Черёмушки

Вероника Сухоцкая
   Село Черёмушки расположилось на невысоком холме, на вершине которого стоит много лет старая, но крепкая церковь с золотым куполом и крестом. Это сейчас она позолочена и покрашена, а в прежние времена, когда пошли гонения на православную веру, уничтожались храмы, сбрасывались с колоколен колокола, а с церквей - купола с крестами, она выглядела старой, неприглядной обителью, в которой служил один священник, он же - настоятель, дьякон, и сторож. Он жил там же, при церкви. Жил один и служил верой и правдою Господу и людям.

   Как устояла она - одному Богу известно. Говаривали только, что место это - благодатное, и хранителями его были три черёмухи возле храма. От этого и название села пошло. Службы в церкви шли постоянно, хоть и прихожан в то время было не много. Отец Владислав (а в миру - Алексей) прибыл сюда перед самой войной, после смерти бывшего настоятеля - отца Василия. Народ принял его с надеждой и верой в лучшие времена. Но война спутала планы у многих, так и в Черёмушках поредели ряды мужского населения - многие ушли на фронт, оставив свои семьи. Не смотря на военные годы, селяне жили дружно, поддерживали слабых, оплакивали вместе похоронки, радовались победам наших войск.

   А отец Владислав каждый день проводил службы в храме, и в это время всё увеличивалось число прихожан, молящихся за своих отцов, мужей и сыновей. Стал часто прибегать в храм малец один, который и после службы оставался тут, пытаясь чем-то помочь бабушкам, прибиравшим в церкви. Однажды отец Владислав подошёл к нему и спросил:

   - Как зовут тебя, чадо моё?

   - Пашкой зовут - ответил мальчик.

   - Хорошо. Я тебя буду Павлом звать, можно?

   - Можно, батюшка! А почему? - удивлённо спросил Пашка.

   - А негоже такое имя унижать - Святой Павел мне не позволяет!

   - Кто такой - Святой Павел?

   - А ты останься после вечерней службы, я расскажу тебе о Нём.

   - Хорошо, батюшка.

   - Храни тебя Господь, чадо моё! - погладил его по голове отец Владислав.

   После вечерней службы отец Владислав подвёл Пашку к иконе Святого Апостола Павла и сказал:

   - Вот - это Святой Павел, твой Ангел Хранитель. История Его жизни и служения христианской вере очень интересна. Родился Он очень давно, в еврейской семье и имел имя Савл. Воспитывался в традициях иудеев и обучался в Иерусалимской раввинской академии. Сподвижники этой веры преследовали христианство, в этих деяниях участвовал и Савл.

   - Но как же Он оказался нашим Святым? - спросил Пашка.

   - Вот я и расскажу тебе сейчас, какая удивительная история приключилась с Савлом, когда он ехал в Сирийский город Дамаск ловить христиан и помещать их в темницы или убивать. Перед самым Дамасском с ним произошло чудо. Внезапно показался яркий свет, и Савл, ослеплённый этим светом, упал на колени и услышал голос:

   - Савл, Савл! Что ты гонишь меня?

   Савл спросил:

   - Кто ты, Господи?

   И услышал ответ:

   - Я Иисус, которого ты гонишь!

   Савл три дня не мог видеть после такого света, и за это время с ним произошло Обращение - он поверил Христу. И теперь, вместо истребления христиан он занялся изучением христианской веры. Впоследствии, Савл стал даже проповедовать о христианстве. От родителей он унаследовал римское гражданство и стал называться Павлом. На этом пути Павел имел много препятствий, потому, что иудеи стали преследовать его, и даже хотели убить, когда он выступил в Дамаске с проповедью  об Иисусе Христе, но друзья спасли его и помогли уехать в Иерусалим, где апостол Павел был арестован, но ему разрешили уехать в Рим, где он смог свободно проповедовать христианство. Затем в Италии, а потом и в Испании.

   - А когда он стал Апостолом? - спросил Пашка.

   - Ещё в Иерусалиме он был представлен Апостолом Варнавой другим апостолам, и был признан ими, как Апостол Павел. И по всем местам, где он бывал, стали открываться церкви, становилось всё больше христиан. Но преследования продолжались, Святой Апостол Павел бы схвачен и казнён отсечением головы.

   - Как жаль... - чуть не заплакал Пашка.

   - Да, Павел! Предание говорит, что там, где трижды ударилась голова Святого Павла - забили три источника. Сейчас у этого места стоит монастырь,  и называется -"У Трёх источников". Вот так, чадо моё! Береги имя своё!

   Павел стоял у иконы Святого Апостола Павла, долго смотрел на Него и сказал: 

   - Я понял, отец Владислав! Теперь - я Павел!

   И было этому Павлу всего семь лет...

      После разговора с отцом Владиславом, Паша теперь всем говорил, что нужно называть его не Пашкой, а Павлом, и рассказывал историю Святого Апостола Павла. Первой, кому он рассказал об этом, была его мать - Клавдия Степановна - молодая, красивая женщина, проводившая на фронт своего мужа, Пашиного отца, и ожидавшая каждый день от него весточки. Их дом стоял рядом с храмом, потому сын и ходил туда, чтобы чем-то помочь. Сама Клавдия тоже иногда приходила на службы и молилась о муже. Кроме Паши у неё на руках осталась двухлетняя дочка Олечка. Работы по дому и с детьми было много, да ещё она в сельсовете счетоводом работала. Жила с ними бабушка Тоня, которая помогала в храме и водилась с Олечкой, когда Клавдия уходила на работу. Бабушка Тоня слышала разговор батюшки с её внуком и радовалась, что отец Владислав наставляет его с малых лет на путь истинный.

   - Пашка! Пойдём футбол гонять! - позвал его закадычный друг Вовка.

  - Нее, не хочу! Лучше со мной пойдём, я тебе что-то покажу и расскажу - ответил маленький Павел.

   - Пойдём! - заинтересовался Вовка.

   Они вошли в храм, Паша подвёл друга к иконе Святого Павла и сказал:

   - Это - мой Ангел Хранитель - Святой Апостол Павел! - сказал Паша и коротко рассказал про его жизнь.

   - Интересно! А у меня есть Ангел Хранитель? - спросил Вова.

   - Наверное, но я не знаю. Надо у отца Владислава спросить - ответил Паша.

   - Давай, спросим! - попросил друга Вова.

   - Спросим, только после вечерней службы - сейчас он занят - деловито сказал Павел.

   - Хорошо, договорились - согласился Вова.

   Они ещё покрутились в храме, изучая иконы, и пошли гонять мяч и играть в другие игры.

   - Знаешь, Вовка, ты меня больше Пашкой не зови! Павел я теперь! Батюшка сказал, что такое имя "не гоже унижать"! - повторил он слова священника.

   - Тогда и я - Владимир! Мой Ангел Хранитель тоже должен быть! - ответил Вова.

   - Хорошо, Владимир - сказал Павел.

   И мальчишки принялись по очереди "забивать голы" в импровизированные "ворота".

    Вечером Павел подвёл своего друга Вову к отцу Владиславу. Вова  поздоровался с батюшкой и спросил:

   - А у меня есть Ангел Хранитель?

   - Как зовут тебя, чадо моё? - спросил священник.

   - Владимиром! - ответил мальчик.

   - Похвально, что чтишь своё имя! - сказал отец Владислав.

   - С кем ты живёшь? - спросил он Владимира.

   - С мамкой - ответил тот.

   - С мамой - поправил его отец Владислав.

   - А вы, оба, знаете, как наш храм называется?

   - Его Владимирским называют - ответил за обоих Павел.

   - Правильно. А называется он так в честь Владимирской Божьей Матери.

   - Матери, а не "мамки". Понял Владимир, к чему я это говорю?! Маму свою уважать надобно! А Ангел Хранитель твой - Святой Владимир.

   И отец Владислав подвёл мальчиков к храмовой иконе Владимирской Божьей Матери. А потом и к Лику Святого равноапостольного Князя Владимира.

   - А вот и Ангел Хранитель твой, Вова. Это Святой равноапостольный Князь Владимир. Он был причислен к Лику Святых Апостолов за то, что положил начало Крещению Руси. Его в народе называли ещё - Князь Владимир - Красное Солнышко. Молись ему, и он будет тебе помогать.

   - Хорошо, батюшка, только я не умею молиться. У меня мама не верит в Бога и не молится.

   - Ну это дело - поправимое. Вот смотри! - и отец Владислав взял руку мальчика в свою, сложил, как надобно, его пальцы и его же рукой перекрестил.

   - И мама твоя скоро в церкви появится, не переживай! Через тебя к ней вера в Бога придёт! Вот увидишь!

  Продолжение следует...