Солоневич Ответ русской истории 10

Андрей Витальевич Миронов
А.В.Миронов

«И. Л. Солоневич: Ответ русской истории П. Я. Чаадаеву, Ш. Монтескье, Н. Я. Данилевскому и другим».

История – это обращенная в будущее политика.

(Завершение).

Характеризуя философию И.Л.Солоневича необходимо, на мой взгляд, дистанцировать ее от существующих направлений в философии вообще и русской философии в частности. Конечно, легко увидеть связь идей Солоневича со славянофилами и прикрепить ярлычок «неославянофильства». Можно объявить его как «идеалистом», так и «религиозным экзистенциалистом», ставящим мистический «дух народа» превыше материалистических факторов природы, а также указать на евразийские мотивы в его творчестве  - и все это будет словоблудье грязной воды. Это именно то, что презрительно называл Солоневич философией и даже не ставил это слово в кавычки. Философия Солоневича, конечно, имеет духовное родство и с русской и западной философией, как бы сам Солоневич по этому поводу не высказывался. Преемственность мыслей родственных по духу философов и даже ее критика философских врагов связывают историософию Солоневича с общей культурой России. Вне России, ее народа и их истории Солоневич не интересен, он даже оказался неинтересен в эмиграции (за исключением НКВД). Тем важнее его роль в культуре русского народа, для которого Солоневич и писал. Имея именно этот данный народ, а не абстрактный homo sapiens . Все сказанное позволяет мне охарактеризовать Солоневича как философа, принадлежащего к крайне редкому направлению отечественной историософии «к историческим реалистам». Редкость этой группы подчеркивается и приверженностью к мифотворчеству, как интеллигенции, так и народа. Так же зависимостью автора от выплачиваемых гонораров, искренней веры в политический заказ и прочими внешними и внутренними факторами. Солоневич, несомненно, один из самых понятных русских философов, ему было, что сказать народу, и он знал, как это сказать – редкость на общефилософском небосклоне. Если воспользоваться боксерской терминологией, памятуя о спортивных достижениях Солоневича, то первый раунд - эмигрантский он проиграл, но прошедшие более полустолетия с его смерти, показывают, что бой не окончен. Шаг за шагом, как первые устроители Земли Русской, Солоневич отвоевывает очки, а после изданий его произведений на родине вообще вырвался на оперативный простор русской философской и политической мысли. 

Философское наследие Ивана Лукьяновича Солоневича, к сожалению, неизвестно широкому кругу читателей, но его идеи постоянно оказываются востребованными в современной политической жизни России. С появления Ф.Ф.Нестерова до работ В.Р.Мединского   идеи И.Л.Солоневича оказываются продуктивными для развития интерпретаций и формирования вариантов национальной идеи. Потребность в продуктивном историческом представлении о месте России в мировом историческом процессе – часть нашей культуры. Положения политической программы Солоневича используются представителями различных партий, естественно, без упоминания имени философа и, естественно, вырванными из контекста исторически обоснованной и логически изложенной политической программы. Нельзя утверждать, что идеи Ивана Лукьяновича применимы в «чистом виде» и спустя 50 лет после его кончины, но, очевидно, что его философия актуальна для мобилизации народного сознания для решения проблем, стоящих сегодня перед нашей страной.

И.Л.Солоневич автор философско-исторических произведений: «Народная монархия», «Белая империя», художественных: «Две силы», «Русская сказка», биографических: «Россия в концлагере» и политико-сатирической «Диктатуры импотентов», сборника статей «Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия» изданных теперь и на его родине продолжает оставаться востребованным, но неупоминаемым в исторической, философской и политической литературе. Сложившаяся ситуация будет исправлена.

2006 г.