Диалоги о Достоевском Ф. М

Анита Карелина
«Мой город в сумерках сгорал -
Дворцы, соборы, колокольни.
Здесь Достоевский жил так больно,
Так бедно жил и умирал.

Здесь раскрывались в ночь мосты,
Чтоб небо падало в объятья,
И ночь, сгорая, в белом платье
Шла в рукописные листы...»

Сан-Торас  (Из стихотворения, посвященного Санкт-Петербургу)


Эти замечательные строки я взяла в эпиграф к разговору о Ф.М. Достоевском. Очень часто в рецензиях возникают беседы на различные темы, которые потом находят отзыв и у других читателей. Однажды наше интересное обсуждение темы с Санто, не просто затянулось, а было отложено на некоторое время. И вот что получилось. Всё начиналось так...


-  ...Славная моя Анита, выскажу только две мысли и дальше буду их думать:)
Как говорит почти на любое моё произведение моя жена: "БоГАто, Санто!". Это означает, что обычно автор выразит одну мысль и вокруг нее устраивает пляски - а у меня всегда - море мыслей - океан! ИЗОБИЛИЕ, конечно, радует, но нередко и ОБЕСЦЕНИВАЕТ. Поэтому, как художник минималист - выскажу только две мысли и обе на Ваши слова о Достоевском: " ...к примеру, у Достоевского я ничего нового для себя не открыла и он мне не интересен.»
Мысль первая: То, что Вам не интересен Достоевский, и Вы у него ничего
для себя не открыли - это не его история, а Ваша. Это Ваша история и биография, которая характеризует Вас и никак не отражается на Достоевском.
Мысль вторая: Для меня Достоевский уникален и безмерно интересен - скажу чем, и буду благодарен, если Вы проясните для меня эту загадку.
Известно, что литературный жанр диктует законы, развития произведения. Например, детектив:
вначале ЗАКРУЧИВАЕТСЯ интрига (допустим убийство или ограбление, или то и другое),
и на протяжении всего повествования эта интрига раскручивается.
Читатель - если это роман, или зритель, если - это кинофильм,
следит в процессе развития действий за происходящим:
Кто убил?
Поиски - ДВИГАЮТ ИСТОРИЮ ВПЕРЁД!
Коллизия держит внимание в напряжении!
Развязка в конце:  "УБИЛ САДОВНИК!"
И НЕ ДАЙ БОГ, если тот, кто смотрел и знает финал, скажет об этом раньше!
Зрители его порвут!!!
Можно привести сотни и тысячи мировых романов, кинофильмов, сериалов,
созданных по этому принципу - абсолютно все это отлично знают.
И вот русский писатель, Достоевский, не моргнув глазом, ломает
через колено святые законы жанра! Его герой берёт топор и тупо совершает убийство с ограблением! То есть, с самого начала читатель знает:  «ВЫ И УБИЛИ-С!» Знает, КТО УБИЛ и ЗА ЧТО - ТРУБА ЖАНРУ! ДВА УБИЙСТВА - и СХОДУ - мотив, и преступник - на ладони.
БОЖ, что ж дальше делать АВТОРУ? А дальше сотни страниц, ВООБЩЕ, О ДРУГОМ...
Я в культурном шоке! Ибн второго такого ПИСАТЕЛЯ НЕ ЗНАЮ.
Этим для меня Достоевский УНИКАЛЕН.
А чем интересен? Например, тем, что УБИЙЦА и ПРОСТИТУТКА - любимые герои от ПИОНЕРОВ
ДО ПЕНСИОНЕРОВ! Ибо нет благороднее сердца, чем сердце РАСКОЛЬНИКОВА, и чище души, чем душа Сони МАРМЕЛАДОВОЙ.
Но как СУМЕЛ Достоевский все этак ВЫВЕРНУТЬ, завоевав ЛЮДЕЙ И ВРЕМЯ?! Для меня загадка!
Было бы интересно, если б Вы, для которой он ничего нового не открыл, объяснили мне это?
Не-не-не, я ни разу не шучу, друг мой! Никаких гипербол, приколов и сарказмов! Мне, и вправду, дико интересно, когда читатели на протяжении всего повествования ни чуть не ищут "САДОВНИКА", а поголовно решают вопрос: "ТВАРЬ Я ДРОЖАЩАЯ, ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ?!"
Ибн, именно ЭТОТ МЕССЕДЖ - эту ключевую мысль, Достоевский оставил на автоответчике своего произведения.
Вы, конечно, понимаете, что о Достоевском я могу наговорить докторскую диссертацию, поэтому лучше остановлюсь! Ибн Достоевский для меня, как ремонт, который невозможно закончить,
нужно просто прекратить:)))
Сан-Торас   14.04.2020


Сразу ответить у меня не получилось в связи с занятостью и пришлось отложить на неопределённое время. Одно дело – высказать мнение на уровне ученика средней школы: не нравится, потому что не нравится. И совсем другое – обосновать всё, прибегнув к обретённому опыту и полученным знаниям. Уж было подумала, что вдруг  уже изменилось моё мнение к творчеству Достоевского. Решила заново прочесть роман "Преступление и наказание", а также восстановить в памяти биографические подробности писателя. Предполагала, что чтение будет даваться слишком тяжко. Процесс длился долго, но вот наступил-таки момент для продолжения прерванного диалога.


- Санто, соглашусь с вашей первой мыслью - вы опять правы, говоря о личности. История и биография каждого – личное дело. Только вот, как быть с «отражением»? На Достоевском, разумеется, ничего не отразится из моей истории... А ведь мнений о его творчестве невероятное количество. Вот эти мнения отражаются, как ни странно, на Достоевском, пополняя его биографию, которая давно стала общенародным достоянием.
Ваша вторая мысль требует моего отношения к уникальности личности знаменитого писателя, а также интереса к его творчеству. Не получается кратко ответить на ваш основной вопрос, Санто.
Согласна, у литературных жанров свои законы. Но «законность» свою жанры обретали после того, как чьи-то творческие новшества одобрялись большинством  и, как результат, -  заимствовались. Наверное, таким образом и появляются фанаты, которых интрига по определённому «закручиванию» сюжета увлекает. Конечно, держать читателя в напряжении – это вызвать интерес к размышлениям над происходящим и удивиться неожиданному финалу. Я когда-то увлекалась детективами и прочла невероятное количество. А потом они мне просто надоели своим «узаконенным» изложением.
Поскольку речь у нас о Достоевском и о романе «Преступление и наказание», то скажу о его жанре. Да, там есть немного от криминального жанра, от философского, чуть больше – от психологического. Всё же, считаю, что это социальный роман. Несмотря на то, что мне не нравится стиль написания, но понимаю, что роман потому и популярен, что необычен.
Не думаю, что Достоевский «ломал святые законы жанра». Вряд ли его интересовал именно жанр детектива. Он описывал собственный внутренний мир, пытаясь понять себя. В этом нет ничего необычного. Знаю, что есть психологи, которые избрали профессию с целью познать собственное изменённое сознание. Именно в стремлении познать мир и себя в этом мире Достоевский, как писатель, - новатор. Его творчество в целом - искренняя исповедь неравнодушного человека. Возможно, именно в этом его неповторимость. К вашему выводу, Санто, могла бы присоединиться: «второго такого писателя не знаю». Но не более того. Неожиданно мы с вами вдруг оказались обладателями разного восприятия в отношении творчества знаменитого и популярного писателя. Даже мелькнула мысль, что вдруг окажусь не столь безнадёжна и приму вашу точку зрения.
Интерес к личности писателя и его творчеству кроется не только в подобной уникальности. И вы это отметили. Задумалась. А чуда не произошло. Простите за тавтологию, но именно этот «интерес» мне не интересен. Для многих Достоевский остаётся загадкой. Вряд ли кто сможет раскрыть загадочную тайну, касающуюся психики человека с изменённым сознанием. Разве что - строить гипотезы на основании описания подобных состояний. Но делать выводы -  дело психоаналитиков.
Что касается созданных Достоевским образов, то моего интереса к ним также нет. Почитала и забыла. «Благородные сердца и чистые души» мне ближе у других писателей, герои которых вызывают не жалость, а восхищение. Всё же стоит отдать должное Достоевскому, ведь он тонкий наблюдатель. Практически у каждого образа есть прототип, писались они с определённых людей, которых он знал. Однако описание их внешности и поведенческие характеристики  не раскрывают полностью внутренней сути героев, а иногда и противоречивы. Удивительным образом собраны те, кого вытеснили из нормальной жизни и они лишились элементарных благ к существованию. Как-то схематично показан жизненный путь к духовному и нравственному перерождению главного героя. Зато бытовым сценам уделено слишком много внимания, как и описаниям окружающего мира героев, в котором они жили и формировались. Меня это утомляло, но, с другой стороны, такие подробности имеют историческую ценность.
И вновь соглашусь с вами, Санто, что вопрос с «тварью дрожащей» до сих пор  остаётся на повестке дня, а уж кто «право имеет» - давно обсуждается в наши дни. Поскольку пройти мимо месседжа, озвученного вами, было просто невозможно, поэтому и выбрала повторное чтение  романа-исповеди  «Преступление и наказание», о чём напишу в следующий раз. И так многовато получилось. Мне интересно изложить своё мнение не кратко, а более подробно. Я личность увлекающаяся, а тут такой глобальный вопрос решается. В силу своей профессии социолога, я не смогла отказаться от собственного исследования, которое пока остаётся «за кадром».  Позднее я вынесу на прозу полностью весь написанный материал. Поскольку о писателе у меня накопилось много мыслей, а пока только это...
Уже заранее знаю - беседа не окончена. У вас будет что сказать мне в ответ. Чувствую, пропустила что-то...

С уважением,
Анита
12.05.2020 г.


Из Интернета: Портрет Ф.М. Достоевского. К.А. Васильев. 1976 г.