О современном читателе

Анна Александровна Пономарева
Когда вам нужно, например, совершить некую нотариальную или же финансовую сделку, вы обращаетесь к юристу или банковскому специалисту. Если нужно узнать, как лечить то или иное заболевание, вы обращаетесь к врачу. Но когда возникает потребность в чтении художественного произведения, вы напрочь игнорируете советы и рекомендации филолога. А ведь это тоже специалист в своей области. Причем аргумент просто убийственный - "мне это не нужно, я и сам могу прочитать". Когда дело касается книжного фастфуда, тогда я согласна, Донцова не требует серьёзных умственных затрат. Но когда мы говорим о Толстом, Достоевском, Томасе Манне и других великих писателях, то игнорирование глубины произведения и внимание лишь к его сюжетной линии приведет к поверхностному восприятию текста. Вы потеряете время, гений автора не сможет раскрыться для вас в своей полноте и красоте, и вы останетесь с обманным ощущением, что прочитали великую книгу. Меня иногда охватывает ужас, когда я вижу в соцсетях такой заголовок: "20 книг, которые я прочитала за месяц". И там нехилая такая артиллерия: и Джойс, и Кафка, и Ницше. У читающего создается некая иллюзия не только знания, но и понимания: "Читал я вашего Кафку, фигня какая-то".