Реквием по России. Гл. 1-4

Гайкова Нина Николаевна
                «Реквием по России».
               
               Глава первая «Скорбное поминовение».
Реквием –  поминальная молитва у католиков, скорбная Месса. На латинский текст её писали музыку и В.А.Моцарт, и Дж. Верди – да всех не перечислить.
Только бывают случаи, когда внешние «формы» не столь важны – и словно «отступают» перед сутью. Оттого и получила название «Реквием» самая трагическая поэма  великой А.А.Ахматовой.
 У православных  - Панихида, Лития у католиков – Реквием.  Конечно, смерть всегда печальна - но ведь все мы смертны. И звучит молитва об упокоении души, о прощении прегрешений – вольных и невольных…
  А если смерть – вернее, убийство, уничтожение становится «нормой»  для боящейся                за себя власти царя Ирода?! Если появление «чёрного ворона» или, как сказано                в поэме, «чёрной маруси» воспринимается как приход палача – приход смерти?! Если, при появлении этой машины смерти каждый думает: «За кем и кто следующий?!».
Если проводится по сути «геноцид» собственного народа?! Если целенаправленно истребляются лучшие умы, благородство происхождения?!
Поэма создана в годы репрессий  - и о репрессиях – поэт называет это время «страшными годами ежовщины» по фамилии наркома внутренних дел. (Нарком – значит «народный комиссар». И эти «народные комиссары» народ тысячами мучили и казнили. Это так - заодно). 
И, очевидно, само слово – само понятие  «Реквием» в восприятии русского человека века двадцатого несколько утрачивает связь с Панихидой – с известными каждому словами: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…» и  становится синонимом трагедии. Появляется понятие «Русский Реквием».
По сути, это название можно отнести и к некоторым произведениям Н.С.Гумилёва, О.Э.Мандельштама и не только, наверное. Великая «троица» поэтов - акмеистов - А.А.Ахматова, Н.С.Гумилёв, О.Э. Мандельштам, которых можно назвать Мучениками Неявленными.
                Глава вторая «Крик души России»
«Реквием» - по сути, даже не название, а понятие, точно отразившее трагедию России.  Итак, Поэма создавалась А.А.Ахматовой из отдельных отрывков, написанных с 1935 по 1940 года.  Крик души! Череда криков! Оттого и стихотворный размер отрывков всё время меняется.
         И ещё надо помнить  – появись тогда хоть одна строка - просто написанная                на клочке бумаги, обмолвись кто-то хоть словом – и живым не бывать никому –                уж  по крайней мере, не миновать ареста или ссылки.
Вот когда проверяется настоящая дружба - А.А.Ахматова начитывала выстраданные строки своим друзьям – и они запоминали. Запоминали и удерживали в памяти до тех пор, пока можно будет хотя бы вслух произнести. 
 «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях   в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
     - А это вы можете описать?
     И я сказала:
     - Могу.
     Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».
Говорить о вопиющем ужасе написанного, вернее, происходящего необходимости нет.  Сама А.А.Ахматова аресту не подвергалась – хотя бы уже написан приказ – что уж                у «них» не получилось…
  Но рядом гибли близкие люди  - её муж профессор был арестован и расстрелян, как                и первый муж – Поэт-Мученик, Герой Отечества Н.С.Гумилёв. А семнадцать месяцев                в   тюремных очередях она провела к сыну – Льву. Поэтому «муж в могиле, сын                в тюрьме».
 Впоследствии сын Л.Н.Гумилёв отсидит в тюрьмах в общей сложности 14 лет –                «то за отца, то за мать», но в 1941г. пойдёт по чужим документам воевать. Воевать                за Россию, а не за сломавшую тысячи людских жизней власть. Он станет профессором, доживёт до 80 лет. Только, к сожалению, детей  у них с супругой не будет. По вине тех,                кто допрашивал в тюрьмах…Довольно!... 
Конечно, А.А.Ахматова в полной мере  изведала всё в поэме отражённое. Однажды пришлось ей  ради спасения сына написать «хвалебную оду» Сталину…
Потому и появятся строки «кидалась в ноги палачу». Какое точное «определение» власти! …
 
 Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

 
Над Россией стоят «звёзды смерти», Святая Русь  «корчится… под шинами чёрных марусь».  «Звёзды смерти» над Ленинградом, над Россией тридцатых годов в поэме А.А.Ахматовой – и «Солнце мёртвых» - одно из самых страшных, трагических произведений И.С.Шмелёва о гражданской войне. Человеческая жизнь «стоит меньше битой посуды».  И небеса с солнцем и звёздами – страшно вымолвить – мёртвыми стали…
  Понятно, что  «Реквием» не только о семье поэта – он обо всей многострадальной России - и местоимение «я» означает причастность. Причастность не только происходящему ныне, но и всей многострадальной истории  Отечества.

           Глава третья «Погашенные свечи жизней »
 
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе…
Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
   «На выносе»  - на похоронах – потому что «оттуда» многие не вернутся или вернутся через много лет искалеченными.
Свеча – в классической литературе часто символ жизни – да и не только в литературе. Древний символ, восходящий ко временам катакомб.
   А здесь она уже «оплыла» - и зажечься ей больше не суждено – не дадут. 
Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь -
написал замечательный поэт серебряного века М.А.Волошин, как и А.А.Ахматова, Родину после прихода к власти слуг антихриста не покинувший, скорби с Россией разделивший. К этому произведению с трагическим названием «На дне преисподней» мы чуть позже возвратимся.
    А пока снова «Реквием» А.А.Ахматовой. Все помнят, конечно, чудовищно жестокую казнь стрельцов Петром Первым, очень испугавшимся за свою  власть – людей, перед окнами повешенных! Разве не так же и ныне запугивает инакомыслящих новая власть, уводя, мучая, высылая и расстреливая?! Оттого и проводит поэт параллель двух эпох.
  Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
 Кажется, всё происходящее – страшный сон, потому что всё это за пределами человеческого понимания. Надо скорее проснуться… но не получится… 
                Глава четвёртая « Ночь. Россию покрывшая»
 Ночь, тьма, безвременье.  Всё покрыто мглою – и небеса в ней скрылись…
 Мы обещали вернуться к стихотворению М.А.Волошина - 
С каждым днем все диче и все глуше
Мертвенная цепенеет ночь –
Только в годы создания «Реквиема» поэта уже на земле грешной не было – эти строки созданы в память убиенного самозваной властью в 1921 году Н.С.Гумилёва. 
А всё,  происходящее ныне – в «Реквиеме»,  словно страшное «продолжение».
   «И хожу я по чёрному свету» - не требующий разъяснений крик души человека, смысл жизни  потерявшего! А сколько таких было!  Свет не может быть «чёрным», но стал. Написаны строки эти чудом выжившим с большевистском плену Иваном Савиным (Севалайненом), которому отпущено было всего двадцать восемь лет земной жизни. Написаны  - тоже  до «Реквиема» -  почти за десять лет – и тоже поэта тогда уже в живых не было.  «Чёрным» свет стал и для лирического героя «Реквиема», и для самой – создавшей его,  и для все России.
 И, наконец, ещё один образ, созданный Поэтом-Мучеником, тоже Россию                не оставившим и погибшим в пересыльном лагере.  «Неоконченной вечности мгла» -   так завершает О.Э.Мандельштам одно из самых трагических своих произведений «Небо Вечери…», созданного в те же «смертоносные» годы, что и «Реквием» А.А.Ахматовой.
 Россию покрыли «черные сукна» смерти - невинных, власти не угодивших.

(Продолжение следует)