Сутра Сердца. Хридайя Сутра

Яхья Мустафаоглу
Яхья Мустафаоглу

ПРАДЖНЯПАРАМИТА ХРИДАЙЯ СУТРА

СУТРА СЕРДЦА ЗАПРЕДЕЛЬНОЙ МУДРОСТИ

Сутра Сердца – это сутра о том, как постичь и как практиковать
Высочайшую Запредельную Мудрость!


КРАТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта древняя сутра является небольшой по объему, но ее глубочайшая эзотерическая мудрость от этого становится только еще более совершенной и прекрасной подобно Алмазу, блистающему непостижимым Светом Запредельной (всякому понимаю) Мудрости!
Вместе с «Ваджраччхедика Праджняпарамита сутрой», известной в западном мире как «Алмазная Сутра», «Сутра Сердца Праджняпарамиты», излагающая Суть Запредельной Мудрости является одной из важнейших сутр буддизма Махаяны. Считается, что она появилась в Индии примерно в третьем веке нашей эры, а затем была переведена на китайский, тибетский, японский и др. языки востока. Но на самом деле Адвайтиское по сути Учение, содержащееся в Хридайя Сутре, как и в Алмазной Праджняпарамита сутре, дано миру самим Гаутамой Буддой!..

Чтение этой сутры, (а читать ее надо непременно сердцем, ибо умом она не постижима), не только передает суть и смысл этого Божественного Учения, но и при определенной готовности читателя, может поднять его дух и сознание на наивысшую высоту и дать непосредственное переживание и непостижимое Видение Абсолютной Реальности как ТАковой!

Изучение Праджняпарамиты – Запредельной Мудрости может быть шоковым для не подготовленного читателя, или оно покажется полным абсурдом. Так что, нужно быть духовно чистым и крепким, как алмаз, чтобы хотя бы вникнуть в суть величайшего шедевра буддийской Мудрости!


СУТРА СЕРДЦА ЗАПРЕДЕЛЬНОЙ МУДРОСТИ

(Перевод текста приводимого ниже сделан С.Ю. Лепеховым с тибетского языка по Лейпцигскому изданию 1835 г. В скобках даны пояснения.)

Итак, сутра, излагающая Суть Победоносной Запредельной Мудрости, такова:


Такую речь я слышал однажды. Победоносный (Гаутама Будда) пребывал в Раджагрихе на Орлиной горе (Гридхракуте) с большим собранием монахов-бхикшу (учеников) и великим собранием бодхисаттв (Бодхисаттва - очистивший свое сознание, пробуждающийся). В то время Победоносный погрузился в самадхи (трансцедентальное состояние), именуемое "Глубокий Блеск". И в то же время Арья Авалокитешвара (Сострадающий всем существам), бодхисаттва-махасаттва, практикуя созерцание Глубокой Мудрости, выводящей за пределы, увидел, что пять скандх* по природе своей чисты и пусты.

Тогда побуждаемый духовной силой Будды почтенный Шарипутра спросил бодхисаттву-махасаттву Авалокитешвару:

"Те сыновья и дочери из хорошей семьи, которые захотят практиковать Глубокую Запредельную Мудрость, как они должны ее постигать и практиковать?"

Бодхисаттва-махасаттва Авалокитешвара ответил почтенному Шарипутре:

"О, Шарипутра! Те сыновья и дочери из хорошей семьи, которые желают практиковать глубокую запредельную мудрость, должны созерцать (в медитации) и увидеть, вследствие этого, что пять скандх по своей природе пусты.

Форма есть пустота, пустота и есть форма.
Нет формы помимо пустоты, нет пустоты помимо формы.
Так же и чувства, различающие мысли, энергии и сознание пусты.
О, Шарипутра! Поэтому все дхармы пусты и лишены признаков, не рождаются и не исчезают, не загрязнены и не чисты, не увеличиваются числом и не уменьшаются.

О, Шарипутра! Поэтому в пустоте нет формы, нет чувства, нет различающей мысли, нет энергии, нет сознания, нет глаз, нет уха, нет носа, нет языка, нет тела, нет ума, нет видимого, нет звука, нет запаха, нет вкуса, нет осязаемого, нет дхармового элемента... Нет дхату** видения... нет дхату сознания. Нет неведения, нет прекращения неведения, нет старости и смерти, нет прекращения старости и смерти. Подобно этому нет страдания, нет прекращения страдания, нет возникновения страдания, нет пути прекращения страдания, нет мудрости, нет достигнутого и нет недостигнутого.

О, Шарипутра! В соответствии с этим для бодхисаттв нет достижения. Опираясь на эту глубокую запредельную мудрость и пребывая в ней, они не имеют препятствий и омраченности и, уйдя от заблуждений, они достигают полного освобождения - нирваны. Опираясь на эту глубокую запредельную мудрость, все Будды трёх времён достигли наивысшего, совершенного и полного Просветления.

В соответствии с этим Мантра Запредельной Мудрости, Мантра Великого Знания, Наивысшая Мантра, уравнивающая неравное, Мантра, полностью успокаивающая все страдания, не ложная, должна быть истинно, практически познана.

Мантра запредельной мудрости такова:

OM GATE GATE PARAGATE PARASAMGATE BODHI SVAHA.
ОМ ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАМГАТЕ БОДХИ СВАХА!

О, Шарипутра! Так бодхисаттвы-махасаттвы должны практиковать глубокую запредельную мудрость.

В этот момент Победоносный (Будда) вышел из своего самадхи и выразил одобрение бодхисаттве-махасаттве Авалокитешваре:

"Прекрасно, прекрасно сын из хорошей семьи. Именно так, подобным образом, как ты это проповедовал, нужно практиковать глубокую запредельную мудрость. И этим ты доставишь радость всем Татхагатам***".

И почтенный Шарипутра, бодхисаттва Авалокитешвара, все монахи, бывшие вокруг, боги, люди, асуры возрадовались словам Победоносного и восславили его проповедь.


К О М Е Н Т А Р И Й

Это высочайшее Учение - ничто иное как буддийская версия Адвайтиской теории НЕДВОЙСТВЕННОСТИ РЕАЛЬНОСТИ - Атмана – Одного, без второго и  дилеммы  о РЕАЛЬНОСТИ и МАЙЕ. Пустота – есть Реальность. А все бытийное – скандхи, дхармы и т.п. – Майя. И подобно дилемме о змее и веревке, если реально одно, то другое нереально, иллюзорно, пусто.

Великое Знание – ХРИДАЙЯ СУТРА – Запредельной Мудрости, уравновешивающее неравное (т.е. Реальность и Майю - Великую Иллюзию) есть Знание Сущности Победоносной Мудрости о том, что ВСЕ ПУСТОТА. То есть все проявленное, определяемое, различаемое мыслью, являющееся объектом чувств, осознаваемое как форма, энергия или дхармовый элемент – (дхарма, как супроэлементарная частица субстанции мира), имя, все, что имеет отношение к внешним органам чувств, все являющееся их объектом или предметом и т.д. все, что может быть осознаваемо, видимо (любым способом), или даже  постигаемо бессознательно – в глубоком сне, в смерти или неведение, или даже сама Запредельная Мудрость, постигаемая Сверхсознательно – все это П У С Т О Т А! То, что Адвайта Веданта (Учение о Недвойственности Реальности) называет Майей, ХРИДАЙЯ СУТРА обозначает как ПУСТОТУ!

Особенность данной парадигмы в том, что (теория) понятие Майи, не будучи прямо обозначено, получает здесь полное и абсолютное раскрытие. Можно сказать, совершенное раскрытие. Ибо Пустота Пяти Скандх может быть постижима только с высоты АДВАЙТИССКОГО АТМАВИДЬЯ! Именно, когда Майя есть Пустота, тогда только она «становится» или видится как ПОЛНОТА ЕДИНОЙ РЕАЛЬНОСТИ в Адвайтиском смысле. И тогда НЕРАВНОЕ (МАЙЯ – Иллюзия Мира и РЕАЛЬНОСТЬ – АБСОЛЮТ) СТАНОВИТСЯ РАВНЫМ, А ПОТОМУ – ЕДИНЫМ - ОДНИМ!..

ЭТО ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА!

Потому медитация на тему пустоты пяти скандх дает видение ЕДИНОГО АБСОЛЮТА, где нет двух, где объект и субъект сливаются в одно – АТМАН – БРАХМАН – СЕРДЦЕ (ХРИДАЯМ), ВЫСШЕЕ Я – СЕРДЦЕ МИРА – АТМАН!  И даже это Высшее «Я» есть Сама ПУСТОТА! Ибо ВИДЯЩИЙ - (АБСОЛЮТНАЯ ПУСТОТА, как ОДНО, без второго), - будучи Абсолютно НЕДВОЙСТВЕННЫМ не может Себя Видеть, как объект!..

И это ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА!


Д О П О Л Н Е Н И Е

«ПОЗНАЮЩИЙ ПОЛЕ» - (См. соответствующую главу из БХАГАВАДГИТЫ) – ПРИВЯЗАН К ПОЛЮ. Поэтому стремящемуся к Высшей Запредельной Мудрости не следует быть или стремиться быть Познающим Поле. То есть не следует иметь Самосознание ПУРУШИ «Горожанина», живущего в (в 9-ти вратном) городе, т.е. в теле (телах) и познающего город и то, что вне его (мир). Но следует полностью отречься от города, от самости (от эго даже в смысле Ахамкары – первичной монады эго), и от Пуруши (души) и осознать Себя «ПОЗНАВШИМ ПОЛЕ ВО ВСЕХ ПОЛЯХ». Ибо ПОЗНАВШИЙ ПОЛЕ более не желает быть Познающим Поле, т.е. быть зависимым от Поля, и тем самым он становится свободным!

В определенном смысле, Познавший есть отказавшийся от Познания навсегда, ибо все новое и новое стремление к познанию делает искателя зависимым от поля. Но все это надо понимать именно в высшем эзотерическом смысле. Ибо Беспредельно Поле Непознанного. Более того, есть еще и ВЫСОЧАЙШЕЕ НЕПОЗНАВАЕМОЕ! Но именно с позиции ХРИДАЙЯ СУТРЫ ВСЕ ПОЗНАВАЕМОЕ – ПОЛЕ – ЕСТЬ ПУСТОТА! И познающий Запредельную Мудрость этого древнего Учения осознает, что Познание или ПОСТИЖЕНИЕ ПУСТОТЫ (Бытия Мира) есть ПОЗНАНИЕ ПОЛЯ ВО ВСЕХ ПОЛЯХ. Что невозможно в случае дуального (Познающий – Познаваемое) отношения, в которое попадает Познающий Поле.
 
Таким образом, ЕДИНАЯ ПУСТОТА – АБСОЛЮТ (тождественная Абсолютной Полноте) находится ВНЕ ВСЯКОЙ ДУАЛЬНОСТИ и постигается НЕПОСТИЖИМО в ПРАКТИКЕ САМООСОЗНАЮЩЕГО ПРОБУЖДЕНИЯ В ВЫСОЧАЙШЕЙ ЗАПРЕДЕЛЬНОЙ МУДРОСТИ!..
_______________

* Пять Скандх - группа из пяти элементов, вызывающих привязанности и ведущих к страданиям и бесконечным перевоплощениям в сансаре. Пять скандх составляют основу личности – самости, порождая иллюзорное, ложное «я» - эго, которое самость принимает за реальное. Скандхи это: 1. Форма – тело; 2. Чувства, желания, ощущения; 3. Представления, понятия – мысли; 4. Интуиция – скрытые впечатления и энергии; 5. Сознание – обладающее вечной жизнью.

** Дхату – семь первоэлементов организма и семь основных каналов сознания.

***Татхагата - это статус Так Пришедшего - Будды, полностью достигшего Самореализации в Абсолютной ТАКОВОСТИ, в которой уже нет качества отдельности. Так Пришедший - Татхагата никак и никуда не приходит и никуда не уходит. Он Есть - Вечный и Неизменный Абсолют, Пребывающий вне формы и имени, вне всякого пространства и времени, вне двойственности и причинности, и даже за пределами Собственного Я, иначе говоря - вне всякой Майи - Иллюзии Мира - Бытия!..