9 мая

Михаил Каплан
Я  даже не знаю, должен ли я об этом писать.
9 мая.
Этот день особый, никогда добро и зло не было так рядом, как в этот день.
   Я родился через 15 лет после того, как закончилась эта война. И сегодня , когда прошло 60 лет, нет переживания больнее.
В 1965 году, немцы открыли первую в Москве прачечную, механизированную..., мы с мамой  пошли, я услышал немецкую речь, забился под лавку и 40 минут меня не могли выцарапать от туда.
Что это?  Генетическая память?...зачем она мне вчерашняя, сегодня?
На девятое мая лет этак с 7-8  меня оставляли либо с дядей Зорей(Лазарь маленький) либо с дядей Оскаром(Лазарь большой), люди не пьющие в быту, в этот день пускались во все тяжкие.
История дяди Зори маленького :
1934 год, его отец Моисей, чиновник министерства путей и сообщений, чувствует как сгущаются “тучи”. Первые посадки, и ссылка семей в Сибирь.
Сыну Лазарю 12. Мальчик замечательно учится, увлечен химией.
И он, при живом отце, пятикомнатной квартире на  ул.Петровка 19 в Москве, оказывается в дет.дом в Южно- Уральске, где уже живет  брат отца.И отец оставляет его там,  со словами: "Мой мальчик, не забывай, я всегда рядом с тобой, так сейчас надо".
Когда началась война, окончивший школу с золотой медалью дядя Зоря маленький поступает на ускоренные курсы лейтенантов, и уже в начале 1942,где то с февраля,  оказывается  на Ржевско-вяземском фронте, где в течении года, то туда, то сюда.
В  декабре 42-го, дядя командир арт.батареи, уже есть опыт.
Они должны прикрывать проход разведки в тыл врага, у них 4 батареи прикрытия, но снарядов не достаточно, а нужно будет прикрывать отход.... и дядя Зоря, отдает своим приказ не стрелять, прибегает комбат и начинает орать: "Давай огонь!!!бля", дядя Зоря, головой дает знак солдатам, чтоб не стреляли. Комбат бьет его палкой, но кода разведка возвращается, единственная батарея, которая прикрывает отход, это батарея дяди Зори. Его ранит во время отхода, два осколка в правую ногу. Уже в медсанбате он получает наградной лист на  орден Красной Звезды, за доблесть в бою и путевку в штрафбат за не исполнение.
И вот после медсанбата, в штрафном батальоне, он встречает отца.....
Невероятно, отец в штрафбате 7 месяцев!!!!!!!!!!!!!!
Это их из карлага, типа разрешили кровью смывать.
Отец говорит все время об одном, чтобы сын помнил, отец всегда  рядом, чтобы не происходило, что бы не казалось....
Утром бой, они рядом,  дядя Зоря получает, очередной осколок,  отец подхватывает, прижимает  и ему в спину впивается 12 железок и он уходит  со словами на пенящихся губах:
Не забудь, я всегда с тобой.
История вторая.
Оскар или дядя Лазарь Большой.
"Эй жиды! В конец очереди!"
Мы стояли в очередь на такси. И вдруг, появился это рыжий, коротко стриженный…, с вонючей бородкой.
Мы это я 8-ми лет, кучерявый мальчишка, бабушка и дядя Оскар.
- Оскар дай ему! Закричала бабушка, сколько мы будем все это терпеть!
И тут он заплакал, - Я не могу….
Он не мог ударить человека…
Он правда схватил его за бороденку, и со словами:
- Ну за чем ты, так, ну за чем?!
Кажется эту бороденку  оторвал, я уже не помню точно….
У меня остался вопрос. И я ждал случая спросить.
 
Я никогда не встречал человека такой физической силы.
С юных лет, в своей польской деревне, он работал молотобойцем.
Он мог положить быка на плечи и нести, ну это где то 300-400 кг.
Его звали, когда нужно было разобраться, боялись это точно, уважали? Не знаю.
Каждое 9-мая он пускался в запой. Брал заранее отпуск, никого не хотел видеть, кроме меня и меня с ним оставляли.
Я сидел тихо и слушал, как он говорит сам собой и , или с теми, кто в этот момент навещал его из прошлой жизни.
Каждый раз я надеялся, что спрошу и он ответит, расскажет свою историю….
Почему при такой силе, он не способен дать сдачи, почему 9-ое мая для него такой особый период?
Это было 9-го мая 1972.г
Дядя Оскар, накатил, покушал и вдруг начал говорить.
-НУ как вы можете?! Кто ВЫ?!
- Кто они, Дядя Оскар, дорогой не бойся, я здесь, я с тобой….
И он вдруг, начал рассказывать….
В конце августа 39-го мы с младшим братом решили поехать в Москву, ……Ленчик, уже 3 года жил в Москве и все время звал нас, он старший, и продолжал заботиться о нас.
Ну мы собрались, не сразу, конечно….утром 7 сентября все было готово, куплены билеты , нам нужно было перейти мост, сесть на подвозу, доехать до станции, потом поездом до Бреста и уже в Бресте сесть на московский.
Когда мы переходили мост услышали страшный шум, летали самолеты, а в деревню входили танки…. Мы с Йосей перебежали мост и прыгнули в кусты….
Мы видели все…..
Солдаты пьяные или под наркотиками бегали по деревни и разрывали на куски все, что удавалось им поймать….кур, пополам, собак стреляли…я вдруг увидел, как наша младшая , Сонечка бежит, и за ней гонятся… Йосик навалился на меня…
Я ничего не мог сделать…..но я все видел….
Какая то неведомая сила показала мне, как они пополам,  они порвали ее и смялись, маленького беззащитного ребенка.
Зачем? Почему?
Сколько я не стараюсь это погасить. Каждый раз с новой силой….кто управляет человеком так, что он способен хотеть только поймать, порвать и выбросить?! Где это живет?!
Откуда приходит…..?
Он работал мясником, возможно это ему помогало.
А в Душу запали его слова:
Мишенька, мальчик мой, никогда, никогда не причиняй зла другому!!
Лучше умереть, чем обидеть!
Моя война шла ко мне, но не дошла, на 2 часа.
Мне хватило того, как нас к ней готовили.
В 1979 году мне вручили повестку из военкомата, потом вырвали из семьи, из моего романтического мира и повезли на Дальний Восток, в Пограничный район, Градеково (ныне поселок Пограничный).
Вся дивизия рассчитана на 2 часа боя, потом накрывают свои.
Вши, голод, унижения, как фельдшер скорой помощи , попал в медсанбат.
Я сытый москвич, увидел людей, который в ноябре весили 58 кг, в феврале попадая к нам 38, заеденные вшами  и умаляющие взять их на самый грязный наряд на свинарник....
 
Мы кормили свиней жалкими отходами с кухни, для этих изможденных голодом 18-летних детей это была возможность добыть “еды” и они за нее боролись.
Так вот в тот самый год 1979, должна была начаться война, у России с Вьетнамом был договор, а китайцы напали на Вьетнам.
Наш приказ быть в Харбине отменили за 2 часа до времени “Ч”.
Вместо войны начались масштабные учения по всей границе.
И вот именно тогда произошло то, о чем я  и хотел рассказать.
Над нами стали летать сверхзвуковые МИГи.
Если я еще читал в мудрых книгах о том, что придет время, когда живые будут завидовать мертвым, и захочет человек умереть , да не дадут ему, но это была, как бы, теория.
А тут....
Сегодня это называют гиперзвуковое оружие..
Это ...ц
Тебя поглощает одно единственное желание не быть, зарыться, закопаться, исчезнуть.....
И вдруг, вдруг сквозь все это, я слышу крик!
“Вместе!!!! БЛЯ!!!!Вместе!!!”
Краем глаза ловлю,  как старшина батальона Сеня хватает двоих солдат и они буквально впиваются друг в друга!!!! И держат один другого!!!
НУ мы все конечно обосрались, с головы до ног...(горячей воды в казарме не было по определению). А эти трое нет!!!!
С тех пор девиз нашего поколения : “ Возьмемся за руки Друзья, чтоб не пропасть по одиночке!”, пахнет для меня по другому
И еще, дядя Оскар сказал:
Мишенька, рядом с тобой всегда будет Человек!, Найди его, держись Его, иди  с Ним, сердце тебе подскажет.