9 мая 2020г

Ада Бабич
      Праздничное светлое утро 9 мая 2020г.
  Семьдесят пять лет из моих восьмидесяти прожито очень не просто, но без войны, благодаря нашей Победе!
Наверное, не всем молодым понятна наша радость и ликование со слезами в этот день.
      Бегут года, практически не осталось рядом родных - победивших, отстоявших мир.
Мы – дети войны, помним наших мам, бабушек, которые каждое утро вставали на колени, молили Бога о спасении мужей, сынов и дочерей ушедших на фронт.
 Помним горе и нищенское существование семей, оставшихся без отцов. Послевоенный голод…

  Позднее, в мирное время, когда жила с нами мамина бабушка Наталья, я каждое утро видела, как она, стоя на коленях перед окном, с мольбой протягивает руки к небу и шепчет, шепчет свою молитву во спасение души погибшего в 1944 году сына, моего дяди Серёжи.
 
  Она долго надеялась, что похоронку ей принесли ошибочно. Сколько было случаев, когда оживали, возвращались домой  долгожданные, вымоленные сыны и
мужья. Не случилось. К тому же в похоронке неправильно указали венгерское местечко, где погиб младший  сержант-сапёр 223 Кавказского полка Ларин Сергей Семёнович.

  Сохранилась маленькая почтовая карточка, проверенная полевой почтой, в которой цензура зачеркнула несколько фраз.
Вот её содержание:

     Здравствуй мама, шлю горячий привет и желаю всего хорошего в этой жизни. Во первых сообщаю, что я нахожусь на новом месте.
Живу ничего, жив и здоров. Мама где Катя жила* я от того места в десяти километрах. Покаместь всё спокойно, ожидаем лучшего. Ну, мамочка передавай привет всем родным, дяде и тёте, и его семье. Товарищам и девчатам.
Я вам послал письмо, но получили ли вы его - не знаю. Пишите чаще, не уставай с приветом Ваш сын С. Ларин.

   Карточка была отправлена  02.07.1943 года из полевой почты 25443П(Т)(Б)
В Куйбышевскую область, Сергиевский район, посёлок Глубокий, Лариной Наталье Леонтьевне.
 
  На имя бабушки было получено и другое письмо от 16 января 1954 года.
Прекрасным почерком, разборчиво написано оно другом дяди Сергея -  ГОРОБЦОВЫМ АНДРЕЕМ НИКОЛАЕВИЧЕМ.
Его содержание:

    Здравствуйте уважаемая Наталья Леонтьевна!
С тёплым сердечным приветом к вам Андрей.
Это пишет верный друг во время войны вашего сына Сергея.
Уважаемая Наталья Леонтьевна
Я вас считаю за мать свою. Ибо я своей с детства не помню. А с Серёжей ведь мы одногодки, вместе шли боевыми путями через все трудности войны и на глазах у лютой смерти, которая каждую минуту стремилась больше поглотить человеческих жизней, членами которых состояли и мы.
Я с Серёжей в 1942 свирепом году выехал на фронт из Чкалова. И началась наша боевая жизнь с гор. Старобельска где мы получили первое боевое крещение, после чего мы ещё крепче сдружились и относились друг к другу лучше, чем родные братья, спасая дружбой защиту друг друга и так продолжалось до взятия «Черкас» Киевской области. Где мы невольно были разлучены суровой боевой судьбой предсмертия, что могло нас - меня с Серёжей, разлучить, и я ушёл в госпиталь. Спустя пять месяцев больничной койки я обратно в свою часть попасть не мог и  пошёл в другую и далее на фронт. Будучи в госпитале, я от Сергея получил только одно письмо и на этом наша связь осталась прерванной до сегодняшнего дня.
Какова судьба постигла военных, свирепо-жадных дней моего верного друга, на сегодня осталось для меня тайной.
И вот Наталья Леонтьевна, с того времени минуло уже ровно десять лет.
В тяжёлую минуту своего расстроенного мечтания решил написать вам письмо и надеюсь, что я должен получить ответ - лишь потому, что, когда Серёжа провожал меня, его слова: «Андрюша, возможно и не встретимся, время суровое - наш договор - не забывать друг, друга. Как помнят друг друга Братья».  И мы поменялись адресами - что только через родителей мы можем найти друг, друга. И я свято храню родительский адрес как память, как память друга и суровое время осени 1943 года.
Конечно, случаев может быть много и очень жестоких.
Судьба играет человеком. Прошу, уважаемая Наталья Леонтьевна, напишите хотя бы несколько слов. Желательно - положительных, чтоб и я мог порадоваться.
Извините Наталья Леонтьевна, возможно я беспокою вас - затрудняю.
Но я не могу иначе и решил сейчас написать, потому что шквал тех годов не даёт покоя и не разрешает о них забывать, нет. И придётся помнить о них всё до смерти.
Пока До свиданья.
С глубоким наипочтением к Вам - Мать моя - Ваш сын Андрей. Ожидаю весточки.
   Отправлено из Западно-Казахстанской области, город УРАЛЬСК,
Бурлинский район, Карачаганакская МТС
ГОРОБЦОВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ.
      
Отвечала ли бабушка, не знаю, но на такое письмо невозможно было не ответить. 
Попытка разыскать место захоронения Дяди Серёжи (1924 г. рождения), погибшего в 1944 г., не увенчалась успехом. Венгры несколько раз  перезахоранивали, перевозили косточки наших погибших, с местечек в города, создавая крупные мемориалы.
 В похоронке  было указано место гибели: местечко Нурмухамед, Венгрия. А такого названия нет. Есть что-то похожее - село НИРМИХАЙДИ, обл. СОБОЛЧ.

***
     Папин брат Виктор Григорьевич Бумагин - 1923 года рождения, красноармеец- стрелок, призван за три месяца до того, как погиб 17.03.1942 года в Ленинградской обл. Лычковский район, д. Заболотное.
 Операция, в которую попал Виктор, долгое время была засекречена. Начало выполнения десантной операции было возложено на 1-ю и 2-ю маневренные воздушно-десантные бригады (МВДБр) и 204-ю воздушно-десантную бригаду (ВЛБр), а также приданные им отдельные лыжные батальоны….Неожиданно немцы 17 марта вечером обстреляли расположение десантников артиллерией.
Только официально погибло около 100 человек…
 Друг Виктора после госпиталя вернулся домой.  Бабушка Ганя пришла к нему, увидела инвалида без обеих ног, на низенькой, самодельной тележке с колёсиками из подшипников. Сказал ей, что завидует Виктору:
- Он сразу погиб, не мучился. 

   В который раз встречаю 9 мая  с горьким, жгучим комом в горле.
 Память, никуда не денешься….
Каждую весну высоко в небе парят, курлычат журавли, эти печальные звуки болезненно тревожат сердце.
 
***
  В 2002 году не стало моей тёти - Лариной Анастасии Семёновны 1918 г. рождения,с 1942г по 1945г. служившей в авиационном полку водителем машины, доставлявшей горючее к  самолётам. Она дожила до восьмидесяти двух лет. Потеряв на фронте любимого, так и не создала семью...

***
 В 1968 году, в шестьдесят четыре года ушёл Бабич Фёдор Андреевич - мой свёкр,  боевой танкист-майор, прошедший Финскую компанию, завершивший в г.Висмаре, Германия - Великую Отечественную войну. В 1948г. в составе воинской части был переведён в Калининград (бывший Кёнигсберг). Из Германии привёз фарфорового индюка, фотоаппарат, малюсенький комнатный градусник в форме Эйфелевой башни и единственно большую вещь – мотоцикл.
Совсем не любил говорить и вспоминать о войне.

***
   Контуженный в 1942 году, муж моей тёти по отцу - Елизаветы Григорьевны, Бубнов Михаил Владимирович, попал в плен под Харьковом.  Победу встретил в лагере военнопленных, освобождённом американцами.
У меня на руках ксерокопия лагерной карточки, заведённой немцами на Бубнова Михаила Владимировича.
В ней его маленькая фотокарточка с номером 15378, рядом отпечаток пальца. Указаны на русском и немецком языках фамилия, имя, отчество, год рождения 22.08.1924г. Взят в плен 26 мая 1942 года в звании старшего сержанта.
Переведён в лагерь военнопленных в Штатлаг 1У-С 21.07.1942г. и 22.07.1942г. в Funfhaus - это Саксония, на реке Эльбе.
Там же адрес его матери - Бубновой Марии - Пензенская обл., Даниловский район, село Сорокино.
И его адрес - тоже село Сорокино, но уже Саратовской обл.

 Не будет, из-за короновируса, прохождения БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА. Но из «Бессмертных  окон» с фотографий смотрят и мои близкие на семьдесят пятую, под мирным небом, яркую, с распускающимися гроздьями разноцветных сиреней, цветущими садами, тюльпанами, незабудками, захватившими обочины дорог - солнечными одуванчиками, Победную  ВЕСНУ!

Парят высоко, высоко в небе журавли, курлычат, не позволяют забыть без времени погибших, но давшим нам шанс - ЖИТЬ!…
 Каждую весну, рано на заре, встречаем пролетающий клин журавлей теперь над нашей, а не немецкой Куршской косой.

Примечание:
 ** Место - г.Лебедин, Сумской обл. где служил мой папа. Катя - моя мама, сестра Сергея. Нас  эвакуировали в 1941 году во Фрунзе.)