Эффект сравнения

Лара Козиорова
                Эффект сравнения.
               
                Сравнение – одно из свойств восприятия человека.  Говорят, что сравнивать надо только себя с собой,  вероятно, что мудрецы говорят правильно, но возможно ли это в реальности?
                Для начала посмотрим, какое вообще бывает сравнение, какие сферы жизни этот мыслительный процесс затрагивает:
                Сравнение,  для  всех людей в первую очередь,  это связь времён: «я раньше, а сейчас я…», «я в саду, я в школе…», «я с первой женой, я со второй…», «раньше люди верили в светлое будущее, а сейчас…»,  «раньше цены были одинаковые на десятилетия, а в наше время…», итд.
                Сравнение, в качестве течения мыслей, то есть,  как работа мышления личности, никогда не прекращает своего существования,  и часто базируется на основе близкой и далёкой памяти: «сегодня день жарче, чем вчера, а вот, помню в таком-то году жара в июне достигла ….»; «вчера сходил в кино.., да смотреть нынче нечего, не то, что раньше фильмы были»; «в этом году яблоньки отдыхают, а в прошлом – не знали куда девать их…», итд.
               Сравнения нередко служат негласными социальными стимулами: «еще год назад я ездил на  подержанном «Форде», сейчас новенькая «Хонда» стоит в моём гараже», «жизнь какая-то тяжелая стала..,  скажи мне пару лет назад, что буду одеваться в секонд-хенде – я не поверил бы», «да….кто бы мог подумать,  какие времена, какая жизнь настала, за что воевали наши предки..», итд.
Из чего можно сделать вывод, что сравнение также служит причиной для визуализации либо какого-то мысленного образа/образца, либо какого-то реального события или явления: когда человек углубляясь в размышления, внутренним зрением видит целые киноленты прожитого, или представляя грядущее.
               Сравнение никогда не прекратит своего существования, хотя бы только потому, что это одна из самых основополагающих баз восприятия в социальной системе «я – мир»:  чтобы что-то понять, интерпретировать, или познать, необходимо сравнить или ««я» и не «я»», например: «мы с братом совсем непохожи друг на друга». Или  объектом сравнений выступают свойства предмета/вещества: «горячее-холодное», «широкий-узкий»…  Также в экзистенциальных ценностях: сравнение выступает в качестве приоритета в системе выбора… Или  же, сравнивая, возможно найти зоны сходства и отличия, анализируя свой, либо чужой поступок, в соответствии с этическими нормами и моральными ценностями индивидуума. Причем здесь, в последнем варианте, сравнение выступает не только, как функция «различения и сходства», а как метод оценки/анализа какой-либо из ситуаций, значит в данном случае, сравнение выступает в роли координатора собственного поведения.
Также сравнение выступает как направляющее звено выбора: «из двух подруг мне больше понравилась вон та, высокая брюнетка с длинными волосами, пожалуй, с ней и попробую познакомиться…»
Сравнение – часто результат эстетического вкуса личности: «из двух рубашек мне к лицу больше та, черная…», «тёмнобежевый  уж очень «мертвит» лицо, лучше примерить на пару тонов светлее»…
Сравнение присутствует и в межличностных взаимоотношениях: «я, наконец, начал понимать тебя, по первости вообще не понимал»; «ты стала мне роднее и ближе со временем»; «в наших отношениях что-то явно стало меняться», итд.
                Сравнение, что конечно не очень хорошо, присутствует и в интимной сфере:
«Мне больше нравятся брюнетки, блондинки пустоголовые, к тому же всё равно все крашенные..»; «у Машки фигура ничего, но грудь уж больно отвисшая, а у Светки хоть грудь и огромная, но какая-то она сама неуклюжая и толстая…  Танька – полная фрига…  Катьку  как-то побаиваюсь…, эта сразу прицепится со своим «ты меня любишь?»,  и каждый час будет терзать меня этим вопросом…, а на Верку чтобы «запасть», так это мне вообще много выпить надо…»;  «Моя первая жена была скучной в постели, но хорошей кухаркой… Вторая – любит секс, но  хозяйка она так себе…»
             Зависть: часто, даже очень часто, сравнение – фактор зависти: «чем я хуже Васьки, почему того продвинули на повышение, а я в ...опе?»; «сосед новую машину купил, понятно дело: гребёт денежки лопатой стоматолог хренов, а тут сидишь с утра до ночи на этой чертовой работе, получаешь гроши, едва на хлеб хватает..».
Вообще, зависть очень сильное чувство, в человеческой психике оно относится к базовым, потому что именно зависть ущемляет «эго» личности со всеми его амбициями, потому что именно зависть, а с ней и тот самый эффект сравнения  – к сожалению,  это великая движущая сила для большинства  людей в этом мире. Так, именно в зависти, как нигде фундаментом является амбициозность, базирующаяся на  сравнении. Люди сравнивают себя и других постоянно, порой даже особо не осознавая этого. Из-за зависти крадут чужие идеи, плетут интриги и сплетни, ненавидят , убивают, уничтожают… Или лишают (если это в их полномочиях) перспектив, отнимают, пересекают путь, предают и подставляют…
              Родители и дети: в процессе воспитания родители также постоянно сравнивают своих детей с другими: «Маша вон вышивает, а у тебя руки из ..опы растут», «Коля и на секцию ходит, и на музыку, и уроки успевает делать, а ты балбес…», итд. В свою очередь, дети постоянно сравнивают «кто круче» из их родителей, это проявляется буквально во всём: у кого круче сотовый, кто и где был, кто «покруче» отдохнул в каникулы, кому какие подарки подарили на день рождения или праздник, кем работает папа, итд…
               При заниженной самооценке сравнение всегда будет в сторону другого: «куда там мне до неё/него….»,  при завышенной, особенно это выражено у женского пола,  - всегда в сторону себя: «я достойна лучшего», «на этой вечеринке я самая красивая», «подруги моего возраста выглядят намного старше меня».
                При включающемся механизме обесценивания также в ход идёт сравнение:
«Да я давно поняла, что ошиблась в выборе, Колька, друг твой, намного перспективнее тебя был: вон каких высот добился, а ты только рассуждать на диване можешь, это всё, на что тебя хватает в жизни».
                Может ли сравнение быть объективным? Может, но только при объективном (трезвом, а не эмоциональном) анализе ситуации, хотя всё же чаще всего, сравнение – фактор субъективный. Но при росте индивидуального сознания меняются и критерии оценки, и сам вектор мышления. Взгляд больше погружён не во вне, а в себя. И вектор сравнения меняет своё направление не на «я» и другой,  в контекстах «лучше/хуже, чем у…» а на «я» был и «я» стал…  О чем и говорят мудрецы…