Семейная шеренга... 2020 Гл. 12. От Сталинграда до

Борис Лембик
Семейная шеренга Бессмертного полка, 2020


Глава 12. От Сталинграда до Праги и Братиславы

Другая мамина старшая сестра, Александра Никифоровна (Шура), (1925-1999 гг.) в июне 1941 года хорошо окончила школу и хотела поступать в педагогический институт. Уже были подготовлены документы, и она собиралась уезжать, но отец сказал: «Сначала надо курятник обмазать (оштукатурить)».
Пока она этим занималась, началась война, и вскоре Шура была призвана в банно-прачечный отряд, который формировали рядом со станцией Панфилово в хуторе Америка (ныне Красная Заря). Во время службы ей приходилось перестирывать горы белья. Но однажды её вызвали в штаб, посадили за пишущую машинку и поручили перепечатать газету. Тут как раз и проявились ее школьные знания, а затем были курсы машинисток. После этого её перевели работать в штаб. Было это в штабе армии Конева. Так, сначала прачкой, а потом машинисткой, она прошла всю войну от Сталинграда до Праги.

Домой Шура писала регулярно, был у нее красивый почерк. Причем по просьбе младшей сестры письма отправляла не треугольником, а в конверте. Дополнительно она вкладывала туда два-три листа чистой бумаги, которая была дефицитом, и её сестра Катя брала в школу или писала ответное письмо. Если письма в хутор доходили все, то про письма на фронт этого сказать нельзя: войска двигались, перемещались, и почта не всегда успевала пересылать письма из тыла на место дислокации части. Ну а конкретно, по каким точно местам шла её служба неизвестно.

В числе последних, найденных на сайте ОБД «Память народа», оказались наградные документы на Александру Никифоровну РЯСНОВУ. Из наградного листа узнаём, что она была призвана в сентябре 1942 года Калининским РВК Сталинградской области. Сначала работала санитаркой в госпитале, затем бригадиром в банно-прачечном отряде при Полевом эвакопункте № 160, член ВЛКСМ. С апреля 1944 года стала работать машинисткой отдела кадров 21-го стрелкового корпуса 3-й гвардейской армии по вольному найму. За честную и самоотверженную работу на фронте Отечественной войны была представлена в феврале 1945 года и позднее награждена медалью «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ».

После войны Александра Никифоровна вернулась в Новокиевку, где в это время находилась и Елена Никифоровна, тоже пришедшая с фронта.  Вернулась она с благодарственными документами, с отличными характеристиками и по совету старшей сестры уехала в Сталинград, который в то время усиленно восстанавливался. Устроилась она на работу машинисткой в машинописном бюро в управлении на металлургическом заводе «Красный Октябрь», где и проработала длительное время. Вероятнее всего, она не пошла учиться, так как некому было её содержать, а рабочая карточка была много больше студенческой.

Вскоре после войны Александра Никифоровна познакомилась с демобилизованным фронтовиком КАНЫГИНЫМ Алексеем Петровичем, за которого вскоре вышла замуж. Сразу после войны они сначала жили в одной землянке или доме вместе с сестрами Алексея Петровича. Она рассказывала позже детям о том, как жили впроголодь: варили на всю семью кашу на воде на целый день, а потом делили её на три части и в течение дня съедали. Затем несколько лет они жили в коммунальной квартире на три семьи в домах, которые называли мансардными. Волга была недалеко, вечерами в жаркие дни можно было ходить купаться.

Её муж, Алексей Петрович КАНЫГИН, до войны жил в Сталинграде, работал на заводе «Баррикады» и, видимо, был ценным специалистом и поэтому долго не призывался на фронт. По свидетельству сына Владимира, в его трудовой книжке стоит дата увольнения 22 августа 1942 года – день, в который Сталинград подвергся самой страшной бомбардировке.

Рядовым солдатом он прошел войну до Будапешта. Прошел достойно, о чём говорят его награды. Служил он в 228 минометном полку 14 Плоештинской ордена Кутузова минометной бригады 16 артиллерийской Кировоградской Краснознаменной ордена Суворова дивизии прорыва РГК 2-й Украинский фронт. 10.01.1945 года он был награжден медалью «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ» - описание подвига: Номера миномета 1-го дивизиона рядового КАНЫГИНА Алексея Петровича за то, что он в бою за деревню Майороб 15.12.44 во время контратак противника обеспечил быструю зарядку миномета и подготовку мин. В результате контратаки противника были отбиты. На поле боя осталось до 15 трупов противника.

24 апреля 1945 года приказом 04/н по 228 минометному полку Алексей Петрович был награждён медалью «ЗА ОТВАГУ». Описание подвига:  Телефониста взвода управления батареи 1-го дивизиона рядового КАНЫГИНА Алексея Петровича за то, что во время уличных боёв в г.Братислава  3.4.45 г. под сильным артиллерийским и минометным огнем противника установил связь с поддерживаемым пехотным батальоном. От вражеского обстрела на линии связи часто делались порывы.  Несмотря на опасность он сразу же исправлял их, что способствовало бесперебойному управлению огнем батареи. За этот день он исправил 8 порывов. Во время исправления одного из порывов он встретил 3 солдат противника и  из засады пристрелил их из автомата.
Ранений не имеет.

Кроме этих документов имеется список личного состава, подготовленный на военно-пересыльном пункте 214 азсп 5 гв.А,  из которого узнаём, что рядовой КАНЫГИН А.П. имеет образование 5 классов, слесарь сталинградского завода №221, не воевал, ранений и наград не имеет, холост.  Поступил из РВК. Выбыл между 02.01.1944 и 06.01.1944 в 265 гв.пап РГК.

Однако здесь и в наградных документах значится, что он был призван на службу 26.12.1943 г. Знаменским РВК Кировоградской области. Иными словами совершенно непонятно, где находился Алексей Петрович с августа 1942 года по декабрь 1943 г. Но такие накладки в документах встречаются и у других солдат и офицеров, о которых рассказано в этой книге.

Алексей Петрович последние годы сильно болел, сказались болезни, полученные на фронте. Мне запомнилось, как примерно в 1975 году мы пошли с ним на одну из новых серий фильма «Освобождение».  Показывали на экране окопы, масштабные бомбёжки, танковые атаки, но не понравился фильм солдату, и задремал он в середине сеанса. Я смотрел на экран, а рядом в кресле спал старый, больной солдат. Как он потом выразился: «Нет, на войне так не бывает». Ну а как было, я почему-то тогда не стал расспрашивать. Не зря, наверное, говорят, что у каждого фронтовика своя война.

Дядя Лёша всю жизнь отработал слесарем на заводе бурового оборудования «Баррикады», с которого и ушел на пенсию. Умер он в восьмидесятых годах.