В кругу композиторов. Забытые имена.
Барон Мейендорф (Meyendorff) Петр Феликсович. 1858—1918
Мемуар: «В том же концерте Мария Ивановна исполнила романс «Искра» барона Мейендорфа, написанный с большим настроением. Романс этот очень понравился публике, удостоился лестного отзыва в критическом отчёте об этом концерте, а автор, бывший в числе слушателей, устно и письменно выразил свою «глубочайшую признательность» Марии Ивановне и мне «за превосходное исполнение».
Записка барона Мейендорфа «среда»
"Многоуважаемая Мария Ивановна,
тысячу благодарностей за любезно присланную Вами газетную вырезку и ещё раз прошу принять мою глубокую признательность Вам и Петру Ивановичу за превосходное исполнение моей вещицы на Вашем концерте. Желаю вам счастливых праздников и остаюсь
почтенным, преданным Вам П. Мейендорф".
Имени и отчества его Полетика не называет, но считает нужным добавить, что барон Мейендорф был «…весьма серьёзным музыкантом из высшего круга».
О Мейендорфе как о композиторе сегодня не известно ничего. О нем нет ни одной статьи или хотя бы двух строк в каком-нибудь из музыкальных словарей.
Современники, упоминающие о Мейендорфе, называют его, как правило, просто «барон Мейендорф» ; в записке, адресованной Полетике, можно разобрать первую букву имени: «П. Мейндорф»; критик Русской Музыкальной Газеты Коптяев в своей статье называет его по имени - Пьер. И только в «Каталоге русских романсов», составленном Э. П. Малевичем, удалось обнаружилось имя и отчество: Петр Феликсович.
Немногие биографические сведения о композиторе удалось найти в источниках, не имеющих никакого отношения к музыке, а именно - в истории родов: по линии отца - Мейендорфов («Мейендорф фон Икскюль»), и по линии матери – Горчаковых, В недавнее время появились материалы о младшем из четырех сыновей, Александре Мейендорфе, члене парламента России, друге и конфиденциальном советнике П. С. Столыпина .
Петр Феликсович Мейендорф родился в 1858г. в Штутгарте. Его отец, Феликс Казимирович фон Мейндорф, находился в то время на дипломатической службе в королевстве Вюртемберг. Петр был старшим из четверых сыновей, двое из которых, Михаил и Клеменс, родились позже в Италии, куда Ф. К. Мейендорф был направлен с особой дипломатической миссией. В 1967 году Ф. К. Мейндорфа был назначен на службу в герцогство Саксен-Веймарское в качестве поверенного в делах. Вся семья вернулась в Германию, где родился четвертый сын, Александр. Блистательную дипломатическую карьеру Ф. К. Мейендорфа прервала внезапная смерть.
«Когда тридцати семи лет от роду, в 1871 г., Феликс Казимирович фон Мейендорф неожиданно скончался, он оставил вдову и четверых сыновей…».
Вдова, Ольга Михайловна Мейендорф, урожденная княжна Горчакова, была личностью незаурядной. Дочь наместника Царства Польского М. Д. Горчакова, родная сестра Н. М. Столыпиной, матери премьер- министра России, А. П. Столыпина, светская дама и прекрасная пианистка, она слыла в Веймаре «надменной баронессой». По словам современницы, «…баронесса Мейендорф имела вид женщины с историей, среднего роста, немного худощавая, но чрезвычайно изящная. Она была всегда одета в черное, совершенно небрежное платье, которое, впрочем, совсем не скрывало её врожденной элегантности. Лицо имела бледное, волосы темные. При первом знакомстве она производила впечатление женщины холодной, но в то же время огненной. Люциферова гордость и высокомерие баронессы задевали весь Веймар, и в городе никогда не переставали говорить о ней» .
О. М. принимала деятельное участие в музыкальной жизни Веймара, в частности, участвовала в организации там концертных выступлений Вагнера. Но более всего наделали шума её отношения с Ференцем Листом, которые она и не думала скрывать. «Именно тесными дружескими связями со знаменитым музыкантом Ольга Михайловна более всего известна историкам. Она была его музой в течение последнего периода жизни и оказала значительное влияние на творчество Листа. Александр (младший сын) фактически вырос на коленях композитора, в атмосфере музыки и любви, поэзии и театра . … Переписка Ольги Михайловны с композитором - около 400 писем и записок на французском языке, полученных ею от Листа в 1871–886 гг. , была опубликована в Вашингтоне в 1979 г. и стала мировой культурно-исторической сенсацией».
Можно не сомневаться, что эта атмосфера оказала решающее влияние и на старшего сына, Петра, которому в эти годы было 13 лет. Полетика отзывается о нем, как об «образованном музыканте»– несомненно, что о его музыкальном образовании позаботились на самом высоком уровне.
Все четверо братьев - «Ольгин квартет», по выражению Листа - закончили веймарскую гимназию, но университет избрали Петербургский. Петр Феликсович Мейендорф появился в Петербурге, скорее всего, в середине 1870-х годов и очень скоро заявил о себе как о композиторе.
Сохранилось воспоминание Д. П. Соломирского о том, как он в 1878 г. под Родосто на пароходе «Константин» исполнял романс в обществе высших офицеров русской армии: «Не забыть мне, что тотчас по прибытии на пароход «Константин», – писал он, – барон Мейендорф повел меня в общую каюту и усадил за фортепиано. Тут собралось несколько человек, и в том числе генералы - барон Дризен, граф Комаровский и граф Павел Андреевич Шувалов, - которые попросили меня сыграть романс Мейендорфа «Я помню все».
«Столыпин, барон Мейендорф и князь Манвелов были моими постоянными гостями. По вечерам мы много болтали, занимаясь музыкой, и время проходило незаметно и приятно»- пишет в своих мемуарах княгиня Тенишева.
Кое - что о Мейендорфе нашлось и в периодической печати.
В программе концерта, состоявшегося в Малом Зале Санкт-Петербургской Консерватории в январе 1905 года значится:
«Прекрасная Магеллона» И. Брамса, романсы и песни Ц. А. Кюи, П. И. Чайковского, Р. Штрауса, П. Мейендорфа, Г. Вольфа, …в исполнении Ф. Сениус с участием вокального квартета».
В январе 1896 Русская Музыкальная Газета публикует статью, в которой анонсирует издание романсов Мейендорфа:
Romanse de Pierre Meyendorf, 3 тетради.
Санкт - Петербург. Книжный и музыкальный магазин Мартынова.
«Лежащие перед нами романсы,- пишет А. П. Коптяев, - написаны автором, молодым композитором, г. бароном П. Мейендорфом, на русском и иностранных языках. 1-я тетрадь содержит русские романсы («Я вас любил», слова Пушкина, и «Как неразгаданная тайна», слова Тютчева), 2-я – французские - («Entant», «Si J*etais roi» V. Hugo и «Chanson» A. Musset) и 3-я - романсы на немецкий текст ( «Die Thr;ne», «Der Atlant» и «ich war ein Blatt am Bl;thenbaum» - H. Heine). Все эти романсы производят очень приятное впечатление (…)
…несомненно, сферой сильной у Мейендорфа явдяется сфера лирики меланхолической... но при этом элемент величия, грандиозности тоже до известной степени присущ его музе.
(…) такие прекрасные романсы, как «Der Atlant“ и «Die Thr;ne“ дают право рассчитывать на многое в будущности г. П. Мейендорфа, как романсного композитора. Считаю за приятную эстетическую обязанность рекомендовать эти романсы вниманию исполнителей и публики».
Имя Мейендорфа всплывает в описании «Веймарского кружка», образовавшегося в доме академика, исследователем русской литературы – А. Н. Пыпина,
«Название Кружка появилось не сразу. Как вспоминала Саломея Николаевна Лалаева,
«…все большее число слушателей и слушательниц стало собираться у нас в дни приезда “маэстро”. (… ) В 1890 г. в день рождения Листа Балакирев решил устроить музыкальный вечер в память о нем, и привез с собой молодого барона Мейендорфа. Его матерью была баронесса Ольга фон Мейендорф (урожденная Ольга Михайловна Горчакова), принимавшая активное участие в музыкальной жизни Веймара, дружившая и переписывавшаяся с Ференцем Листом, посвятившим ей несколько своих сочинений в знак признания ее пианистических способностей. Милий Алексеевич играл просто вдохновенно и привел всех в восторг, особенно Барона Мейндорфа (sic!), который в первый раз слышал игру Балакирева.
Программа была вся Листовская и вечер окончился Danse Macabre в 4 руки. Барон Мейндорф выразил свое удивление и восторг, что у Юлии Петровны в доме такое поклонение Листу, какое ему не пришлось встретить в Петербургском обществе. “Я так этим восхищен, сказал он, что мне кажется, что я сегодня в Веймаре”.
С того вечера мы стали называть дом Юлии Петровны нашим “музыкальным Веймаром”, а наш кружок “Веймарским” .
Более никаких сведений о Петре Феликсовиче найти пока не удалось.
Он умер в 1918 году в возрасте 60-ти лет в Копенгагене .
В «Каталоге русских романсов» упоминается всего пять романсов Мейендрфа.
«Запад гаснет» П.Ф. Мейендорф – А.К. Толстой
«Зачем?» П.Ф. Мейендорф – Д.М. Остафьев
«Звезда» П.Ф. Мейендорф – А.Н. Апухтин
«Искры» П.Ф. Мейендорф – неизв.
«Смерть» П.Ф. Мейендорф – Д. Мережковский
Разумеется, их должно было быть много больше. Три тетради романсов, анонсированные Русской Музыкальной Газетой и многие другие, написанные композитором на протяжении всей его жизни - найдутся ли они когда-либо ? Возможно, ноты всё еще хранятся в шкафах неизвестных любителей музыки, в старых библиотеках или, может быть, в архиве семьи Мейендорф в Англии.