Солоневич Ответ русской истории 9

Андрей Витальевич Миронов
А.В.Миронов

«И. Л. Солоневич: Ответ русской истории П. Я. Чаадаеву, Ш. Монтескье, Н. Я. Данилевскому и другим».

История – это обращенная в будущее политика.

(Продолжение).

Со своей стороны замечу, что подобное преимущество монархии действительно существовало, но как замечает сам Солоневич, все было сметено Петровскими реформами. Возникает вопрос, это преимущество может быть восстановлено или нет. Может быть восстановлена традиция, прерванная в конце XVI в.? Солоневич утверждает положительно, указывая, что монархия, которую он хочет, не просто вывеска, а определенный общественный строй, объединяющий монарха и простых людей. Но не является ли его реконструкция истории (допустим, что она правильная), применимой к современности. Все существующие европейские монархии не более чем вывески, оказывающее положительное (Испания, Швеция) или отрицательное (Великобритания) воздействие на общество.

Комментируя основную для Солоневича мысль о восстановление самодержавия, обращу внимание читателей на два аспекта. Во-первых, Солоневич писал в ситуации, когда в СССР существовал широкий слой людей помнивших монархию. «Народная монархия» создавалась для страны сохранившей еще устои крепостного быта. Хотя к 50 – м годам, эти устои уже были основательно размыты – СССР превратился из страны крестьянской в страну индустриальную с преобладанием городского населения. Во-вторых, в условиях современной России монархическая идея, даже и поддержанная частью населения, не позволит пойти дальше конституционного оформления монархии. Но не о такой «писаной» монархии мечтал Солоневич. Таким образом, восстановление монархии сталкивается с двумя неустранимыми проблемами: отсутствием у народа опыта монархической организации от сельского схода до Всероссийского Престола и отсутствием общепризнанного претендента на этот престол согласно наследственным, а не тираническим основаниям. Солоневич, возражая мне, мог бы сказать: «Все вышесказанное есть философия, так как конечно восстановление монархии дело затруднительное, но не невозможно. Придется попотеть. В противном случае смерть и гибель от бюрократии и западных либерально-демократических идей». Присовокупив правым хуком.

Неожиданную поддержку Солоневичу оказывает французский исследователь Э. Тодд считающий, что последствия выборов в США, Франции и других демократических странах становится бессмысленными, так как колоссальные деньги, направленные на избирательные компании приводят к сохранению status quo. В результате реальное управление странами осуществляется элитами. В свете трансформации классических демократических принципов идея возрождения монархии становится менее экстравагантной.
В настоящее время необходимо понимать простую дилемму: сегодня существует две доминанты конкурирующие между собой: американская и европейская. В ближнесрочной перспективе им могут составить альтернативу российская и китайская. Сам факт исторического противостояния всего промышленного мира и России говорит о недавнем могуществе России. Но сейчас мы проиграли. Отступление самая сложная организационная военная деятельность. Что ж, за все приходится платить. Колоссальные территориальные потери отбрасывают нас во времена Алексея Михайловича. Индустриальные возможности во времена позднего Сталина. Культурные возможности к послереволюционным или послевоенным годам XX века. Наука и образование деградируют семимильными шагами. Материальное положение основной массы населения ниже прожиточного минимума. Психологическое состояние на 2005 год по телефонному опросу москвичей (!) - более 40 % пессимистично настроены. Что делать? И кто виноват?

Поражение в Третьей мировой (Холодной войне), не более чем традиционный исторический вызов России и населяющим ее народам. Мы либо окажемся сильнее, либо сойдем с исторической сцены. «Из всех своих катастроф Россия всегда выходила сильнее, чем она была до катастрофы. Нет оснований полагать, что после советской катастрофы Россия окажется не булатом, а стеклом»  - это оптимизм Солоневича. Умение бросить на чашу исторических весов необходимые и достаточные для победы ресурсы исторически проверенное свойство народов России, объединенных «духом русского народа». Реальный ответ за нами – живущими ныне гражданами России. Содержание этого ответа выходит за рамки философских дискуссии, что в нас окажется сильнее «дух народа» по Солоневичу или «фаза угасания» по Гумилеву. Но ответ будет даден.

Постараюсь дать ответ на другой вопрос: «Кто виноват?». Если видеть причину в других, то НИЧЕГО сделать не удастся. «Бердяи разных разновидностей ищут различных объяснений – кроме, разумеется, самих себя. В зависимости от высоты гонораров, ищут вину: в евреях, в немцах, в некультурности масс, в наследии проклятого царского (а теперь коммунистического – А.М.), в изуверстве большевиков (продажности «демократов» – А.М.), в таинственной славянской душе, в еще более таинственной исторической стихии и, наконец, даже в Диаволе – в самом настоящем, всамделишнем Диаволе – хотя без рожек и хвоста, но в Диаволе» . Мало что изменилось, и сделать по-прежнему ничего нельзя -  ЭТО ИХ ДОМИНАНТА поведения, нам не подвластная. Если видеть причину в себе, то можно еще поспорить, как с географией, так и с историей, а глядишь с Диаволом. Сошлюсь на Д.И.Менделеева считавшего, что среди государственных мужей «добрая их половина в Россию не верит, России не любит и народ мало понимает…»  - нам то что до этого! Насильно мил не будешь, да не только элитой жива была Россия, был и остается ее народ, не особенно склонный философствовать, но склонный действовать с таким предпринимательским пылом, что малая его часть уже взбудоражила Новый и Старый свет. Но на мирные цели еще есть и сметка и ум, найдется и элита готовая действовать с опорой не на отвлеченные философии, а на здравый смысл и Веру. Практическая задача сформулирована Солоневичем – создание народного самоуправления, с последующим переходом к реставрации монархии, по крайней мере, в первой своей части, не выглядит ни политическим, ни философским анахронизмом. Что касается второй части, то она станет реальностью только после выполнения части первой. Лозунг «Волим под царя Московского»  - выдвигается низами, с которыми вынуждены считаться верхи, в обратном направлении получится лишь новое шоу для туристов: «Выезд Государя Императора».



(Продолжение следует).