людьми лежащая в пределах от 1,2 до 3,6 м, предназначалась для делового общения.
Сейчас она перешла в разряд санитарных мер. И не только. Нас потихоньку приучают, под запретом штрафов, не приближаться к вышестоящему сословию. Иными словами "знай сверчок свой шесток". Дистанцирование в будущем, будет измеряться интеллектом, статусным и классовым положением. "Царь и челядь" всё к тому идёт.
Половина дороги позади. Как говорится, выходи на плато, бери скипетр "разделяй и властвуй"!
Народ разделили, вбили в головы состояние опасности общения, вселили в душу подозрение, и самое главное - подавили волю. Мало того лишили этой воли, ограничив свободу передвижения. Все сидят в своих домах, похожих на тюрьмы "а-ля 90-е" с решётками на окнах и железными дверями. А если и выходят, то соблюдая все требования по СД, находятся в постоянном стрессе, шарахаясь от патрульных и прохожих. Каждый мой выход в магазин или аптеку сопряжён с этим состоянием. Расскажу о трёх эпизодах "вылазок" на свободу.

1.БАРАНЫ

В один из первых дней самоизоляции, снарядившись по-полной программе, вышла за продуктами.
Дорога разделена жёлтой полосой, для удобства велосипедистов. Я двигалась по самому краю пешеходной зоны, зная наверняка, что не столкнусь ни с кем. Шла, глядя себе под ноги, погружённая в невесёлые думы.
И, вдруг, прямо передо мной возникла неожиданная преграда! На меня неслась женщина крупного телосложения. Не на велосипеде, а на своих двоих крепких, обутых в белые кроссовки, ногах. Считая себя правой, я решила не уступать дорогу. Она, видимо, тоже не привыкла отступать, продолжая бег. Положение усугубляло ещё и то, что она была без маски. По факту, сплошные нарушения! Но самое странное, что дорога в это время была совершенно пуста. Расстояние между нами стремительно сокращалось.

Я лихорадочно соображала:
"Как быть? Уйти вправо, попасть под велосипед. На затылке глаз нет. Влево? С какой стати?! Пусть она сворачивает. А если свернём одновременно, неизбежно столкновение. Вон, какая здоровенная!"

Понимая, что оглядываться назад "есть ли там велосипедист?" времени нет, я закрыв глаза, шагнула влево.
Мимо, обдав жаром и запахом пота, дав гудок "овца-аа!" промчалось тело. Я, обернувшись, ответила тремя короткими "ко-ро-ва!". Сердце бешено билось. Чтобы как-то успокоиться, пыталась проанализировать инцидент. Ничего в голову не пришло, кроме притчи о двух баранах на мосту. Где дорогу наглому, уступает мудрый.
Но, ситуация складывалась иная. Я, невольно, явилась законопослушным раздражителем для бунтующего нарушителя. На мне хотели, просто, сорвать злость. Хорошо, что больше мне никто по дороге не встретился. Потому что я, разозлившись и сняв маску, решительно перешла на левую сторону! Цепная реакция в действии.

2. ЗАЩИТА

Уличный молочный ларёк. Я в маске. Подхожу, поставив на внешний прилавок тяжёлую сумку, останавливаюсь в полутора метрах от пожилой женщины. Она поправляя, только что надетую марлёвку, кидает реплику: "Отойдите!" Стою. Жду, когда она сделает заказ продавцу. Перечислив скороговоркой перечень продуктов, дама повторяет просьбу на повышенных тонах:" Что, трудно отодвинуться? Закон нарушаешь!" Спрашиваю: "Какой?"
И тут же задаю встречный вопрос: "Вам сколько лет?" Видимо, попала в точку. Рьяной блюстительнице было, явно за 65. "Какое твоё дело?! - ответила она вопросом на вопрос, дрожащими руками закидывая в авоську пакеты и брикеты, - Отойди!" Поправляю: "Отойди-те. Здесь Вы нарушитель. Должны дома сидеть, а не права качать на улице." Зря я это сказала. Разъярённая пенсионерка, спешно отойдя на безопасное расстояние и уперев руки в бока, высказала мне всё, что в душе' накипело. Что "из-за таких сволочей, она не верит волонтёрам", про то "кто её будет кормить-поить, одинокую". Понимаю, нужен был только повод слить негатив.
Ну, что же... в очередной раз, оказавшись права, я получила порцию брани. Лишний раз наглядно убедилась, что лучшая защита - нападение. Следующий эпизод, как я оказалась на высоте, не поддавшись на провокацию.

3. РАЗБОРКИ

Захожу в аптеку, при полном параде - маска и перчатки, останавливаюсь у полосатой отметки на полу.
Около кассы бойко общается с провизором весёлая тётка. Жду минут пять, слушала разговоры о её болячках. Многозначительно кашлянула, чтобы напомнить о себе. И тут же, об этом горько пожалела.

Резкий разворот в мою сторону: "Во-во! Правильно стоите, соблюдаете. А то, сейчас на почте с одной разбиралась. До драки дошло!" - радостно она подытожила.
"Разрешите пройти," - вежливо попросила я "разгорячённую". Тем более, сзади уже пристроился благообразного вида старичок. Тётя, не скрывая разочарования от неудавшейся беседы со мной, на удивление быстро, подалась на выход. Я было, с облегчением, вздохнула, но тут же услышала её крики у входной группы: "Черту' не видите?! Отодвиньтесь. Валерьянку забыла купить!"

"Третий раз очередь занимает, достала уже... - тихонько пожаловалась мне грустная женщина в белом халате, и крикнула в направлении подсобки, - Маша, смени меня, Бога ради!"
Уходя, я вздрогнула, когда активная "держиморда" рявкнула вслед: "Заходи, следующий!"
Потенциальная жертва, втянув голову в плечи, исчезла в скандальной ловушке.
_________________________________

Я недаром привела, в качестве эпиграфа, цитату из гениального фильма режиссера Георгия Данелия.
Сюжет опередил время, показав планету-пустыню Плюк в тентуре, галактика Кин-дза-дза в спирали, с её хозяином ПЖ (ПоЖизненный) как результат олигархического правления. Где полно лишённых логики законов и правил, за несоблюдением которых следит представитель власти эцилоп («police» наоборот). Жестокость наказания зависит от того, кто ты - пацак (читаем наоборот) или чатланин (чатл - деньги) и какого цвета у тебя штаны, от цветовой дифференциации которых зависит КЦ (конечная цель) а именно - борьба за чатлы и высшую идею «чтобы мне все кланялись» и делали Ку (ритуальное приветствие).
Ссылка на фильм:  http://proza.ru/rec.html?2020/05/12/301

*продолжение: http://proza.ru/2020/06/11/1577