Опыт литературоведения в самоизоляции

Оля Панова
   Решила вот заняться литературоведением. Писатель из меня всё никак не получается, мировая слава не приходит, попробую других поанализировать. Ну то есть совершенно не своим делом займусь. Вот до чего доводит самоизоляция от коронавируса.

   Я поставила перед собой задачу что-нибудь с чем-нибудь сравнить. Но вот беда - всё прочитанное я довольно быстро забываю. Остаётся только общее впечатление. Недавно с третьего захода осилила "Это я - Эдичка". Можно взять этот текст, пока помню.

  С чем бы его сравнить?

   Я сейчас часто показываю внуку по скайпу диафильмы со стишками Чуковского. Он уже сам шпарит их наизусть, но всё равно любит слушать. И я их освежила в памяти. Про Чудо-дерево был мой предыдущий пост.

   Какой бы стих выбрать для сравнения с Лимоновским романом? А-а-а, вот! Придумала! "Мойдодыр" - это то, что надо!

   Итак, наша цель - найти общие и отличительные черты этих двух произведений.

   Ну, с основными отличиями всё более-менее понятно. Они лежат на поверхности. Один - роман, другой - стишок. Один - для очень-очень взрослых, другой - для самых маленьких.

   А вот общее...
   Первое.
   Действие происходит в реально существующих местах реальных городов. У Лимонова это Нью-Йорк. Вполне конкретные стриты и авеню, даже с номерами домов. У Чуковского - Ленинград. Мойка (я в детстве не знала, что это такая речка, думала, это раковина умывальника), Садовая улица, Сенная площадь, Таврический сад.

   Второе. Это уже сложнее.
   Мойдодыр одержим идеей отмыть чумазого мальчика. А Мальчик не хочет быть отмытым. И убегает. У Эдички схожая навязчивая идея - спасти Елену от жестоких американских реалий, но Елена при этом совершенно не стремится спасаться. И уходит от него. Оба они - и Мойдодыр, и Эдичка хотят насильно сделать счастливыми своих жертв. Жертвы отчаянно сопротивляются. У Чуковского силы не равны, на поимку мальчика брошено всё Мойдодырово войско. Эдичка маниакально выслеживает свою жертву в одиночку. Все его попутные сексуальные приключения - это лишь попытка замещения сбежавшей от него Елены.

   Мойдодыр - персонаж явно мужского пола, он имеет вторичные половые признаки в виде краника. Несимпатичный - кривоногий и хромой. Очень агрессивен. Топает ногой, колотит в медный таз, кричит: "Кара-барас!" В-общем, страх божий. От такого и я бы убежала. Эдичка с виду не такой ужасный, но тоже не вполне себя контролирует, однажды пытался задушить Елену. Мальчик, как и Елена - более слабое существо. Им трудно сопротивляться натиску своих преследователей. И Мойдодыр в конце концов одерживает победу. Такой триумф воли. Мальчик насильно вымыт, он проиграл, он сломлен, он утратил свою индивидуальность. А вот Эдичке не удаётся одержать победу над Еленой, она всё время ускользает от него. И Эдичка остаётся несчастным. Вечным страдальцем.

   Вывод.
   Оба эти произведения - о попытке более сильного навязать свою волю более слабому. Причём делается это вроде как во благо. Слабый сопротивляется в меру сил. У Чуковского мальчик проигрывает, он ещё слишком мал и слаб. А вот Лимоновская Елена - более опытный и изощрённый боец, она выходит победительницей.

   В следующий раз я решила замахнуться на Муху нашу Цокотуху. Но вот что-то никак не придумаю, с чем бы её сравнить.