28 лет назад она вошла в мою жизнь в лосинах и на высоких каблуках – очень высоких каблуках, на которых способны ходить только модели и ночные бабочки.
Лилюшка не относилась ни к одной из этих групп.
Она была тележурналисткой и режиссером. Снимала сюжеты и сама их монтировала для своей программы.
Мы встретились с ней в Москве, в ДК им. Зуева, где телекомпания "ТВ Бизнес-студия" снимала офис.
Я только-только закрыла в Болгарии наш корпункт и по приказу начальства вернулась в Москву.
Лилия была новенькой. Она ходила по редакционным коридорам на высоченных каблуках и в упор со мной не здоровалась.
Это меня задевало, но я гордо молчала. В отместку я прозвала ее «Эта, длинноногая», хотя имя ее мне было известно.
Так мы и ходили по нашей студии, встречаясь и не здороваясь. И промолчали бы, наверное, всю жизнь, если бы не «Записки дрянной девчонки» Дарьи Асламовой.
Эта книга была тогда бомбой. Журналистка «Комсомолки» честно поведала миру, с кем она спала из великих и кто каким оказался любовником.
Книгу читали запоем, а Абдулов, словивший на страницах эпитет «вялый»,даже разразился гневной рецензией с заголовком «Куплю патент на отстрел журналистов». После этого споры, кто какой любовник, пошли еще жарче.
В это самое время я и явилась с книгой Асламовой в редакционную курилку, приобщая себя к прекрасному.
В курилке стояла «Эта длинноногая»: в лосинах, на каблуках и с сигаретой.
Обложка книги привлекла ее внимание, она меня о чем-то спросила, я ей что-то ответила и разговор потёк, как по маслу.
Из курилки мы вышли, абсолютно довольные друг другом.
Мы подружились, поняв, что мазаны одним миром.
Лиля много и интересно работала. Съемки и монтаж были для нее волшебной мастерской, где она творила свои программы, придумывала к ним эффектные заставки и монтажные приемчики, отчего программы ее всегда выглядели зрелищно и стильно.
У нас с ней были свои любимые монтажеры и операторы; один из них был влюблен в нее, другой – в меня. Впрочем, мы не сильно на это заморачивались, чуя, что впереди у нас полным-полно отличных перспектив и мужиков, кстати, тоже.
Это были лихие 90-е годы - время новоиспеченных коммерческих банков, алчущих славы фирм и пирамид типа «МММ».
Мы снимали разную заказную «джинсу», Лилькина подружка Лола Милявская скакала в рекламе «Хопра-Инвеста», а мой дружок Боря Хмельницкий - в заставке к моей программе «Портмоне».
Мы были молоды, талантливы и привлекательны и всем этим багажом пользовались на всю катушку.
Лилюшка стала одной из первых,кому я призналась в любви к одному плейбою России, а она мне - к богу телемонтажа.
Именно у Лилии я технично увела прыткого мальчонку из нашей редакции, которым она планировала заняться.
А она пикантно перехватила моего возлюбленного, который перешел к ней, как боевое красное знамя.
Они потом, кстати, долго и неплохо жили, я приезжала к ним в гости, и наш общий Ромео сказал ей однажды, в каких именно аспектах жизни ей стоит взять у меня фору.
В общем, дружба с Лилией была проверена на совесть, она прошла огни, и воды, и медные трубы.
Однажды Лилюшка попала в больницу, где криворукая медсестра сделала ей укол мимо вены. Начался абсцесс, Лилька позвонила мне и в слезах рассказала о местных нравах: о хамоватом медперсонале и вечно пьяном хирурге, который приходил в таком виде на операции.
В тот же день я накатала на редакционном бланке письмо главврачу, предложив ему «дружно» разобраться в ситуации.
Был дикий скандал, медперсонал негодовал и оправдывался, а мы с Лилюшкой радовались, что успели сохранить ей на руке кожную ткань, которая чудом не отвалилась.
Ее первой квартирой в Москве стала коммуналка в сталинском доме на улице Королева. Через стенку от нее жила семья, где ели много чеснока и много трахались.
Возвращаясь со съемок,Лилька ела, что Бог послал и устало ложилась спать на коробки из-под бананов, потому что кровати умнее не было. Шум за стенкой и отсутствие кровати ее не смущали.
Она вообще никогда не парилась по поводу комфорта,умудряясь довольствоваться малым, если, конечно, речь не шла о творчестве. Здесь Лилия Борисовна была и остается перфекционистом. И за это я еще сильнее люьлю ее.
В 2013 году Лилия создала свой театр « "Багаж», и я стала величать ее Лилией Борисовной. Не потому, что подхалимничала. Просто из уважения к этому человеку, к ее таланту и к нашей долгой дружбе.
Она ставит чудесные спектакли. Я смотрела их все, а «Московские каникулы» вообще раз 7 и пойду, наверное, еще, потому что он о вечном и вообще не надоедает.
С ее легкой руки ретро-спектакли обрели в театре вторую жизнь. В советское время эти пьесы были настоящими хитами, их ставили лучшие режиссеры страны. Но прошло время, пьессы забыли, их заменили другие, новые,агрессивные. А добрые постановки о бессменных человеческих ценностях списали, как старый театральный реквизит.
Теперь Лилия Борисовна по крупицам возвращает зрителям бесценный культурный «багаж», в котором скрыто много чистоты и добра. Именно поэтому ее спектакли оставляют такое приятное послевкусие…
Это то, о чем говорят коротко и категорично: «must see!».
Она всё делает своими руками: ставит спектакли, шьет актерам костюмы, мастерит новые украшения,прически, сама договаривается с новыми театральными площадками, делает свои рекламные кампании собирает зрителей. А после спектаклей вручную грузит театральный реквизит и вывозит его к себе домой: когда на такси, а когда и на велосипеде.
Родом из Тамбова, Лилия Борисовна лучше других знает Москву, пешком обошла все театры и переулки и хоть сейчас может провести экскурсию «Неизвестная Москва».
Многие места – Булгаковский Дом, например – напрямую связаны с ее жизнью, так что если коснись, она вам порасскажет такие занятные истории, которые экскурсоводам и не снились.
Часто, переживая пики сомнений, я звоню Лилюшке и спрашиваю ее в лоб: «Лиль, я дура?». И Лилия терпеливо и развернуто отвечает на вопрос, отталкиваясь от моих прошлых и сегодняшних достижений. А потом вспоминает какую-нибудь шутку в тему.
И я улыбаюсь и успокаиваюсь.
Так было уже сто раз. И будет, наверное, еще столько же.
Мы дружим почти 30 лет. И, Бог даст, будем дружить еще столько же.
И какая, в сущности, разница, что годы берут свое, что я уже, как рыбка Дори, почти в деменции, а Лилюшка больше не носит лосины и высоченные каблуки.
Главное, что при каждой нашей встрече мы всегда - ну вот всегда! - интересны друг другу.
Так было.
Так есть.
И так так будет всегда.
PS. Посвящается нашей дружбе.
Татьяна Феоктистова Первая
Май 2020