Salvator mundi Леонардо да Винчи

Владислав Плеханов
          "Salvator mundi" Леонардо да Винчи

      (На странице Википедии "Salvator mundi (Gemaelde)" картину можно рассмотреть с увеличением.)   

          Обретение утраченной картины
 
Картина «Спаситель мира» (Salvator mundi) Леонардо да Винчи долгое время считалась утраченной. Её неожиданно обнаружили, очистив от поздних поновлений, в 2007 году. Обретение утерянного шедевра стало одним из самых значительных событий в истории искусства последнего столетия. Шесть лет проводились кропотливые реставрационные работы...    

          Идея спасительного  очищения

И вот спустя 500 лет Спаситель, изображённый Леонардо, наконец, смотрит на нас. Правой рукой Он благословляет стоящих перед ним, а в левой держит большой хрустальный шар, который символизирует спасённый Им мир. Этот шар своей прозрачностью показывает насколько совершенно очистил Господь своей крестной жертвой всё мироздание. Глаза  Спасителя удивительно  светлы и прозрачны. Они  как горные озёра, излучают чистоту божественной любви, которая омыла и преобразила этот мир. Чистота светло-карих глаз и кристальная прозрачность шара очень гармонично сочетаются на иконе, тайно выражая идею этого спасительного очищения.

          Воплощение  Царства Небесного

Небесная голубизна тонкой туники Иисуса Христа и мягкость черт лица Спасителя, достигнутая благодаря леонардовскому сфумато (тающей дымке теней вокруг глаз, носа, губ щёк и подбородка), придают образу необыкновенную нежность. Завитки локонов, изящными кольцами спадающие на плечи Господа, светятся как клубы фимиама в лучах солнца. В результате этот образ становится выразительным воплощением слов Господа «Приблизилось к вам царство небесное». В нём явно чувствуется близость этого царства, наполненного духовным благоуханием.
 
          Спаситель мира как жених, грядущий в ночи

Чёрный фон иконы и необычная нежность образа Спасителя возможно подсказывают нам, что перед нами божественный Жених, грядущий в ночи, упомянутый в евангелии и так поэтично описанный в Песне песней: «Возлюбленный мой   б е л     и   р у м я н,   лучше десяти тысяч других», "глаза его –  к а к    г о л у б и   п р и    п о т о к а х    в о д ,  к у п а ю щ и е с я    в   м о л о к е», «щёки его -цветник ароматный», «губы его -  л и л и и,   источают текучую мирру», «живот его изваяние из   с л о н о во й   к о с т и»,  «вид его подобен ливану,  в е л и ч е ст в е н е н   к а к   к е д р ы», «уста его - сладость и весь он –  л ю б е з н о с т ь.  Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой дщери  Иерусалимские!»  (Песн. 5; 10-16).  Леонардо словно перевёл эти сравнения с языка поэзии на язык живописи, сумев передать всё их поэтическое изящество и эмоциональную насыщенность художественными средствами.

          Символика  хрустальной сферы в руке Спасителя

Голубая туника, нежная мягкость черт лица, чистота и прозрачность серо-карих глаз  и хрустальная прозрачность очищенной сферы мироздания обретают на чёрном фоне картины особенную таинственность. Спаситель словно выступает на свет из мрачной тьмы человеческой истории, как из тени смертной, неся в руке спасённую душу всего человечества. И эта очищенная душа полна небесной синевы, словно божественной природой Господа. В нижней  части шара  она наполнена теплом  Его ладони как человеческой природой Христа. Это вызывает в памяти евангельские слова: «Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят» (Мф. 5; 8). Узрят не только глазами, но всем своим существом. Божественная и человеческая природа Христа, отразившись в этом шаре,  являют  также «новое небо и новую землю» в их гармоничном единстве, «одно сердце и одну душу» искренно верующих в Него, смирение и любовь, одним словом, Царство Небесное во всём его совершенстве.

Где же личности спасённых в этом удивительном символе? Они незримы как пылинки в космосе. Возможно также на них намекает множество  щербинок на нижней и правой боковой части шара. Ведь каждый по-настоящему смиренный считает себя за ничто, так, лишь за несовершенную внешнюю щербинку на прекрасном лице мироздания. Так, забывая о себе, он способен раствориться в этом благодатном единстве праведников и Святой Троицы, которая  таинственно предствалена в трёх бликах на шаре.

          Изображение обожествлённой плоти Господа как сверхзадача художника

Созерцая картину, постепенно догадываешься, что свет, льющийся сверху, - не земной, а божественный, Если бы он был солнечным, фон за спиной Господа не был бы чёрным как ночь.  Этот свет жизни чудным образом освещает лицо Спасителя, Его благословляющую кисть и кончики пальцев левой руки, придавая им необыкновенную мягкость и какую-то неземную выразительность.  Вероятно, Леонардо, создавая образ Спасителя мира, своей целью поставил изобразить обожествлённую плоть Господа, окружённую благоуханием Святого Духа. Этой сверхзадаче художника послужили не только  характер освещения, техника сфумато, но и то, что в обрамлении Его локонов как в клубах ладана грудь плавно переходит в колонну шеи, увенчанную ликом. Это производит непередаваемое впечатление. Как будто  эта часть тела Христова была выточена из слоновой кости и потом ожила, наполнившись божественной жизнью. Очертания этой части тела походит также на основание и ствол кедра. Величественность, нежнось и бесстрастное спокойствие гармонично сочетаются в этом удивительном образе.
 
          Символика Святой Троицы и Бога-Слова

Самые светлые части в середине иконы образуют треугольник. Основание его идёт от благословляющей руки через освещённую грудь к левому плечу, а вершину образует светлый лоб Спасителя. В середине этого треугольника находятся уста Господа. Так Святая Троица символизируется треугольником, а Слово, которое «было в начале у Бога»  - устами. Этим объясняется, почему круглый вырез туники был заменён на прямоугольный, а красный цвет на сине-голубой, более отвечающий небесной символике Троицы.

          Итог

Не перестаёшь изумляться тому, как всю эту многозначность и глубину  можно было так просто и непринуждённо выразить в одном образе. Леонардо представляет на своей иконе Христа как Спасителя мира, символическими средствами выражая при этом идею божественного спасения, очищающего  мир  и  соединяющего верующих в то Единство, о котором Господь молил своего Отца на тайной вечери: «Да будут все едино... как Мы едино». Эту идею он вдохновенно  облёк в поэтическую атмосферу «Песни песней» и притчи о женихе, грядущем в ночи.

Икона «Salvator mundi» Леонардо, производит невероятно умиротворяющее воздействие и вселяет веру в безграничную любовь, силу и могущество Господа.


-------------------

                Приложение

          Реакция культурного мира

Культурный мир принял это произведение неоднозначно. Одним  образ Христа показался слишком нежным, даже женственным, заключающим в себе какую-то двусмысленность. Другие увидели в нём идеальное воплощение красоты и тайны духовного мира.

В качестве перимера приведу мнения двух авторов  прозы.ру:

"Для меня тем, что невозможно понять мужчина или женщина изображена, будто слились воедино Мария Магдалина и Иисус." (Николай Львов 4)

"Лицо Христа совершенно. Та идея Христа, которая существует в сознаии миллионов христиан, выражена на этом портрете с абсолютной достоверностью. Никто к этому идеалу из всех остальных художников даже не приближается." (Михаил Гольдентул)

В настоящей статье я попытался аргументированно поддержать вторую точку зрения на это произведение.