Как поступать правильно?..

Фёдор Киприянович Чернов
В отделение «Скорой помощи» районной больницы привезли больного. Нужен врач. Сегодня дежурил Альберт Узков. Он и его жена работали терапевтами в местной больнице второй год. Водитель Василий быстро доехал до двухэтажки, где жили Узковы. Второй подъезд, первый этаж. Звонит, звонка не слышно. Из-за двери слышится приглушённо музыка, как будто из индийского фильма.

Василий с раздражением крикнул, мол, сейчас я вам добавлю музыки, и забарабанил в дверь. Дверь открылась не сразу. Выглянул Альберт, глаза какие-то затуманенные. Василий ему сказал, что надо ехать пациента выручать, а не в дудку дудеть.
– Это не дудка, – посмотрел на инструмент в руке Узков, – а кларнет.
– Мы медитируем! – добавила жена Альберта Алла тоже с туманным взором, – чуток подождите.

Дверь захлопнулась. Вновь раздалась чарующая, вяжущая мелодия. Василий выругался и опять начал стучаться. Вскоре Узков вышел. Пока ехали, водитель ворчал. Молодой врач умиротворённо посоветовал ему заняться хатха-йогой, чтобы не впадать в стрессовые состояния, самоуглубляться и совершенствоваться.

На следующий день Узкову попало на орехи от главврача. Крупным телом и статью жена Альберта походила на отца. И взгляд такой же – гордо-синий.
– Привет, Алик! Сигнал на тебя поступил. Вроде ты не хотел на скорый вызов ехать. Ты что, парень, обалдел?
– Нет, как это не хотел, Вы что, папа, я же выехал, – забормотал провинившийся зять.

– Но не сразу! Чё ты там вошкался? Мелодию он там выводит! А если пациент богу душу бы отдал, пока ты дудел?! – взор тестя стал как небо перед грозой, казалось, очки и лысина у него гневно сверкали, – Ну, чё молчишь?
– Мы … это… с Аллой медитировали под музыку…
– Её-то не приплетай сюда! Твой долг – лечить людей, всегда быть готовым им помочь. Музыкант, етить твою! Ты не Аполлон, а Эскулап! Не забывай этого! Ладно, иди…   

После рабочего дня Узков решил заехать по пути к родителям. В грустном настроении вышел из поликлиники и зашагал по больничной ограде в сторону ворот, недалеко от которых его ждал автомобиль. Рассеянно кивнул двум коллегам-эскулапам, вышедшим из соседнего здания.

Стояли погожие сентябрьские деньки. Берёзы красовались золотыми и зелёными листьями. Строгие ёлочки, принявшие от них в подарок на свои тёмно-изумрудные ветви золотистые листья, казалось, с сочувствием смотрят на Альберта.
 
Он поравнялся с молодыми тополями, широченные листья которых становились лимонного цвета. Один лист решил последовать примеру порхающих берёзовых «украшений», но вместо этого тяжело шмякнулся на асфальт рядом с другими такими же тяжеловесами. Однако тут же, подхваченный порывом ветра, поднялся и покатился колесом. Вслед за ним поднялись и побежали его собратья, обгоняя врача.
Узков подъехал к родительскому дому.

Зашёл, лелея надежду, что мамочка ему посочувствует. Но мать его также отчитала. Он попытался оправдаться:
– Мама, ну меня Аллочка уговорила медитацией заниматься. Расслабляешься, самоуглубляешься…
– Слушай больше жену свою, она тебя всякой чепухе учит, а ты как телёнок за ней!.. Аллочка-то, она не то ещё выдумает!
– Мама, ты сама настаивала, чтобы я с Аллой сошёлся! – Альберт выскочил из родительского дома, хлопнув дверью.

Свою «Ладу» он направил не домой, а к реке, туда, где она делала поворот за посёлком. Вышел из автомобиля, сел на гладкий камень-валун. На нём когда-то сиживал в юности с любимой девушкой. Альберт возил её на мотоцикле сюда купаться летом. Вздохнул и стал глядеть на воду.

Медленное течение успокаивало, приводило в порядок мысли. Ветер-бродяга гнал небольшие волны навстречу его взору. Река в этом месте делала изгиб, который с годами становился всё более выраженным. Вода за эти годы намыла много песка и гальки. Появился песчаный мыс. На противоположной стороне берега наоборот, берег обваливался, отступая от реки.  Молодой врач с горечью подумал, что его судьба похожа на тот берег.

Действительно, что у него за жизнь? С малых лет слушался мамочку. Та работала в поликлинике медсестрой. Мечтала в юности стать врачом, но не получилось. Заставила сына поступить в мединститут.

Альберт посещал с детства занятия в музыкальной школе. Сначала по классу фортепиано, затем занялся кларнетом. Ещё подростком мечтал стать кларнетистом. Его подкупали удивительный звук, выразительная окраска звучания этого инструмента, некая романтичность.

Однако мать постановила: надо получать серьёзную, основательную профессию. Закончишь, мол, сыночек, медицинский вуз, домой приедешь. Место будет в больнице или поликлинике. Уж её все знают, старшей медсестрой трудится. Анне Степановне не откажут. И жить, дескать, дома будешь, не нужно по съёмным квартирам мотаться. А потом и квартиру дадут молодому специалисту.

Отец ничего не говорил насчёт сыновнего будущего. Он долго не задерживался на рабочем месте. Когда они с матерью поженились, отец занимал должность инженера ПМК. Но не смог удержаться там, попросили добровольно написать заявление об уходе. Устроился мастером на ремонтно-механическом заводе, там тоже неприятности пошли, уволился.

Не обладал он деловой хваткой, не имел организаторских способностей. Мать часто ворчала на него.
– Ты что, так и будешь кататься как перекати-поле?! – кричала тогда мать, – не можешь себя поставить, ничего не умеешь! Горе ты луковое!
Отец всё больше отмалчивался, человек был тихий, смирный. Сын с горечью  слушал упрёки матери, понурый вид отца вызывал жалость. Когда папаня устроился пожарным, сын-подросток с подчёркнутым уважением интересовался его работой.

Мать всю любовь и заботу обратила на сына. После детсада, затем после учебных занятий в школе Анна Степановна старалась быть с ним. Всячески оберегала сыночка от падений, ушибов. В летние лагеря не отпускала. Даже подростком Альбертик не уходил с приятелями далеко от дома.
В школе мальчик учился хорошо. Во всём был послушным.

Пролетели юные годы. Вуз успешно закончен. Альберт приехал на работу в поликлинику в родной райцентр. Познакомился с учительницей начальных классов, выпускницей педучилища. Вспыхнула влюблённость.

Однако и тут вмешалась мать. Она постоянно советовала сыну обратить внимание на Аллу – дочь главного врача поликлиники. Нахваливала её. Алле говорила, будто сыну она нравится. На самом деле Альберту было известно, что Аллочка, будучи студенткой, перебрала много парней. Да и после окончания вуза поведение её нельзя назвать морально-устойчивым.

Однако Алле нравился симпатичный, стройный, с выразительными карими глазами, приятный в общении молодой врач. На вечерах, устраиваемых по месту работы, она старалась быть поближе к Алику, как она называла Узкова. Однажды, будучи изрядно навеселе, они случайно оказались вместе в каком-то кабинете. Согрешили, так сказать.

А дальше уже Алла стала требовать, что, если Альберт честный человек, то должен на ней жениться. И добилась своего. Мать чувствовала себя на верху блаженства. Самой не удалось получить высшее образование, зато сын – врач. Да ещё женится на дочери главного врача. Вот радость-то! И квартиру потом молодые врачи получили. Материнские мечты сбылись.

Воспоминания так подействовали на Узкова, что у него заболела голова. Да что это за жизнь?! Профессию выбрал не по душе. Женился не на любимой. Тоска… Он вспомнил, как после купания сидел с Олей на этом камне, гладил её каштановые волосы, обнимал изящную фигурку, нежно целовал…

 Его любимая вышла замуж, через год развелась, растит мальчонку. Изредка он её встречал в магазинах, всегда при этом испытывал стыд. Иногда он представлял, как бы могли они счастливо с ней жить. Рисовал в воображении радужные картины. Сладостные мечты о прошлом… После таких грёз становилось тоскливо.
 
Вначале жене не нравилось, что муж уединяется в комнате и наигрывает на своём кларнете. Но потом она увлеклась буддистским учением, и мужа привлекла к этому. Теперь он часто исполнял индийские мелодии. Алла внушала супругу, что эта музыка помогает медитации.

Мир, толковала она, это иллюзия. Самонаблюдение, мол, ведёт к самосовершенствованию. К невозмутимости, любви и состраданию. Медитация помогает впадать в нирвану – освобождение от страданий. Альберт не спорил с женой, хотя сомнения, посещавшие его, мешали быть истинным буддистом.

Но сегодня он решил попробовать стать самостоятельным. Приехал домой. Отмахнулся от расспросов супруги, прошёл в комнату, достал кларнет. Начал играть музыку знаменитого Бенни Гудмена – великого джазового исполнителя и композитора. Исполнил композиции: «Как мне узнать?», «Почему вы не поступаете правильно?»

В нём возникло чувство радости, удовольствия. Кларнет у Альберта как будто рассказывал о его жизни, чувствах, ощущениях. В душе будто алый цветок распускался – росло желание изменить свою жизнь.