20 День Победы во время чумы

Юрий Игнатюгин
         


   Ежегодно, в преддверии Дня Победы, я даю объявление на сайте «Германия.ру», о том что собираюсь посетить кладбище Шталага 326. И приглашаю желающих там побывать и встретиться. Раньше писал такое же объявление в русские газеты и наклеивал воззвания на дверях русского и турецких магазинов. Теперь, после убийства турками русского летчика, навалил на турков санкции, а в русских магазинах не стало досок объявлений. Поэтому всё делаю, извините за выражение, «онлайн». Но зато теперь есть вацап! Вот по вацапу мы, всемером, и собрались на велопрогулку в Штукенброк. До последнего момента я сомневался, что кто-нибудь ко мне присоединится.  Более десяти лет езжу праздновать победу в одиночку. Но вот карантин оказал действие и два «хохла», как я их называю, а с ними и третий муж хохлушки харьковчанки – присоединились.

    Поясню читателю – два русака, прожившие в Германии по полжизни, Виталий и Артём, живут на два фронта – последние годы на Украине и частично в Германии. Свободолюбивые любители анархии, они отдыхают от Германского орднунга у Неньки. И вот получилось так, в этом году, что приехав в Европу из цеЕвропы на заработки, они застряли. Захлопнулись границы! И оба звонят мне и спрашивают когда же мы едем праздновать? Очень я удивился, когда они приехали к месту старта и даже на велосипедах! Да еще привезли с собой Игоря – того самого мужа харьковчанки. А он двух фрухтов своих. Сводных братьев.   Фрухтами немцы называют своих детей. Одному фрукту восемь и он считает себя русским, а второму десять и он Менш. То есть человек! Так они ответили на мой вопрос – кто они такие? Вот и растут в одном гнезде немец и русский. Оба довольно суровы и очень терпеливо переносят тяготы походной вело жизни. Поначалу, когда я их увидел, усомнился в том, что они проедут до соседнего города. А когда мы проехали городов шесть, а населенные пункты в Германии стоят, в среднем через каждые шесть километров, то зауважал! Отнёсся безжалостно, чтобы сразу отпали – темп взял нормальный, но по мелкой щебёнке на их детских великах им было трудновато. Они героически шуровали не отставая, а даже и обгоняя. Иногда. Игорь, папа, весьма суров, и трудности они вынуждены переносить молча. Даже нарушив правила и получая матерные отцовские нравоучения они отмалчиваются и крутят, крутят, крутят….

    Выехали мы чуть припозднившись, а так как я пунктуально обязан накрыть «стол» в 11.00, то у нас ровно два часа на тридцать шесть километров. И преодоление перевала. Поэтому вертим педали в хорошем темпе. Да и молодёжь – Игорь, Виталий, Артём рвутся вперёд.  Пацаны трутся возле меня.

   А наш седьмой Василий, так газанул, что спину его мы увидели только у самого кладбища. Да и то только потому, что он заблудился. Василий наш сам по себе – известный в ограниченных кругах блогеров – он едет на это мероприятие с целью брать интервью у участников и потом будет выкладывать в своем блоге на ютубе эти картинки со своими комментами и выпадами в адрес кровавого Путина. Одно слово – блогер!

   К одиннадцати мы успели, и стол - скамью у ворот,  общими усилиями, накрыли. Мой пай – хлеб чернушка, сало, луковицы рубленные, самогон в разовых стаканчиках (вирус) – добавили ребята зелёным луком, сыром, хохлятским салом, печеньем и конфетами.  Чуть пригубил с набежавшими старыми знакомыми завсегдатаями. Они уже ждали меня и это приятно! Оставили «стол» с плакатом « Подходи, наливай, поминай!» и пошли на кладбище себя показать и на народ посмотреть!

   День солнечный украшен георгиевским ленточками на грудях, выше грудей улыбки добрых людей. Все рады, что суббота совпала с Днём Победы и они смогли плюнуть ради святого дня на вирусы и выйти из заточения самоизолированого. Вижу в толпе одного гражданина-бюргера законопослушного с маской под подбородком и приглашаю продезифицироваться. Он охотно пригубляет со мной и мы идем слушать балалаечника на разогреве. Музыкант сидит на лавочке рядом со стопкой нот и слов распечатанных песен. Начинает он что-то старинное наигрывать и Надежда из Билефельда подпевает…. Но подкопившийся народ затягивает «День победы» и балалайка подтягивает наше пение похожее на жужжание или стон – ну не спелись мы. Однако это сплачивает! Народ от ворот напирает и те кто уже попел идут вдоль поля к главному алтарю этого могильного комплекса. Поле окружено тропой выложенной плоскими камнями и ощущается прямо таки нежелание ходить по траве – там, под травой и редким деревьями лежат тела наших дедов. Шестьдесят пять тысяч! Плечом к плечу. Голова - ноги. Один на одном! Около пятидесяти рвов!  Над ними поле. Уже семьдесят девять лет! Последние легли уже в мае сорок пятого. Первые в сорок первом.

   В дальнем углу стоит под навесом крест. Рядом топчется поп. Вдоль забора каменные стелы облицованные стеклянными плитами с именами лежащих здесь солдат. Немцы копают в архивах и за последние годы многие тысячи неизвестных обрели имена. Ряды каменных плит установлены на отдельном поле и на каждой плите четыре имени. Много женских. На всех камнях лежит одна свежая роза. Одна на четверых. Германия кается. Нашему же послу и консулу по барабану. Ни венка, ни цветочка от Государства Победителя своим защитникам. «Никто не забыт….» ?

    Тихо беседуем с большой семьёй приехавшей из Ганновера. У них шесть портретов родственников воевавших. Один из них погиб 19 апреля при форсировании Одера. Могилку его теперь посещают потомки. Остальных пятерых поминают здесь. Вдали слышно пение попа и присных. Отпевают.  В прошлые бескарантинные годы собирались даже три попа и по три автобуса верующих приезжали. Нынче атеисты превалируют. Уже слышны сетования даже – когда крест на монументе заменят на звезду?
   Но это спор давний. В мае 1945 го освобожденные узники собственными руками воздвигли стелу и водрузили на неё звезду. Лет двадцать назад попы втихаря заменили братскую звезду на крест. Восстановить первозданное некому. Попы нынче в силе.

   Уже перевалило за полдень и народ прибывает и прибывает. По моим подсчётам сейчас на кладбище не менее трехсот человек. И будут подъезжать до темноты! Значит, посетят могилки три тысячи человек. Что немало учитывая отдалённость. Люди приезжают за сто и более километров! Ганновер, Оснабрюк, Кёльн, Бонн …. Все эти города дальше чем за сто километров.
    Я узнаю некоторых людей по прошлым свиданиям здешним, меня тоже узнают. Много детей и молодёжи. Вот подъехала кавалькада мотоциклистов, машины с красными флагами, пожилые деды и бабки с каталками выходят из внуковых машин. Что замечательно здесь, так это отсутствие всяких руководителей и регуляторов. Люди от души собственной, а не для галочки собрались! Митингов и обрыдших лозунгов на тряпках людям не нужно. Главное что МЫ не забыли! Помним, коли мы тут. Домой приедем и посмотрим в телевизоре как Президент наш, на могиле Неизвестного, поклянётся за нас никого не забыть.

А пока фотографируем венок от узбеков.

   Весенний день создал у всех без исключения праздничный настрой, и у ворот уже два музыканта окружены желающими попеть и просто постоять в толпе своих. Гитарист здесь регулярно, каждый год, устанавливает пюпитр  и вокруг него кружок любителей попеть и стихи почитать…. Вот и сегодня он, хотя и приехал позже меня, однако, даже не выпив-закусив, уже готовится спеть нам.
   А вот и Юля, жена молодая моего приятеля и земляка Германа. Ему я привёз бутылку самогона и обмениваю её на тарелку с бутербродами. Подошедшая помянуть парочка подносит фляжку водочки, и мы её тут же разливаем. У нас традиция уже – люди знают мою скамеечку и столик с самогоном и подносят кто что может. Вот и мешок с бутербродами! Раздаем их тем кто не может выпить, а поговорить хочет.

   Но пора и честь знать! Прощаемся с добрыми людьми и седлаем коней. Наши мальчишки уже отдохнули и рвут удила.

   Доехали обратно даже быстрее чем туда. И только сели в автомобиль, как оба фрукта захрапели.

    С Семьдесят Пятой Годовщиной Великой Победы всех вас, мои читатели!

Вот тут мой клип об этом событии:https://www.youtube.com/watch?v=2JdRyhxk_2o

12.05.20