Психологическая пытка геополитического масштаба

Марина Стрельная
        Всё чаще я по городу брожу,
        Все чаще вижу смерть - и улыбаюсь
        Улыбкой рассудительной. Ну, что же?
        Так я хочу. Так свойственно мне знать,
        Что и ко мне придет она в свой час...
        Так хорошо и вольно умереть.
              Александр Блок.  «Вольные мысли. 1.  О смерти»


     Глобальный карантин, в который нас заточили, всё чаще наводит на мысли об эксперименте над человечеством или некоей репетиции чего-то ещё более ужасного и неотвратимого. В масштабе отдельной личности карантин можно сравнить с репетицией старости.
     Как известно, старость  в первую очередь - состояние не физиологическое, но психологическое. И не по дате рождения определяют её пришествие.  Молодости свойственно строить планы на будущее и верить в свои силы. Главное, правильно выбрать способ действования, тогда и мир будет на твоей стороне. Не страшно, что желания порой перехлёстывают возможности. Пока ты свободен и открыт миру, ты молод, и всё возможно.    
     Законы природы  и времени могут препятствовать личностному действованию. С этим остаётся только смириться.   Казалось бы, пандемия, якобы охватившая сейчас наш мир, возникла и развёртывается по законам природы. Но когда из-за пандемии объявляется  практически всемирный  карантин, она  превращается в явление социальное и политическое. Подчиняться или не подчиняться  социальным законам (в данном случае установкам и требованиям карантина) выбирает сам человек. Неподчинение чревато карой, предписанной властью, хотя, возможно, и карой природной, если карантин имеет под собой реальные основания.
     Законопослушные граждане попадают в условия замкнутости и ограничений, отказов и запретов, свойственные житию старых людей. Даже те граждане, что  по возрасту раннее не относили себя к старикам, вынуждены перечёркивать планы, отказываться от поступков.  В карантинных обстоятельствах даже сравнительно молодые ещё люди могут  на собственном негативном опыте прочувствовать, какова жизнь людей старых. Чем дольше длится карантин, тем больше риск возникновения проблем стрессового характера и гнетущих чувств.
      Средства массовой информации усиленно  работают на создание психологического ощущения опасности, которое может перерасти в панические настроения. Проще говоря, власти нагоняют страх. Например, показывают по ТВ вырытые братские могилы для будущих умерших от коронавируса и  переполненные кашляющими больными палаты инфекционных отделений, перекрывают въезды в населённые пункты и государства. Власть целенаправленно и методично сеет панические настроения и принуждает подчиняться правилам карантина. Люди пугаются, прячутся по домам и согласны на любой затвор ради сохранения здоровья и жизни. Их приговорили к психологической пытке геополитического масштаба, которая будет иметь серьезные психологические последствия для тех наций, чьи лидеры сыграли в эту игру.
     Старики живут в предчувствии несчастья, их преследуют всяческие страхи, чувства уязвимости, одиночества и ненужности, жалость к себе.  Они не видят будущего, теряют смыслы, не способны к действию. Так и люди, запертые на карантине,   не могут действовать вовне , потому что действовать нельзя, запрещено условиями карантина якобы для блага людей .  Если карантинные запреты длительны, внешний запрет – НЕЛЬЗЯ, постепенно переходит во внутреннее чувство - НЕ имею возможности , а затем и вовсе - НЕ МОГУ и даже НЕ ХОЧУ. 
     Это ли не алгоритм старости?
     Карантин и старость схожи  беспомощностью.  Человек теряет возможности контролировать свою собственную жизнь.  Взрослого, не старого и не больного, вроде как выучивают беспомощности, принуждают к беспомощности (под влиянием внешних негативных обстоятельств, с которыми он не может справиться); чаще всего, эта реакция временная и направлена на определенные события. Если опыт беспомощности не ситуативный, но длительный, он  уже формирует личностные качества – замкнутость, эмоциональную неустойчивость, возбудимость, пессимистичность, робость, склонность к чувству вины, низкую самооценку и низкий же уровень притязаний, равнодушие, пассивность . Всё это снижает и общий тонус организма, ухудшает память, разрушает здоровье. Человек психологически, а зачастую и физиологически, стареет. Чтобы избежать этой "наведенной" беспомощности,  достаточно вернуть людям веру в собственные силы, право выбирать и принимать решения.
      Но пока у людей отняли многие радости жизни, так отнимает радости и старость. Теряется вера в осуществление желаний, вера в собственные способности  осуществлять желания, затем угасают и сами желания.  Человек ещё жив, но что-то важное в нём умирает.
        Весенний лес, любимая дача ждут не дождутся - только электричку туда отменили. Весну, выходит, тоже отменили. Доживём ли до следующей?  Звуки живой музыки заменили оцифрованными, и о, радость! музыка пришла к нам в дом.  А нам бы наоборот: самим в гости к музыке.  Или в гости к друзьям.  Но нельзя ни в лес, ни на концерт, ни к друзьям - карантин, а, может, старость. Уже и не понять. Нам всем остаётся жить воспоминаниями. Старикам - о молодости, остальным - о до-коронавирусной свободе и полнокровном, ярком бытии.
        Излюбленное занятие стариков – беседовать о болезнях. Карантин – самое время  для таких бесед. Что называется « из каждого утюга», льются бесконечные речи о загадочной, коварной болезни. Они заполонили все информационное пространство и мозг.  Думы и разговоры о болезни старят любого.
        Наконец, самое трагичное.  Смерть.  Скорее не смерть, а смертность. Объект учёта и контроля. Постоянный ежедневный подсчёт, сравнение процентов умерших от коронавируса в мире и в своей стране. Людей насильно втолкнули в мысли о смерти.  Хотя люди в массе своей не готовы до конца осознать свою собственную смерть. Осознать и превратить в победу над смертью.
        Главная забота, главная духовная работа старости: как сделать, чтобы смерть застала тебя живым? Из-за карантина в иных живых сорока- и пятидесятилетних так мало осталось жизни. Похоже, они умирают раньше смерти. Неотступный  страх смерти может быть грехом. И  не только потому, что  вводит в уныние,  но, главным образом, потому, что получившие дар рождения созданы  и для  жизни временной, и для жизни вечной (если верят в жизнь вечную). Помнить о смерти – не значит бесконечно унывать, но  высекать в жизни огонь и смыслы, уразумевать  начала и концы, наводить жизнь на резкость. Как тут не вспомнить Иммануила Канта, изрёкшего: "Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность»
      Что же остаётся нам в карантинном затворе, что предпринять, чтобы не постареть раньше сроков и не умереть раньше смерти? Расти вглубь, открывать новые радости: радости творчества, ученичества и веры, те, что «перетряхивают» нейроны и открывают новые возможности. 
   «Что, если бы воротить жизнь, - какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!" (Фёдор Достоевский  «Идиот»).