Семейная шеренга... 2020 Гл. 11. Фронтовые медики

Борис Лембик
Семейная шеренга Бессмертного полка, 2020

Глава 11. Фронтовые медики

 
Старшая мамина сестра Елена Никифоровна РЯСНОВА (1919-2011 гг.) к началу войны успела окончить в Сталинграде медицинское училище и работала в больнице, которую потом переформировали в госпиталь. Однако через некоторое время военкомат призвал её на службу и направил в образующийся фронтовой эвакуационный госпиталь (ФЭГ), который располагался в городе Фролово (станция Арчеда). На старом месте работы начальник госпиталя грозился объявить её дезертиром и вернуть, но поскольку она была призвана, ничего не стал или не смог сделать.

Госпиталь принимал раненых, поступающих с фронта, подлечивал их и распределял на дальнейшее лечение или снова на фронт. Работа была очень тяжелая, особенно при переездах, когда приходилось таскать не только больных, но и все госпитальное имущество. Основной персонал состоял из девушек и молодых женщин возрастом до 22-х лет. Были в штате несколько мужчин в основном пожилого возраста, а к концу войны в штате на водительские должности оставляли вылеченных бойцов. Переезжать приходилось достаточно часто, так как фронты перемещались и госпиталь перебрасывали в другое место назначения. Во время переездов, да и работы, госпиталь иногда бомбили. Особенно трудно пришлось в 1942 году, когда немцы подошли вплотную к Сталинграду. Своего транспорта у госпиталя было мало и приходилось обращаться к местным организациям и колхозам за помощью. Однажды был случай, когда кто-то из руководителей колхоза разрешил использовать их быков или лошадей и повозки, а приехавший позже бригадир попытался отменить распоряжение и отнять транспорт. Но тетя Лена, к тому времени уже прошедшая определенную жизненную школу выживания в тяжелейших условиях, дала ему отпор таким набором «ненормативной лексики», что тот глаза вытаращил и вынужден был отступиться. Этот случай о том, как она смогла поставить на место того бригадира, потом долго вспоминали в госпитале.

Во время боев на Курской дуге в 1943 году (в г. Егорлыке Ростовской области) Елену Никифоровну приняли кандидатом в члены КПСС, а потом в 1944 году в Стрые на Западной Украине она стала членом партии. Уже говорилось о тяжелом труде, но особенно запомнился госпиталь в Таганроге, располагавшийся в четырехэтажном здании. Приходилось медсестрам и персоналу поднимать носилки с ранеными на второй и третий этаж на руках, а на четвертый этаж старались направлять ходячих больных. Тем более что официально штат госпиталя был рассчитан на 360 коек, а принимали больше тысячи раненых. В 1944 году госпиталь перевели в Запорожье (станция Партизаны) возле Аскании-Нова, следующим местом дислокации был город Стрый на Западной Украине.

Вот что о ней написано в Статье из книги о специалистах здравоохранения Дона «Гуманность, Милосердие, Сострадание» (Ростов-на-Дону, 2001 год): «Родилась в сентябре 1919 года. Росла в семье сельских тружеников. В 1938 г. после окончания средней школы поступила в Сталинградскую фельдшерско-акушерскую школу на акушерское отделение. После ее окончания работала в Сталинграде в облздравотделе акушеркой разъездной консультации. Когда началась война, по призыву военкомата работала в госпитале медсестрой вначале в г. Сталинграде, потом - в эвакогоспитале 2/1 на Сталинградском фронте, а после освобождения Сталинграда в госпиталях прифронтовой полосы: вначале в г. Егорлык, затем в Таганроге, на Украине, Западной Украине, на границе с Польшей. В 1944 г. встретила свою судьбу - фельдшера эвакогоспиталя. В 1945 году родилась дочь. После демобилизации работала в х. Ново-Киевка Сталинградской области по месту проживания родителей в участковой амбулатории акушеркой до августа 1946 г.».

В 1944 году Елена познакомилась с Дмитрием Андрияновичем КАРАМНОВЫМ (1918-2004 гг.). Он служил на передовой фельдшером, в самом пекле боев. В том же году они поженились и прожили долгую совместную жизнь. В начале 1945 года, ещё до окончания войны, тетя Лена вернулась в Новокиевку и 11 июля родила дочь Люду. Всего они жили в хуторе около года, пока дядя Дима служил за границей и оформлял документы на вывоз семьи. В это время она работала акушеркой в Новокиевской больнице. Она позже рассказывала, что в больнице её высоко ценили как специалиста, и фронтовики предпочитали обращаться к ней за медицинской помощью, а не к врачу.

В упомянутой уже книге также записано: «Е.М. Карамнова за долгий безупречный труд получила десятки благодарностей, почетных грамот от горздравотдела, поздравления от облздравотдела и от Ростовского обкома КПСС, от горкома КПСС и исполкома горсовета. «Была депутатом VI областного съезда женщин Дона, награждена юбилейной медалью «100 лет со дня рождения В.И. Ленина», значком «Отличник здравоохранения», получила много поздравительных писем от горкома КПСС, от администрации города, правительственные награды, медали и орден Отечественной войны II степени».

Через много лет Дмитрий Андриянович так вспоминал военные годы (далее выдержки из статьи в каменской районной газете «Труд», автор Ю.Татаренко 12 апреля 2003 года):
«- Что вспоминать о войне? О ней так много рассказывают, что диву даешься: откуда столько героических эпизодов? А это ведь – не романтика, а тяжелая и смертельная работа».
«На фронте ему пришлось воевать в пехоте – самая тяжелая воинская профессия. После боёв больше всего оставалось на полях убитых пехотинцев, значительные потери несли стрелковые подразделения. В жару, в слякоть, в мороз проходили солдаты сотни километров, с ходу вступая в бой, чуть ли не зубами вгрызались в спасительницу-землю. Минимум романтики и максимум военных солдатских будней. Каждый день громадный труд, потери товарищей, выполнение приказов и…желание выжить в мясорубке войны.

Более всего за три года на фронте лейтенанту Карамнову запомнился эпизод, когда в полк прибыло новое пополнение. Это было в 1944 году. Из-за нехватки призывников стали брать 17-летних юношей, дабы было кому занимать окопы и стрелять во врага. Прибыли совсем молодые, необстрелянные солдаты, и пока не велось активных боев, они держались довольно спокойно. А немцы пошли в атаку. Многие из новичков не выдержали: с криками поднимались из укрытий и тут же падали, скошенные автоматными очередями. Быть свидетелями гибели ребят – тяжёлое и горькое зрелище…».

В феврале 1945 года Дмитрий Андреянович, в то время старший фельдшер 167 отдельной роты Правительственной связи 457 отдельного батальона ПС 5 отдельного полка ПС НКВД был представлен и награждён медалью «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ». Из наградного листа узнаём, что он на службе с 1939 года, в военных действиях участвует с 1941 года, раньше служил командиром взвода санитаров 1054 стрелкового полка 301 стрелковой дивизии, член ВКП(б). 23 сентября 1943 года был легко ранен и бессознательном состоянии вынесен с поля боя.

После окончания войны Дмитрий Андриянович остался в армии и перешел в клубные работники. Во время службы в Вене он окончил университет марксизма-ленинизма и его перевели в политсостав. В 1955 году, при хрущёвском сокращении армии, он уходит в отставку и переводится служить в милицию, где и работает до 1960 года. С начала 50-х годов семья КАРАМНОВЫХ жила в городе Каменск-Шахтинский Ростовской области.