Судьба коллекционера пятая глава игра в аду

Иван Поддубов
                5

  Я вечно опережаю события и зря вообразил себя бизнесменом.  Мне уже виделся международный культурный проект спасения культурного наследия Европы. Я готов взять под опеку все макулатурные пункты Одессы, Николаева, Мариуполя. Я готов  помочь  спасти на территории СССР духовное наследие трех континентов. Одесса- песчинка в мировом океане духовного наследия. Я был уверен, что мои идеи поддержит генсек Хрущев. Поддержит следом за ним Израиль. Германия, Франция, Британия.
…В среду я отправил письмо на имя генерального секретаря Никиты Сергеевича Хрущева. Второе письмо отправил в Министерство культуры  СССР с предложением  спасти от уничтожения  в макулатурном мире «Вторсырья» инкунабулы, Альды, Эльзевиры, полиатипы и полимпсеты. Ответ на мое письмо  вернулся ко мне со штампом Кремля, а также поступил  в Горисполком и КГБ  одесской области с поручением проработать мои идеи и ответить: есть ли резон? Проанализировать: как отнесется Европа? Почему парню не помочь? Энтузиасты нужны не только Европе, но и СССР. Все может вылиться в интересную международную программу. Какое мнение у  местных органов власти относительно моего участия в аукционных торгах в Европе? В Министерстве КГБ тотчас засуетились. Заинтересовались: почему в макулатуру  попадает антиквариат на готике, на латыни?  Есть ли в Одессе специалисты языковеды? Есть ли специалисты по знанию Западного аукционного рынка? Горисполкому поручено срочно связаться с Министерством культуры УССР  и изучить поднятую мной проблему. Хрущев, увидев цены на инкунабулы в валюте, был в шоке. «Птицы Америки» на латыни проданы на аукционе в Лондоне за десять миллионов фунтов стерлингов. Богато иллюминированная рукопись  на пергаменте “Жизнь Христа”. Vita Christi, AN ILLUSTRATED LIFE OF CHRIST AND OF THE VIRGIN, IN LATIN. Текст на латыни. Многочисленные декоративные украшения и миниатюры, иллюстрирующие жизнь Иисуса, выполнены темперой с позолотой. Fifty-one late romanesque full-page miniatures + fifty-seven fifteenth-century large or full-page miniatures. Всего получается 108 листов миниатюр. Комплектный экземпляр, собранный из 2-х частей, написанных в разные века. 51 лист - 1190-1200. Северная Англия (возможно Йорк).  55 листов -  1480-90. Восточная Англия (возможно Норфолк). Всего получается 106 листов. 17х12 см. Переплетены в один дорогой коричневый марокеновый переплет мастерской W. H. Smith. На аукционе Сотбис, лот № 45, 4 декабря 1959 года в Лондоне была зафиксирована цена: $3 млн. 470 тыс. 721 (1,700,500 GBP)!

  По указанию Хрущева поручено КГБ срочно отследить: кто именно, на каком транспорте вывозит из Одессы инкунабулы в иностранные города и доложить в главное управление КГБ СССР. Кто не досмотрел? Виновата ли таможенная служба? Строжайше запретить отгрузку  раритетов в макулатуру и на переработку в Болгарии! Доложить об имеющихся возможностях хранения и строжайшего учета антиквариата на иностранных языках. Изучить интерес западных стран к покупке инкунабул, Альдов, Эльзевиров и полиотипов, находящихся на территории СССР и прочих раритетов, картин, драгоценностей. Изучить возможность продажи инкунабул на иностранных языках за пределами СССР на аукционах Европы через «Международную книгу». Вырученную валюту сдать в Министерство финансов СССР. Не разглашать в печати и на радио информацию по данной теме. Отслежить переписку автора идеи с западными странами, все телефонные разговоры с дельцами. Взять под контроль все одесские синагоги. Организовать оперативную слежку за отъезжающими в Изралиь

…Через три дня меня пригласили на прием в Управление КГБ. В кабинете с затейливыми узорчатыми железными решетками на окнах меня встретил  полковник Семен Ильич Корзухин, высокий  брюнет с усами и пышной  шевелюрой. Острый гипнотический взгляд, усталые набрякшие  веки, кожа на лице цвета желатина. Взгляд бледно-голубых холодных глаз выражает обманчивую меланхолию. Полковник смахивал на римского прокуратора. Самоуверен, говорил неспешно. Временами делал паузы и как бы выжидал, поглаживая задумчиво  правую щеку и чуть ласкал  мочку правого уха, словно подстраивал невидимый приемник. В глазах временами вспыхивает мажорный победный блеск, словно полковник вернулся с парада на Красной площади. Делал вид, что озабочен порученной генсеком задачей, морщил лоб и важно сдвигал вороньи крылья бровей. Мысленно как бы прицеливался взглядом аналитика, словно собирался клюнуть невидимый корм. Он мог  распять меня, как  Иисуса Христа. Жесткий, волевой прозорливец! Понтий Пилат. И ведь успел  узнать, что я поэт,  пишу рассказы. Учусь в Институте инженеров морского флота.  Буду судовым механиком. И вдруг эта моль предложила генсеку проект по добыче валюты. И ведь попал, подлец, в цель. Заинтересовал генсека. Поддержал идиотский проект. А главное:  предупредил генсека о возможной вспышке в мире коронавируса. Ну и выдумщик!  Просто идиоит. Или герий. Ссылается на опыты великого алхимика начала шестнадцатого века Луллия и самого Парацельса. Двадцать шесть видов бактерий  будут поглощены ужасными коронавирусом и затопят эпидемиями земной шал на сорок семь лет. Сократится в семь раз население земли. И только старец алхимик Луллий может открыть секрет как обуздать коронавирус. Во дает, шустрец! Парит баки генсеку. Какой там короновирус к чертям собачьим в СССР.  Тень улыбки мелькнула на лице полковника, словно по глади моря пробежал порыв бриза. Ему хотелось вызнать, в чем состоит мой личный интерес? Деньги? Выслужиться? Переехать в Москву? Работать в аппарате КГБ? Или стать великим ученым? Зачем подарил идею аппарату Никиты Сергеевича Хрущева? А не одесскому обкому партии? Мог бы посоветоваться с одесским КГБ. А теперь выходит, что одесситы  не досмотрели по линии КГБ. А кто-то крутит в эмигрантских кругах валютную игру. Кто- то ищет антикварный товар. Кому же теперь поручат из главного управления КГБ  искать шедевры культуры в сырых одесских подвалах? А вдруг именно там плодиться этот чертов коронавирус? Главное-  вызнать:  какой у этого шусряка интерес к отъезжающим в Израиль евреям? Почему этот типчик предложил именно в аппарат генсека новый способ  получения валюты?  А ведь задела  эта идея, клюнули, копнули и теперь за все будут в ответе  органы КГБ. Именно  Одессы ! А тут вирус! И всем нам кранты! Зачем Одессе ученые аферисты и маги, чародеи, алхимики? Всех расстрелять!  И точка! Тайно! А потом возьмут меня…Обожду.
-Почему вам пришла в голову мысль отправить такую  странную информацию именно в аппарат генсека?- улыбнулся полковник.- Вы, наверное, полагаете, что  открыли окно в Европу? Сообщили, что в Одессе есть валютный товар… Инкунабулы. Дряхлые книги, несущие вирусы  пятнадцатого века в мир СССР. Это же диверсия. Вы имеете наглость утверждать, что знаете мировые цены на антиквариат? Бывали на западных аукционах?  Знаете, кто именно может вывезти инкунабулы в Лондон и получить валюту? Все у вас так просто…Странно!
-Ничего не просто. В Москве никто не знает антикварный рынок Европы. Тем более  в Министерстве культуры СССР,- сказал я. -Кто из коллекционеров  или работников Министерства культуры знает латынь, готику, кто прочтет труды  Альда, Эльзевира?  В СССР нет рынка культурных ценностей. Вот в чем проблема. Я предлагаю проанализировать  секретные опыты великих алхимиков с вирусами. Получить доступ к засекреченным в средние века щтамам коронавируса.
-В СССР  нет рынка антиквариата и каких-то средневековых вирусов, мой друг,- сказал полковник.- В СССР нет рынка серебра. Нет рынка алмазов, бриллиантов, сапфиров.И нет никаких загадочных вирусов в СССР. И не может быть. Надо гнать водку из пшеницы, а не из фекалий, как китацы.
-У определенных людей есть иное мнение. Я не знаю, какое у вас  представление о прекрасном. Представление о чудесном витает в сознании, но не поддается учету. Инкунабулы сегодня не имеют цены в СССР. У нас с презрением относились к трудам алхимиков. Но в будущем непременно появятся меры измерения красоты, как единицы мощности в киловаттах, в ньютонах, в килокалориях и в джоулях. Мы  не смогли создать в СССР рынка красоты и меры подлинной ценности прекрасного, как на знаменитых аукционах Европы. Нас не учили хранить красоту в убогих коммунальных квартирах. Тем более, антикварных книг на языках. А зачем они нам? Мы отрезаны от мира. От Европы. Мне не дают визу в Лондон. В аппарате КГБ офицеры не знают иностранные языки.  А зачем это КГБ? С кем ваши офицеры будут говорить в Лондоне ? С химиками? С антикварами?
-Согласен,- кивнул полковник.
-Какие мои действия?
-Поручено генсеком с вами работать. Совместно провести изучение валютных возможностей. Пока что Одессы и Одесской области. Но у нас специалистов. А вы  асс антиквар. Я всего лишь разведчик. Я  должен отлавливать врагов советской власти, а не добывать валюту. Спасать инкунабулы из макулатуры не моя миссия. Но готов вам помочь.
-Главное- не мешать! Имеете  такую возможность!
-А кто вы такой?- вспыхнул полковник.
-Я разведчик в мире культуры. Я агент от Бога! И получил письмо от генерального секретаря ЦК КПСС. Мне объяснили, что я могу оказать содействие партии и создать новое бактериальное оружие. И я буду сообщать в Кремль о моих научных разработках и идеях  и в том числе  о том, что  был у вас на приеме! И ничем не заразился пока что. У вас плохой табак. А если вы не верите в корновирус, мы поставим эксперимент в рядах ваших офицеров.
-На ком? На мне?
-Если прикажет генсек.
-Ну ты и шустряк,- сказал  более мягким тоном полковник. - Поясни твой валютный план.
-У меня на чердаке хранится завернутая в мешковину картина Пьерра Фрителя «Завоеватели». Иногда ее называют «Цена победы» или «Дорога победы» Сюжет: по пустыне следует колонна средневековых воинов. Впереди двадцать великих полководцев всех времен и народов. Слева и справа вдоль «Дороги победы» лежат горы поверженных в битвах  воинов. В авангарде колонны едет на коне Юлий Цезарь, которого Шекспир назвал "самым выдающимся человеком среди всех на свете". По правую руку от него едет на коне египтянин, называемый греками Сесострис,  известный  историкам как Рамсес II. За ним едет Аттила, по кличке "Бич Божий", рядом  с ним карфагенянин Ганнибал и татарин Тамерлан. От него по левую руку едет Наполеон Банапарт. Рядом с ним едет Александр Македонский и вавилонянин Навуходоносор, чью "золотую голову" видел пророк Даниил в видениях. Левее едет наконе Карл Великий, который восстановил павшую Римскую Империю. А следом едут на конях сотни  полководцев рангом ниже. Я не знаю, сколько  стоила эта громадная картина, я купил ее на даче у старика, учителя музыки.  У него обвалился потолок и рухнул дом на «Дальних Мельницах». Картина эта от тяжести древней рамы сорвалась со стены и упала, едва не убив старика. Я покупал у него в тот день старинные книги. Зашел в тот день случайно и вытащил старика из-под рухнувшего потолка. Старик умоляет меня  помочь ему  отремонтировать дом. Проклинал эту картину. Под ней нельзя было никогда уснуть. И  вот пробил  час возмездия. Картина ожила! Так сказал старик…
-Бери что угодно, я совершенно одинок! Но не уходи. Не бросай меня,- умолял меня старик.- Живи у меня.
И я остался. Мы стали друзьями. Он прожил еще год. У него весь чердак завален старинными книгами. Эти книги ничего не стоят в Одессе. На иностранных языках  полиатипы никто не купит. Картину эту он так и не смог продать. Очень большая картина для простой квартиры. Все художники, жившие в Одессе до 1920 года, уехали на Запад. В Одессе картины Давида Бюрлюка не стоят сегодня ничего. Но в Америке они стоят сегодня десятки миллионов долларов. Чудеса произошли после 1918 года с картинами авангардистки Натальи Гончаровой.  Они не стоили ничего в Тирасполе, где она жила. В 1922 году они вдвоем с Михаилом Ларионовым уехали в Париж. Первая же картина Натальи Гончаровой, выставленная в Нью-Йорке на аукцион, была продана за десять миллионов долларов. А в Одессе и в Тирасполе Наталья Гончарова жила  в нищете. Такая же судьба  картин ее гражданского мужа Михаила Ларионова. Его картины в Париже произвели еще больший фурор. Он стал миллионером. Сто двадцать восемь полотен Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Любови Поповой, Александры Экстер, Казимира Малевича  до 1959 года находились в музеях Франции просто на хранении. Выставляли в залах всего двадцать семь полотен. По контракту с РФСР. Министерство культуры СССР спустя годы  даже не пыталось их получить посоле смерти художников.  Забрали  коллекцию лишь с согласия Франции, без суда в 1957 году,  а за хранение в музеях Франции тридцать лет  расплатились сорока семью  картинами. Эти картины почему то не ценились в СССР. Народ толком не знает судеб картин, находящихся на территории СССР в секретных запасниках. Например, двенадцать картины из Эрмитажа   продали в  1949 году с согласия товарища Сталина  министру экономики США Экхарду.
-Ты хочешь доказать мне, что в СССР нет рынка искусства? – гневно сказал полковник.- Согласен. Но что я мог изменить? Чудак ты наивный. Что может сделать в мире искусства Никита Хрущев?
- Никита Сергеевич Хрущев поручил министру культуры  СССР отправить мне письмо, где выказано одобрение идеи участия СССР в мировых аукционных торгах. Но где  прикажете нам, одесским коллекционерам,  держать картины и инкунабулы? Под кроватью? На чердаке? Мы живем в ужасных коммунальных квартирах. Где же нам прикажите хранить картины? У  нас в стране нет рынка искусства.
-Это не мой  вопрос,- сказал полковник.
-А я и не  задавал этот вопрос лично  вам. Я обратился к генсеку. А вы хотите обвинить меня….
-Не обижайся и не горячись,- сказал полковник.- Прикажут,  откроем тебе визу в Лондон, в Париж. И вези свои инкунабулы. Но под отчет. Продавай там за валюту, за золото.  Но сдашь половину государству. Остальное под отчет в «Сбербанк» на твой счет.

…Прошел месяц. Полковник не сказал, когда именно я смогу выехать на Запад и на каких условиях.  Отделался общими фразами. А потом мягко перевел разговор к тому, что я должен ему помочь отследить вывозимые эмигрантами за рубеж антикварные вещи и старинные книги на иностранных языках. Офицеры КГБ не владели информацией об антикварном рынке в Европе. 
В письме к генсеку  Никите Сергеевиче Хрущеву я спрашивал: может ли советский моряк возить на корабле в рейсе для  чтения инкунабулы? Можно ли читать их в рейсе  на досуге ?
-Читать инкунабулы моряк дальнего плавания может только  на территории СССР,- пояснил полковник.- Никто  не имеет права  вывозить из СССР, тем более, выносить антиквариат с  борта советского корабля в иностранном порту на берег.
Впрочем, в  словах полковника не было четкой уверенности. Мало ли что я хочу читать в рейсе? Изучать языки с использованием древних книгах советские законы не  запрещают.
-Моряк может сказать, что он читает в рейсе инкунабулы и любуется гравюрами,- рассуждал  я.
-А  кто проследит, что именно выносит моряк  с судна в иностранном порту?- возразил полковник.- Там  нет наших пограничников. Кто в Лндоне задержит  моряка на валютной сделке? Кто изымет у него  валюту и составит акт? Хитрец морячок может положить вырученную валюту в зарубежный банк. Незаконный вывоз с целью продажи старинных книг влечет статью с конфискацией всего имущества.
-Книги могли вывозить не обязательно на пассажирских судах. Можно вывезти на рыболовецком судне. На  лайнере, на танкере,- напомнил  я  смиренным голосом. Я ничего не утверждаю,  я просто размышляю вслух и хочу написать роман о КГБ.
     Полковник слушал и делал  пометки в затертом  блокноте. Затем он  проделал  странные  пассы руками, как бы разгоняя невидимый дым над головой. Это было  упражнение по системе  йогов.  Он нервно потер виски и впился в меня взглядом, словно  пытался загипнотизировать и вычислить  некий внутренний код моего эго. А я пытался вычислить его внутренний код. Он хотел понять, что можно  от меня ждать? Новое письмо генсеку? Или стоит со мной  работать по линии КГБ?  Стоит ли внедрять меня  в «Интерклуб»?
-Почему вы любите старинные книги?- улыбнулся  он.
-Любовь- это нечто иное. Я  интересуюсь. Я всего лишь поклонник. Для любви нужно обладание. А я не владею в полной мере знаниями языков и прежде всего  латынью.
-Почему вам нравятся книги именно на иностранных языках?  Именно средневековый антиквариат?- допытывался полковник.- Вы что, немец, тевтонец, иезуит? В вас заговорили древние родовые корни? Или за всем этим  кроется некий   интерес разведчика?
-Выходит, Пушкин читал Гомера, потому что он араб?- сказал я. – Просто мне интересны памятники древности. В них  сокрыты  тайны мира. А в СССР нет таких книг. Я хочу проникнуть в тайну древних  миров  и понять нечто важное. 
-  Как вы думаете, почему  на Западе ценятся древние  монеты, бронзовые фигуры, кинжалы, инкунабулы? А у нас спроса нет?- спросил полковник.
-  В мире разлита некая маги прошлого. Прошлое контролирует нас. Я хотел бы жить  во времена Александра Македонского.  Хотел бы вы оказаться  вдруг  в древнем Вавилоне!
-Выходит, вы агент «Времени»?- засмеялся полковник. - Откуда вы  знаете цены на западных аукционах? Бывали на торгах в Лондоне? В Париже? В Нью-Йорке?
-У меня есть журнал «Среди коллекционеров». Он  издавался в Петрограде с 1922 года по  1924 год. Эти аукционы были  задуманы Лениным. Их проводили  в  Риге по решению «Совнарокома» и «Всероссийской чрезвычайной комиссии». В каждом номере журнала «Среди коллекционеров» представлены цены антиквариата на аукционах  Риги,  Парижа, Нью-Йорка, Лондона. Россия  впервые вышла на аукционные торги мира в 1922 году. Главным редактором журнала был искусствовед Лазаревский. Это не столько библиография редких предметов, представленных на торгах, сколько анализ культурного спроса в Европе. В мире существует некий незримый  индикатор рынка произведений искусства. Аукционы в Риге стали  первым завоеванием нашей культуры наряду с поспешным и ошибочным  программным лозунгом Ленина в 1918 году «Грабь награбленое». Позже Ильич осознал свою ошибку. До этого аукциона 1918 года в РСФСР шла вульгарная охота за золотом,  нужно было наполнить казну. Плавили конфискованные у буржуазии золотые кольца, браслеты, грубо выковыривали из них алмазы, жемчуг, плавили сделанные из золота уникальные произведения искусства. Дробили «Яйца Фаберже» и диадемы царской семьи ради алмазов. Произведения искусства превращали в золотой лом и продавали за доллары, за фунты стерлингов. Одним словом,  за бумажки. И это преступно. Но кто тогда думал о новой теории денег мира? Казна была пуста. Не было достойного знатока в аппарате «Наркопросса». Человека, знающего мировой рынок произведений искусства и теорию денежных масс.