Полеты во сне и наяву. планер

Александр Петруша
          На этот раз отец, вернувшись с военных учений,   привез мне неожиданный, роскошный, невероятный подарок. Где-то в полях солдаты нашли планер – огромных размеров авиамодель, с размахом крыльев почти в два метра. Такие модели планеров, предназначенные для свободного полета, запускаются с помощью длинного, 50-метрового  шнура - леера, могут держаться в воздухе десятки минут и пролететь значительные расстояния. Вероятно, этот планер его конструкторы-спортсмены не нашли – слишком далеко улетел.
          Большой, диковинный аппарат, сверкающий  яркими красками и авиационным лаком, заполнил практически половину пространства комнаты, потряс мое воображение, казался настолько нереальным и сказочным, что я несколько раз больно ущипнул себя за руку и боялся даже моргнуть, чтобы в момент открытия глаз чудо из снов не исчезло.
          Однако, все было без обмана.
          - Класс А-2 *), - сказал отец, - профессиональная модель. Изготовлена из бальсы, липы и сосновых реек. Это – пилон и фюзеляж. А это – нервюры.  Крыло обтянуто специальной бумагой.  Покрыто нитрокраской. Красиво! При приземлении немного повреждена, видишь, здесь обшивка крыла порвана, сейчас немного подклеим…  Но в целом, готова к полету!
          От специальных слов и новых знаний  у меня кружилась голова. Особенно впечатлила возможность сборки-разборки модели, конструкция присоединения крыльев и стабилизатора. Много лет позже я увидел, как подобную модель разбирали и укладывали в специальный футляр, в бархатно-атласной внутренности которого  была предусмотрена своя выемка по индивидуальной форме для каждой составной части.
          Модель упаковывалась, как скрипка…
          Вероятно, удержать меня от немедленного испытания летательного аппарата, было невозможно.
          Где были друзья, мальчишки, которые всегда рядом, во дворе? Родители? Не помню! Я сам! Вдоль торцевой стены нашего дома спускалась с небольшим уклоном вниз, мощеная бетонными квадратиками дорожка. Заканчиваясь и исчезая в утоптанной траве, она вела далее, к лугу неизвестной речки, на берегу которой манил мальчишек своими металлическими ребрами остов грузовика, без колес, но с сохранившимися кабиной, рычагом  коробки передач, педалями и рулем.
          Держа обеими руками над головой легкую, огромную и своенравную модель, я из всех своих сил, со всей доступной мне скоростью,  бегу вниз по дорожке к лугу.   Большая, яркая птица, почувствовав себя в своей стихии, резко тянула вверх, вырываясь из рук. Конечно, ее нужно было отпустить на свободу, но я упорно не разжимал ладоней. В какой-то момент я понял, что под ногами уже нет опоры,  и невероятное чувство полета  охватило все мое существо.
          Вы когда-нибудь летали во сне? Момент отрыва от земли, согласованным координированным движением всех мышц, волевое усилие, и чудо: летишь! Легко и естественно, если и удивляясь, то тому, почему не летал раньше? Ведь это так просто!
          В те несколько секунд полета,  а может, долей секунды,  уложилась вся жизнь: рождение мечты, предвидение будущего,  неизвестная еще, но манящая бесконечность дороги к ее воплощению, обманы, ошибки, заблуждения, осечки, тупики и безвыходность разочарований, удары и катастрофы судьбы…
          Обидным было не падение с синяками и царапинами, а безжалостный хруст ломающихся об землю хрупких частей модели, разлетевшихся при приземлении на несколько метров.
          Меня никто не поднимал и не жалел. Я встал сам, отряхнулся и стал собирать обломки планера.
          Нам еще предстояло продолжить свои полеты. Через несколько лет, чуть позже.

          1956-2014

ПРИМЕЧАНИЯ
(для любознательных интересующихся):

*) В категорию свободнолетающих авиамоделей по действующей в настоящее время классификации  FAI входит класс моделей планеров F1A ( A2 по старой классификации)