Тренер, или Следы на воде

Анжела Гаспарян
С 7 лет занимаясь плаванием и привыкнув к тому, что в спорте все победы даются через преодоление, студент Эдгар Озолиньш каждое утро  упорно приходил в пустынный бассейн и тренировался, чтобы выполнить норматив Мастера спорта СССР. День за днем, до исступления он наматывал километры на водной дорожке, а результата все не было. Но он не роптал и продолжал заниматься. Пока в один из дней его не окликнули с кромки бассейна: «Давай я тебе помогу!» Эдгар обернулся и увидел Альберта Васильевича Писарева, тренера сборной СССР, который в Риге был редким гостем, а для обычного спортсмена – кем-то вроде недосягаемой звезды.

Видимо, того подкупило упорство юноши, и он стал с ним заниматься. Через пару (5) тренировок Эдгар выполнил норматив играючи. Так он понял: чтобы количество труда ученика переросло в качество, ему нужен талантливый наставник.

Страна должна знать своих героев. Должна, но знает ли? Иногда с горечью приходится констатировать, что нет пророка в своем отечестве. Альберт Писарев вырастил 13 мастеров спорта СССР, воспитал целую плеяду знаменитых пловцов, прославлявших имя Латвии в мире на международных соревнованиях, Олимпиадах и чемпионатах. Оказавшись одним из самых опытных тренеров независимой Латвии, он мог бы сделать плавание олимпийским видом спорта в нашей стране. Ведь в те годы, когда он работал в сборной СССР, на спорт была завязана вся наука огромной державы. Пользуясь достижениями этой науки, социалистическая Германская Демократическая республика гроздьями снимала чемпионские медали. И потом плавненько передала наработки объединенной Германии. В Латвии победила серость, которой гении только мешали.
 
- Если меня попросят перечислить имена известных и узнаваемых латвийских тренеров по плаванию,  я назову только одно  – Альберт Писарев, - рассказывает мастер спорта СССР, чемпион Латвии на дистанциях 100 и 200 метров вольным стилем, член президиума федерации плавания Латвии Эдгар Озолиньш. -- Ни до него, ни после его ухода с активной тренерской работы латвийские пловцы не показывали таких впечатляющих результатов. Альберт Васильевич владеет своей собственной методикой, своими особыми секретами подготовки спортсменов, позволявшими ему раскрывать потенциал своих воспитанников во всей полноте.

Любой человек способен написать письмо или заявление,  а вот создать с помощью букв и слов литературное произведение или стихи – для этого требуется особый дар. Так и в спорте: методиками и методами подготовки спортсменов владеют все тренеры, а чемпионы получаются лишь у немногих. Совместная работа с такими выдающимися педагогами и тренерами, легендарными мастерами своего дела, как Валерий Буре (сын и ученик - Владимир Буре, великий пловец, отец хоккеистов Павла и Валерия Буре), Игорь Кошкин (ученик Владимир Сальников - Олимпийский  чемпион и чемпион мира) и Геннадий Турецкий (ученик Александр Попов –  живая легенда российского спорта) помогла Альберту Писареву  накопить бесценный опыт в подготовке спортсменов. Среди латвийских тренеров только он один умел достигать поставленных целей и получать «максимальный результат с оптимальными затратами» -- эту его фразу, оброненную тридцать лет назад на тренировке, я запомнил на всю жизнь.

Писарев трудился бок о бок с великими тренерами и сам был старшим тренером сборной СССР по брассу. Что выделяло этих людей среди прочих? Умение видеть истинное, полученное, например, Валерием Буре в сталинском ГУЛАГе? Тонкое понимание психологии юношества, помогавшее укрепить волю к победе? Идеализм, заставлявший отказываться от всего личного во имя высокой цели? Да, в большой советской стране было достаточно талантливых ребят. Но титулы завоевали единицы. И всегда для титула требовалось два человека – ученик и тренер. Писарева от других педагогов отличало главное – умение подвести спортсмена к соревнованиям,  к максимальному результату!

Еще мальчишкой Эдгар Озолиньш отчаянно завидовал ребятам, которым посчастливилось заниматься у Тренера Писарева. Ведь сама судьба этого человека была для мальчишек легендой.
 
Альберт Васильевич приехал в Латвию из Калининградской области в 1960-е годы. Приехал поступить в Институт физкультуры, так как еще в школе проявил себя одаренным спортсменом. А завоевав звание чемпиона Спартакиады СССР среди школьников по плаванию, решил посвятить этому свою жизнь.

Почти сразу после окончания Института физкультуры он стал Мастером спорта СССР и чемпионом Латвийской ССР в плавании на спине. Казалось бы, перед ним открывался усыпанный розами путь к спортивной славе, к участию в престижных соревнованиях, к борьбе за медали и рекорды. Но, получив диплом, Альберт неожиданно для всех и, вероятно, даже для самого себя, выбрал другой путь. Путь, возможно, не такой блистательный, но от этого не менее необходимый - учить детей плавать.
Правда, еще несколько лет он был тренером-спортсменом, выступающим в соревнованиях, а потом окончательно перешел на тренерскую работу, возможно, принеся свои личные интересы и свой спортивный талант в жертву – на алтарь подготовки юного поколения пловцов, способных прославить Латвию своими достижениями.

   - Если воспитанникам Альберта Писарева явно повезло с тренером, то ему не всегда везло с воспитанниками, - считает Эдгар Озолиньш, - но такова судьба тренера - прощаться со своим «творением», понимая в то же время, что в спортсмене еще остался большой потенциал.  И Альберт Васильевич, отдавший его подготовке годы, нервы, кровь и пот, брал нового ученика и начинал все с начала. Так случалось не раз, и не два... Бывало так, что получив заветный титул, спортсмен успокаивался, его энтузиазм иссякал. Удержаться на гребне успеха сложнее, чем взмыть на волну. Писарев понимал это и был готов работать, а ученики были готовы не всегда. С ним могли работать люди, нацеленные на результат, способные к самоотдаче и самоотрешенности.

Одним из первых «крупнокалиберных» учеников Альберта Писарева стал Владимир Передистый. Ему принадлежал рекорд СССР среди юношей  на дистанции 100 метров вольным стилем в 1970 году. Два рекорда СССР в составе сборной СССР (4x200) вольным стилем – среди взрослых. Передистый - чемпион Прибалтики 1970, 1971 и 1973 гг. Своего пика он достиг, став бронзовым призером чемпионатов СССР 1971 и 1972 гг.

Не менее знаменитым спортсменом, обладавшим огромным, но, к сожалению, до конца не реализованным потенциалом, был Айгар Кудис. Он завоевал первое место на чемпионате СССР в 1976 году на дистанции 200 м брассом и становился  бронзовым призером чемпионатов СССР 1977, 1978 годов, финалистом Олимпийских игр в Монреале. Имел звание  Мастера спорта международного класса.
Имя Артура Яковлева тоже хорошо знакомо любителям спорта. Он прославился в 1980-х, став чемпионом Европы и серебряным призером двух чемпионатов  среди юношей – в Инсбруке и в Мюлузе.

Олег Осипов выступал на 7-м чемпионате Европы (1978 год, Флоренция), но до финала, к сожалению, не добрался. Зато выигрывал юношеские матчи СССР - ГДР и СССР - ФРГ, завоевал бронзовую медаль на Спартакиаде школьников СССР в 1981 году.

Человек, создавший, подобно Пигмалиону, этих спортсменов, имена которых знала не только Латвия, сам остался в тени, не снискав громкой славы. Он не кичился своими достижениями, однако о них прекрасно помнят коллеги. Слово --  декану факультета плавания Латвийской спортивной академии Арвилу Лиелварду:
«Когда в России говорят о хоккее, то называют, в первую очередь фамилии – Чернышев, Тарасов... Когда в Латвии говорят о плавании, чаще всего звучит фамилия – Писарев, --  так он начинает свой рассказ о давнем сопернике и друге,. – Мы познакомились в далеком 1958 году, когда Альберт, собираясь в Москву из своего родного города Советска, что в Калининградской области, проездом оказался в Риге. Здесь его и перехватили, предложив не ехать дальше, а поступать в Латвийский Институт физкультуры. И он остался.
 
Альберт Писарев в 1963 году стал третьим в Латвии мастером спорта по плаванию, а я догнал его через год, в 1964-м. Мы оба были  в сборной республики и соревновались в одной дисциплине – плавании на спине.
Став тренером, Писарев подготовил для Латвии наибольшее число мастеров спорта, в числе его воспитанников - первый чемпион Советского Союза из Латвии Передистый, первый олимпиец из Латвии Кудис.

Очень общительный, красавец-мужчина, Альберт всегда был в центре внимания. Многие обращались к нему за советом и помощью. И он никогда никому не отказывал и никогда никому не завидовал – настоящий интеллигент.
Вместе мы много лет работали в бассейне Центрального дома спорта «Даугава». Альберт Васильевич не ограничивался исполнением только своих прямых обязанностей, с фантазией у него не было проблем. Хорошо помню, что новогодние елки, которые мы там устраивали, пользовались бешеной популярностью, билеты расхватывались мгновенно. Празднично оформить бассейн,  раскрасить фигурки на его стенках, достать костюмы для участников представления – все это было делом рук тренеров. И Дедов Морозов мы сами изображали...

Сейчас нас осталось трое – ветеранов той поры. Третий – Леонид Егоров, тоже в прошлом воспитанник Альберта Васильевича.
Наша дружба со стажем – больше 50 лет, выдержала проверку временем».
Писарев мог бы сам стать выдающимся спортсменом, однако сделал другой выбор. Супруга Альберта Васильевича Галина знает: не каждый, даже талантливый спортсмен может стать выдающимся тренером. Для этого нужно быть способным на щедрую отдачу.
 
«Дома он появлялся не часто, - говорит жена Галина, погружаясь в далекие воспоминания. – Через два года мы будем отмечать Золотую свадьбу, 50 лет совместной жизни. Большую часть этих лет он провел на сборах. Случалось, что мы не виделись по году. А когда очередной воспитанник Альберта Васильевича попадал в Сборную СССР по плаванию, он автоматически становился тренером Сборной страны. И так как он «поставлял» перспективных пловцов для Сборной команды в течение почти двадцати лет, то  практически все это время и оставался тренером Сборной СССР. До сих пор его с теплыми чувствами  вспоминают в России, Украине, Армении, короче, везде, где он успел оставить свой след.

Когда разлука становилась уже совсем невмоготу, делались некие послабления – брали на сборы и меня. До сих пор помню, как вместе с командой я оказалась в красивейшем месте Армении – в горном Цахкадзоре. Это были счастливейшие периоды моей, нашей жизни. Тогда вообще сборы проводились в самых лучших, самых комфортных уголках страны. Этого требовал  и всегда добивался главный тренер сборной СССР по плаванию Войцеховский. Денег на подготовку спортсменов не жалели. Условия, питание, окружающая природа, режим и тренировки – все это было к услугам спортсменов, все делалось для того, чтобы они смогли показать наилучшие результаты на международных соревнованиях.
 
Альберт Васильевич все дни, с раннего утра до позднего вечера, проводил с командой, помогая им обрести лучшую форму. Не было ни одной достаточно веской  причины, по которой он позволил бы себе  опоздать или отменить первую тренировку, назначаемую обычно на пять утра. Обязательный, требовательный, он был просто одержим работой, ничто не могло его остановить на пути к достижению цели. И этого же он требовал от своих воспитанников. Возможно, поэтому поговаривали о его сложном  характере, неуживчивости, прямолинейности. А на самом деле, он просто не терпел халтуры, не умел приспосабливаться к обстоятельствам и подстраиваться к руководителям, всегда говорил правду в глаза.
О себе забывал, но для своих воспитанников делал все возможное и невозможное. Поженившись, мы очень долго жили с моими родителями в их квартире. А он не уставал ходить по инстанциям и выбивать через Спорткомитет квартиры для своих подопечных.

Он приходил в школу и улаживал с учителями все проблемы с учебой, договаривался о переэкзаменовках, а когда ребята заканчивали среднее учебное заведение, определял в Институт физкультуры».

В начале 1990-х, на болезненном сломе эпох, когда профессионалы своего дела, высококлассные специалисты не от хорошей жизни переквалифицировались в «челноков»,  Альберту Писареву повезло. Его пригласили на тренерскую работу в Ирак. Он взял семью и уехал на несколько лет. В Ираке его боготворили, окружали почетом и уважением, создали прекрасные условия для того, чтобы он мог спокойно посвятить себя своему делу. Приглашения на мастер-классы сыпались из разных арабских стран. К сожалению, война на Ближнем востоке расстроила наметившиеся перспективы – Альберт Васильевич был вынужден срочно вернуться в Латвию...
 Уезжая за границу, Писарев передал коллегам множество перспективных учеников. Возвратившись, он не получил даже помощи в трудоустройстве. Но на судьбу не сетовал, как и на то, что в СССР его имя было более узнаваемым, чем в независимой Латвии. «Случайный» ученик Эдгар Озолиньш, который в Федерации плавания Латвии сегодня курирует ветеранский спорт, привлек Альберта Васильевича к работе с «мастерами» -- так в мире называют теперь пловцов-ветеранов, от 25 и старше. Движение энтузиастов начало активно развиваться около 10 лет назад, в стране создана сеть клубов мастеров – в Риге, Валмиере, Даугавпилсе, Резекне... Более 200 человек вовлечено в тренировки и соревнования.

Когда встал вопрос о подготовке к очередному чемпионату Европы с прицелом на медали,  Эдгар Озолиньш вспомнил свой юношеский опыт тренировок для норматива мастера спорта и обратился к лучшему специалисту в своем  деле – Альберту Писареву.

Что с того, что он уже давно на пенсии? Альберт Васильевич сразу подключился к работе -- помогает составлять программу тренировок, дает советы по правильному питанию, делится своими секретами, словом – консультирует. Раз в неделю Тренер и ученик встречаются, чтобы обсудить результаты, скорректировать методику подготовки на будущее. И это дает прекрасные результаты.

В 2009 году  Эдгар завоевал серебряную медаль Чемпионата Европы на дистанции 200 м вольным стилем в возрастной группе 50+ , дважды улучшал рекорд Европы в плавании на 100 м вольным стилем (50-метровый бассейн -- 0:56,48).  Трижды признавался  лучшим пловцом Латвии в категории «Мастера» по итогам 2007, 2008, 2009 гг.  Эдгар справедливо считает, что своими нынешними успехами обязан, в первую очередь, рекомендациям и советам опытнейшего Тренера.
Следы на воде... Так, обычно, говорят о чем-то недолговечном, неуловимом и зыбком. Возможно ли  на воде оставить какие-то иные следы? К примеру, такие, которые навсегда войдут в историю латвийского спорта.
А ведь выдающийся  латвийский тренер Альберт Писарев сумел сделать это!

2010 г.