Раны становятся стенами

Елена Вариошкина
Насилие, причиненное в детстве, вызывает необратимые реакции в развитии мозга ребенка, он хуже запоминает и обучается, у него появляется множество болезней.
В будущем на базе полученной травмы разовьются зависимости, а в отношениях он возможно станет жертвой или агрессором. Это системная проблема.

Способы выживания ребенка тесно связаны с неудовлетворенными нуждами и теми механизмами облегчения боли, которые он использовал. Формирование зависимых стратегий поведения, факторы возникновения, закрепления и последующего воспроизведения любого защитного механизма лежат в характере социального взаимодействия, особенно в контактах с родителями.

Один из способов защиты от боли – создание ложного или защитного типа личности, набора однотипных или взаимодополняющих психологических защит. Их также называют семейными ролями ребенка в дисфункциональной семье. Такая роль проявляется, как часть нашего «Я», в большинстве случаев мы её не осознаём, и даже не видим. Она заметна, видима нашему окружению, чувствуется при взаимодействии. Иногда её называют «слепым пятном».

Мы на самом деле не очень хорошо видим самих себя! Годы терапии уходят на самоузнавание.  «Слепое пятно» - вот причина почему люди приходят на терапию и говорят «я прочитал всё, что можно по этой теме, я делаю упражнения, подписан в Instagram на лучших психологов…но не понимаю, что делаю не так. Ничего не меняется». Невозможно прийти к переменам в одиночку! Невозможно изменить то, что не видишь.

Нам всем нужна обратная связь!

Риск пойти на контакт и открыться другому человеку осложняется именно наличием защит. Ведь это задача вашей защитной личности – не доверять людям, чтобы не было больно, не становиться уязвимым, не открываться слишком, избегать боли, не нуждаться. Они хранят нашу безопасность, как делали это в детстве. И в конце концов, они же справились со своей работой, вы существуете, вы живы!

Так раны становятся стенами.

Они подкрепляются ложными убеждениями, либо ошибочные убеждения вновь и вновь вызывает к жизни ваши маски и роли. Вы оказались в тюрьме из собственных защит. Запомнилась мне одно представление клиентки – «бункер». Что бы она не пыталась сделать в плане изменений, она опять и опять обнаруживала себя в «бункере». Она ощущала его физически, видела четко его образ, там было безопасно, но при этом темно, сыро и одиноко.

Примеров таких защитных типов, устойчивый наборов защит, много. 

А.С. Спиваковская называет следующие роли, которые ребенок может выполнять в семье: «ребенок-обуза», «ребенок-раб», ребенок - «заместитель мужа» (от него требуется постоянное внимание, забота, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью), «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», «душит» ребенка в узах своей любви), «ребенок как оружие» в борьбе с супругом.

От себя добавлю всем известные ребенок-герой, ребенок-талисман, шут, козёл отпущения, ребенок-витрина и другие…

Вырастая вместе с человеком, прирастая к нему всей шкуркой, врастая в поведенческие привычки, заполоняя мысли и чувства, становятся буквально вторым «Я». Мученик, душечка, знаменитый Спасатель, контролёр, критик, суперпомощник, неудачник, задира, свой парень…

Раны становятся стенами:

Поупражняйтесь в понимании. Вспомните человека, с которым сложно решать межличностные вопросы и вы бы предпочли с ним не общаться, если бы выбирали.

- Что заставляет вас избегать этого человека, какие его качества?
- Как можно было бы назвать защитный тип его личности?
- Как вы думаете, от чего он защищает этого человека?

© Психолог Елена Вариошкина, 2020.