о гражданской войне

Александр Лобанов 5
Сейчас   наша власть обижается на то, что за рубежом забывают роль красной армии в освобождении Европы, сносят памятники нашим бойцам и командирам.  А вы что же хотите?
Облить грязью красных героев, поднимать на щит белогвардейцев и надеяться, что это не аукнется? Ведь советские маршалы и генералы победители 45- это те, кто били белогвардейцев в 1918-1922. <cut>
Пока что не решаются хаманить победителей, но уже пытаются поставить на одну доску и красных и белых, и Будённого и Краснова.
Каковы основные претензии либералов к красным?
Первое – большевики разрушили великую, динамично развивавшуюся державу – и конечно же, вам представят статистику по 1913 году. Второе – большевики предатели, действовавшие в интересах Германии, если бы они не заключили брестский мир, то оакзались бы в рядах победителе и до начала 21 века получали деньги по репарациям с побеждённой Германии. Ну и, наконец, о пресловутой «бомбе» который Ленин заложил под великую державу, бомбу которая  и которая рванула в девяностых.
Прежде всего, о  «России, которую мы потеряли». Благополучие России 1913 года стояло на том же фундаменте, что и благополучие Российской Федерации в нулевые и десятые годы – на высоких цена на экспортное сырьё.  Для РФ это были нефть и газ, для дореволюционной России – это сельскохозяйственное сырьё, прежде всего – зерно.  Но это благополучие никоим образом не отражалось на положении основной массы чернорабочих и крестьян империи. А самое главное, к 1917 году та Россия 1913 года уже не существовала и разрушили её не большевики. Её разрушила война,  вступление в которую противоречила  государственным интересам Империи, национальным интересам большинства народов  России и даже династическим интересам Романовых.
И как то наши радетели за Империю и монарха забывают, (или  делают вид, что забывают) то, что во главе  второй русской революции, свергнувшей монархию и положившей начало распаду империи стояли вовсе не красные.
Финансовое и экономическое  положение России к семнадцатому году стало аховым.  Ну, радетели «потерянной России», вам скажут, что за годы войны промышленность России выросла на 20%.  Не знаю, откуда они взяли такие цифры, но прибыли капиталистов, работавших по военным заказам,  выросли на 100-200%, но вот положение рабочих ухудшилось значительно. Многие рабочие были взяты в армию и на флот, деревенских мужиков  подчистили ещё в большей мере, так что из положения выходили за счёт сверхурочных и привлечения в промышленность женщин и детей.  Но промышленность России ни в коей мере не могла удовлетворить потребности армии, и воюющая Россия оказывалась во всё большей зависимости от «союзников»» и США. Треть винтовок Российской армии была зарубежного производства,  половина пулемётов тоже производилась за рубежом.  Что же говорить об автомобилях, самолётах, моторах для них – почти всё было зарубежное. Но и эти поставки не могли обеспечить потребности России. После войны Ллойд  Джордж признавался, что     Англия имела возможность удовлетворить потребности России в оружии, но не сделало этого, чтобы крепче привязать Россию к себе и уменьшить в будущем территориальные притязания России.  То есть, Англия занималась настоящим саботажем, однако всё золото, в счёт планировавшихся поставок было в Англию перевезено авансом..   Франция поставила под контроль все иностранные счета, так что Россия не могла ими самостоятельно использоваться. Словом, во время войны Россия стремительно теряла экономическую независимость, а это, как следствие, неизбежно ведёт и к потере независимости политической.
Но ещё хуже положение было в сельском хозяйстве. Деревня осталась без мужиков, а в результате началась деградация помещичьих, а  ещё в большей степени –крестьянские хозяйства.
Положение усугублялось ещё и потерей  Польши и Прибалтики, а Польша была одной из наиболее развитых в промышленном отношении областей России. Вспомните о массовой эвакуации предприятий в годы Великой Отечественной Войны. Ничего подобного  в России царской мы не увидим. Нет,  попытки эвакуации были,  в основном конфисковали предприятия, принадлежавшие немцам, но из за российского бардака, не готовности помещений, отсутствия работников и т.п. ни одно из этих предприятий запущено не было.
Словом, царская власть оказалась к войне абсолютно не готова, и неудивительно, что недовольство царём нарастало.
В советское время пропаганда говорила, что царскую власть свергли большевики, но пока большевики воевали с полицией на улицах, либералы и социал -соглашатели украли у них власть.     Но вот посудите сами – большевиков  на февраль 1917 года было где то порядка 25 тысяч. Партия была, фактически разгромлена и члены партии, в большинстве, находились в ссылке, на каторге или в эмиграции. Русское бюро РСДРП(б) состояло из трёх человек-Скрябин(Молотов), Шляпников и Залуцкий.  Только 12  марта в Петроград  вернулась из ссылки группа видных большевиков, в том числе и Сталин и только в апреле –Ленин с товарищами. То есть отвечать за февральскую революцию и свержение монархии большевики не могут.
Восстание в Петрограде было стихийным, но оно вынесло на поверхность как эсеро- меньшевистское руководство Совета, так и либеральный «комитет государственной Думы.
Впрочем, либералы задумали переворот достаточно давно и намечали провести его в марте – не успели.  Революция и для них стала полной неожиданностью, но они её безоговорочно поддержали. И это были будущие белые, руководители Добровольческой армии – Деникин, Алексеев,  Корнилов, причём Корнилов осуществил арест царской семьи.
Временное правительство – это не просто смена власти – это разрушение власти. Были ликвидированы посты генерал – губернаторов, губернаторов, градоначальников, полиция и жандармерия.  По данным Деникина за первые недели было уволено около половины действующих генералов, на  ответственные посты назначали выдвиженцев, близких к думским оппозиционным кругам –Деникин, Корнилов, Колчак.
Приказ №1 положил конец дисциплине в армии, попытки восстановить её в июле введением военно -полевых судов и заградотрядов успеха уже не имела.   Солдаты воевать не желали и в армии началось массовое дезертирство.
Слабость власти вызвала сепаратистские настроения и прежде всего – в армии. Впрочем, это началось ещё до февраля. Были созданы латышские части, «дикая дивизия», сербские части.  После февраля украинцы отказывались идти на фронт в общей российской армии, пойдём только под украинским флагом и временное правительство разрешило создание полка гетмана Мазепы. 4 марта возникла центральная украинская рада, потребовавшая широкой автономии.
Летом 1917 года началась борьба на черноморском флоте- на кораблях поднимались украинские флаги, с них списывали матросов неукраинцев.
2-9 августа 1917 года на конференции в Томске областники заявили об автономии Сибири и подняли бело – зелёный флаг. То есть, развал империи начался задолго до победы большевиков.
В стране нарастало безвластие, и большевики просто подобрали власть, лежавшую на земле. Основные вопросы, которые требовал народ – земельная реформа,  рабочий контроль на производстве, восьмичасовой рабочий день и главное – заключение мира, так и не были решены.
Вот почему эсеры, которые   в августе 1917 составляли большинство в правительстве так и не решились провести национализацию земли, выполнить свою же партийную программу.
Всё дело в том, что наши либералы всеми силами стремились войти в семью цивилизованных народов Европы, а больше половины помещичьих земель была заложена в банках, в основном иностранных. Естественно, масон Керенский не желал ссориться со своими иностранными покровителями. И либералы продолжали свою политику выжидательного ничего не делания, хотя с конца августа началась массовая делёжка помещичьих земель и выжигание дворянских гнёзд – чтобы барам некуда было возвращаться!
Но, может быт ошибка большевиков в том, что они заключили «похабный брестский мир», лишили себя близкой победы?  Но начавшаяся делёжка земли делала для мужика невозможным его пребывание на фронте – ведь обманут, обделят! 
Воевать  солдат уже не желал. Более того – в собрании сочинений Ленина, в документах начала 1918 года я нашёл записку, в которой говорилось, что надо быстрее заключать мир, а то на фронте начали уже пушки немцам продавать.  –Ничего не напоминает? Мы ведь сами были свидетельства кое чего подобного на Кавказе в 1991-92 гг
Попытка вести войну в таких условиях привела бы к сокрушительному поражению. Бои февраля 1918 года показали это со всей очевидностью. Несмотря на то, что отдельные части сражались мужественно и были одержаны отдельные победы, в целом эти бои доказали, что старой армии, как таковой, уже нет, а новой ещё нет. Воевать не с чем.
Но может быть,  начать, как предлагали левые коммунисты и левые эсеры революционную войну, отступать хоть до Урала, организовывать партизанские отряды, стать детонатором мировой революции? Кончилось бы это тем, что народ отвернулся от большевиков, не выполняющих своих обещаний, немцы бы заняли столицы и революция погибла.
Но может, чёрт с ней, с революцией! Зато была бы спасена честь России- Германия ведь так и так потерпела поражение, Россия бы оказалась в стане победителей, получила бы Галицию, проливы и выплаты по контрибуциям.
Скажите, а вот зачем моему деду, рабочему на маслозаводе в алтайском селе проливы и Галиция? Иного бы ему досталось от контрибуций?
И не будьте наивными. После военного разгрома России с ней бы вообще никто не стал разговаривать. Россия просто бы перестала существовать, её бы поделили победители.
А теперь собственно о гражданской войне. Наши противники обвиняют в гражданской войне большевиков, цитируя лозунг Ленина – превратим войну империалистическую в войну гражданскую. Но гражданская война большевиков, война бедных против богатых закончилась в феврале 1917, когда советская власть победила по всей стране, и победила, по большей части, мирно, в крайнем случае – с малой кровью.
Нет, большая гражданская война = это была война богатых против белых, война господ за сохранение своего господства. И началось сопротивление большевикам с саботажа. Ленинское правительство первоначально не собиралось проводить тотальную  национализацию, речь шла о введении рабочего контроля на производстве, который столкнулся с тотальным саботажем хозяев и буржуазных специалистов. Саботажем ответила на большевистский переворот и верхушка чиновничества, что принудило советскую власть пойти на ответные меры- тотальную национализацию и увольнение старого чиновничества.
Вооружённое сопротивление началось с создания Добровольческой армии, которое было бы невозможно без финансовой поддержки этого мероприятия союзниками. Первоначально союзники делали ставку на казаков, но они воевать за союзников не желали и тогда те обратили внимание на добровольческую армию и уже с декабря начали её финансирование. 2 января 1918 года «добровольцы» получили от французской миссии 25 тысяч рублей, 3 – 100 тысяч рублей, 19 января – 180 тысяч рублей.  Но щедрее всего были американцы, по некоторым сведениям от них белогвардейцы получили 30 миллионов рублей.
В основном Добровольческая армия(до тех пор, пока она была действительно добровольческой) формировалась из офицеров. Это были помещичьи сынки, недовольные декретом о Земле и офицеры, не довольные декретом о Мире, который разрушал их карьеру.
Можно услышать о том, что белые воевали исключительно из патриотических чувств, значительная их часть не имела недвижимости, и защищать им было нечего. Нет, они имели частную собственность и помимо недвижимости – происхождение, образование, положение господина, которое они терять не желали. И хорошо, они воевали против большевиков, заключивших брестский мир, но почему же они продолжили борьбу и после революции в Германии, когда большевики объявили, что они больше не считают себя обязанными выполнять обязательства по брестскому миру?
Но ведь была ещё и Донская армия генерала Краснова, финансируемая немцами, когда о русском патриотизме говорить вообще нелепо.  Целью  красновцев было создание федерации казачьих и горских народов Северного Кавказа, независимой от России, но находящейся под протекторатом Германии.
В связи  с Красновым следовало бы вспомнить утверждение апологетов белого движения о высокой моральности белых, о их приверженности офицерской чести. Об офицерской чести хорошо сказал Толстой в «Анне Каренине» - карточный долг платить обязательно, а вот долг портному за пошитый мундир необязательно. Это была честь для «своих».  Потому то и Краснов не чувствовал себя клятвопреступником, когда он нарушил данное красным честное слово не воевать против них. Он ведь не «своим» обещал, а с быдлом что же церемониться.
Белое движение развалило страну. Да, Колчак ликвидировал Сибирскую Демократическую республику и объявил себя верховным правителем России, но справиться  с сепаратизмом не смог. Дутовцы ему, фактически не подчинялись и воевали вместе с Колчаком только потому, что большевики были врагами тех и других. Семёновцы на Дальнем Востоке, также больше подчинялись японцам, нежели омскому правительству.  И попытки деникинцев силой восстановить единство распавшейся державы силой,  вступив в войну с Украиной и Грузией, оказались безрезультатны.
В связи с этим следует сказать о роли иностранцев в гражданской войне.  На стороне красных сражались латыши, китайцы и венгры. Но латыши – это граждане бывшей российской империи, оказавшиеся оторванными от родины, которую оккупировали немцы.
А на сторону красных они перешли потому, что помнили о терроре 1905-1907 годов. Который учинили в Прибалтике царские каратели, которых они теперь ассоциировали с белыми.
Теперь о китайцах. Их завезло в Россию царское правительство, чтобы восполнить недостаток рабочей силы в военное время, это были, говоря современным языком, гастарбайтеры.  Китайцы воевали и на стороне белых, в частности – у Анненоква, но подавляющее большинство их ушло к красным.   И не удивительно. И в Китае это были люди низов, а в России –тем более, которых любой обыватель, ничего из себя не представляющий, считал обязанным подразнить = ходя, соли надо? И только в красной армии они почувствовали к себе человеческое отношение.
Что же касается венгров, то во многом это связано с исконной враждой между мадьярами и славянским населением Австро-венгерской империи. Воевавшие на стороне белых чехословацкие части начали создание концлагерей на месте лагерей для военно пленных, куда они желали загнать и венгров. Так что деваться им было некуда.  Но в красной армии не было крупных мононациональных  формирований,  находившихся под венгерским, китайским или даже латвийским командованием.
Совсем другое дело – белые. Чехословацкий корпус и польский легион  были мононациональны и командование было национальным и подчинялись  они не омскому правительству, а  Антанте.  Совсем особый вопрос – интервенция. Интервенция началась летом 1918 года и войска Антанты вступили в прямую вооружённую борьбу с красными войсками.    И вы что думаете, целью интервентов было восстановление России единой и неделимой?  Как минимум – восстановление прав на национализированную большевиками собственность и возобновление выплат по долгам царского правительства. Временного правительства и правительств белых, а как максимум – расчленение России на зоны влиянии и превращение её в колонию Западных стран. И только сопротивление красной армии, русских людей, да нежелание уставших от войны солдат союзных армий помешали превратить интервенцию в полномасштабную агрессию.</cut>
Словом, гражданская война была не только гражданской, но и национальной войной, которую вели красные для спасения свободы и независимости державы.
И если сравнить идеологию и практику белого движения, власовцев и современного российского руководства  вы обнаружите поразительное сходство.   Многие взметнутся – сравнивать благородных белых или современное руководство России с изменниками власовцами –кощунство. Но вы почитайте речь Власова на пражской конференции. И для тех, и для других и для третьих характерна демагогия о большевистской диктатуре, о восстановлении демократии  и при этом – подчинённость иностранному влиянию. Длина поводка, правда, разная. Власовцы напрямую подчинялись руководству гитлеровской Германии,  даже свой флаг были обязаны согласовывать с немцами и триколор им разрешили сделать своим знаменем только в январе 1945 году. Белогвардейцы были более свободны в отношениях с белыми, но вести войну без иностранной помощи они были не в состоянии  и их держали за горло долговыми обязательствами. Нынешнее правительство, на первый взгляд , независимо от иностранного влияния, но это только на первый взгляд. Да, оно не подчиняется напрямую никакому государству, но зависимо от требований ВТО,  международного валютного фонда и резервного банка. И единственное радикальное отличие современного российского режима от белогвардейцев и власовцев – это отсутствие антисемитизма.
Любимой песней деникинцев было – смело мы в бой пойдём, за Русь святую и всех жидов убьём, сволочь такую. А любимым чтением колчака была книжка «протоколы сионским мудрецов.» Так что не исключено – победи белые и фашизм бы возник не в Германии а в остатках России
Александр Лобанов