Празднование или

Ольга Новикова 2
Мне не слишком нравится слово «Победобесие» - в первую очередь именно из-за того, что, сказанное некогда хлёстко и удачно, оно было бездумно подхвачено и сделалось расхожим штампом, и им уже называют многое из того, что и не заслуживает этого названия. Многие считают, что размах праздника чрезмерный, оттенок местами неприличный, и что вообще пора бы перестать вспоминать «преданья старины глубокой» - уже и Союза-то нет.
Я не хочу в статье занимать чью-то сторону и рваться в бой – хочу просто порассуждать на эту тему вместе с вами – теми, кто читает.
Итак, Великая Отечественная война окончилась 75 лет назад, она являлась как бы составляющей частью Второй Мировой, и началась с момента перехода Гитлеровскими войсками государственной границы Советского Союза. Именно поэтому она стала Отечественной – в наше Отечество вторглись, и наше Отечество в лице всего своего народа встало на защиту Родины. Да, тогда эта Родина называлась Советский Союз, но как названия и границы не меняй, это всё та же земля, те же реки, те же степи, те же горы, тот же народ, говорящий на том же языке – вернее, на языках. Советский Союз был многонациональной державой, и хотя русский законодательно считался государственным языком, национальные культуры никто не гнобил, а, напротив, поощрял – кто от души, кто на бумаге.
Великую Отечественную войну нельзя назвать войной войск. В ней, разумеется, имели огромное значение битвы и военные операции, но битвы и операции бывают в любой войне, и победы в других войнах мы помним, но не отмечаем ежегодно. Суть именно в том, что Великая Отечественная была явлением общенародного единения против врага, когда никто не остался в стороне – ни рабочие, ни крестьяне, ни интеллигенция, ни женщины, ни дети, ни старики, ни здоровые, ни больные, ни даже уголовники, из которых формировались штрафные войска. Они понесли огромные потери, и тоже не только военных сил, это были людские потери, народные потери. Та война коснулась практически каждой семьи, и в каждой семье в дело Победы была влита своя капля крови или слёз.
Именно поэтому мы не можем приравнивать эту войну к другим войнам и эту Победу к другим победам. Она беспрецедентна. К тому же, она знаменовала собой не только победу над Германией, как государством, но и над фашизмом, как идеологией. В мировых масштабах. Да, не до конца, да, не навсегда, но очень и очень ощутимо.
Поэтому праздник Победы мы празднуем вот уже семьдесят пять лет и переставать не собираемся. Это к вопросу о «преданьях старины».
А вот теперь о форме празднования. На мой взгляд, День Победы – не карнавал. Этот праздник должен праздноваться с определённой торжественностью и строгостью, потому что цена Победы была такова, что легкомысленность и пошлость в этот день неуместны. Неуместны орфографические ошибки в лозунгах и плакатах. Неуместно повальное и бездумное увлечение военной атрибутикой. Гвардейская лента, которую путают с георгиевской из-за близкого цвета – не пояс, не шарф, не лямка, не шнурок. Её присутствие в виде банта на груди – дань уважения и памяти героев войны, на антенне автомобиля, на лямке сумки, на поводке собачки – дурновкусие, граничащее с кощунством.
То же самое можно сказать о военной форме. Многое говорилось о том, что в военную форму напрасно обряжают детей и напрасно рядятся сами. Ну, тут я могу сказать, что если речь идёт о театрализованном представлении, концерте фронтовой песни, прохождении в колонне театрализованного памятного парада( есть сейчас такое слово : косплей), ничем не могу возразить. Это уместно, это нормально, это настраивает на определённый лад. Возможно, способствует патриотическому воспитанию военная форма на ребёнке- старшем дошкольнике  или школьнике, которому можно более-менее адекватно рассказать о войне, рассказать об этой форме, о её смысле. Ему это будет лишним поводом запомнить смысл праздника Победы. Для ребёнка постарше это уже не так актуально – подросток сам выбирает,  надеть ли ему форму в подражание прадеду-герою или надеть свою – суворовца, юнармейца, нахимовца.
Я абсолютно против напяливания формы и всей прочей атрибутики на малышей – двухлеток, трёхлеток, грудничков. Тут не может быть никакой гордости предками, никакой мотивации, кроме желания родителей выпендриться и поиграть в ребёнка, как в куклу. То же самое относится к коляскам в виде танков, головных уборов в виде катюш, погремушек в виде ручных гранат, сосок с надписью «сто граммов фронтовых» и тому подобным ха-хашечкам на тему.
Также я абсолютно против, прямо против-против любых намёков на военную атрибутику в предложении торговых, общепитовских,  развлекательных, сексуальных, наконец, услуг. В честь Победы можно петь и плясать, читать стихи, показывать спектакли и фильмы, но не танцевать у шеста, не выпускать водку «Фронтовая», хлеб «Блокадный» и тому подобную мерзость. Потому что это – именно мерзость. Люди не ели блокадного хлеба – и не дай Бог, а «фронтовую водку» выпивали, чтобы не умереть от пневмонии в сыром окопе и чтобы справиться с собой, поднимаясь в атаку под пулемёты. И если этого не иметь в виду, а иметь в виду приятно расслабиться в кругу друзей, название «Фронтовая» совершенно неуместно для этого напитка.
Теперь о таком явлении, как «Бессмертный полк». Когда это произошло впервые, это была отличная идея, грандиозная идея. Люди шли , неся портреты близких, погибших во время и после войны, каждый со своей историей, и их был целый океан, и многие, глядя на это , плакали от чувства гордости за свой народ. Увы, шаблонизация убивает любую идею, и теперь и ряды этого полка поредели, и портреты-то не всегда свои, и того вдохновения в лицах всё меньше. Поэтому… ну, может быть, уже какую-то другую форму чествования погибших придумать?
Потому что мне предложили как-то пойти в моём городе с этим шествием, а у меня из близких никто на фронте не был. Деды - медики и путейцы. Так уж вышло, они работали в тылу, имели бронь от призыва в действующую армию, их и добровольцами-то не взяли бы – такая работа. Одна бабка – акушерка. Другая,  правда, была врачом в военном госпитале, но не на передовой – тоже в тылу. Ещё один из дедов сидел в сталинских лагерях и так и пропал без вести. Может, и воевал он в каком штрафбате – я не знаю, в семье даже фотографий не осталось. Дядя воевал, но его портрет мои кузены сами понесли. Так я и объяснила. А мне: «Ну, мы вам найдём кого-нибудь». Я говорю: «Не надо мне кого-нибудь». Так вот, подозреваю я, что чем дальше, тем больше в этом полку несущих портреты «кого-нибудь», он-лайн вон  в Челябинске.даже Гитлер затесался – хорошо, что заметили. Так что идея хороша, но, похоже, себя изживает, и тут важно вовремя что-то изменить, пока её не опошлили.
Поздравление ветеранов. Их же так ничтожно мало осталось, почему им вручают по букету гвоздичек и коробку с каким-нибудь шампунем или махровое полотенце? Ну, хорошо, провели для кого-то из них в этом году индивидуальные концерты – правда, с риском заразить коронавирусом, потому что в масках не попоёшь, а в перчатках не поиграешь. Ну, да ладно. И то хлеб. Но неужели не хватило для них у страны-победителя хотя бы по двести тысяч на человека? Некоторые наши тусовщики из «золотой тусы» ручные часы за такую сумму покупают. Сколько там тех ветеранов? Ну, поели бы они вкусняшку не один день, а в течение хотя бы месяца, заказали бы себе импортные слуховые аппараты, с которыми фронтовые песни слышны, а не жужжание и шипение, хорошие очки новые, хрусталик с катарактой на прозрачный гипоаллергенный поменяли, вставные зубы бы сделали крепкие, кусачие, от которых челюсть не болит. Не так уж и дорого бы всё обошлось, учитывая их количество.
И, наконец, салют. Прекрасно. Красиво. Но, поскольку мы сейчас в самоизоляции, его так провели, подальше от людей позапускали  в ночное небо, а людям показали по телевизору съёмку с высоты птичьего полёта. Да ещё без звука. Это с чужих слов – я сама не видела этой трансляции, да и охоты не было – слава Богу, по телевизору не только салют, но и динозавров показать – не проблема. Почему было не смонтировать запись, а понадобилось устраивать реальный салют, но только для видеопоказа? Вбуханы немалые деньги, между прочим.
Хотя, в другое время, когда это для людей – да, салют значителен и важен. И неплохо бы его сопровождать комментариями о том, в честь каких освобождённых городов салютовала в дни Великой Отечественной Москва.
Вот таким вот образом примерно я размышляю над тем, почему в великий праздник Победы кто-то употребляет слово «победобесие». На самом деле никакого победобесия нет – есть глупость и дурновкусие отдельных лиц, которые, может, и не со зла скандируют: «Можем повторить»  и лепят на свои тойоты наклейки «На Берлин!», а то и с пидорастической забавой стилизованных человечков с головами в виде серпа-молота и свастики.
Нужно просто иметь элементарную порядочность, уважение к ветеранам и их памяти и хотя бы зачатки вкуса – по крайней мере, последнее обязательно для организаторов, а также какие-никакие границы приличия, и праздник Победы останется радостью со слезами на глазах, и слёзы эти не будут слезами стыда за современников, извративших его суть.