Приёмка

Алексей Чугунов 2
             
           Приёмка
               
   Наступил пятый год нашей учебы. И мы, слушатели академии им. Ф.Э.Дзержинского, вновь слушаем лекции и нацеливаемся на выбор темы дипломного проекта. Впереди новый 1963 год. Мы, как и прежде, собираемся отделением встречать новый год. На этот раз, насколько помню, сбор был снова у Копылова Бориса Александровича на Электрозаводской.
Нашему Игорю было тогда уже 4 года. Жили мы в это время в маленькой шести- метровой комнатке в доме №36 на Софийской набережной. Да, в эту пору многие из нас были молодыми родителями. Помнится, мы находили время погулять по Москве со своими детьми. Где-то есть фотография Копыловых, Байковых и Чугуновых, отдыхающих семьями.
Или другая картинка на Софийке, где Ирина Бакланова и Игорь Чугунов обсуждают вопрос, кому ехать на велосипеде. В ту пору семья Баклановых жила в доме 34 по этой улице. Достаточно удобное место жительства, хотя и очень скромное. На выходе из дома открывается простор для взора через реку Москва, где виден Кремль, Кремлевская зубчатая стена с Кремлевской набережной, Спасская башня с часами, Васильевский спуск и храм Василия Блаженного, закрывающий лобное место и памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. А далее- выход на Красную площадь с ее брусчаткой, Спасской башней, мавзолеем В.И.Ленина, многими захоронениями вдоль Кремлевской стены,  Историческим музеем и зданием ГУМа.
 
   Когда я смотрел в этом направлении, я не мог себе представить, что через год после окончания академии через Красную площадь буду ходить на службу каждое утро и каждый вечер в течение 2ух лет подряд. Ну, не счастье ли это? А моя любимая семья – Галина с сыном Игорьком, а потом и с Сашей – будет каждый вечер смотреть на Васильевский спуск, чтобы увидеть момент возвращения с работы и службы своего отца и мужа.

   Еще на написан диплом. Вплотную дипломом мы начали заниматься сразу после Нового года. Для меня была выбрана тема проекта: «Разгонный ракетный блок». Мне были заданы: габариты, вес, тяга двигателя, время работы. Нужно было выбрать компоненты топлива, компоновку разгонного блока, чертежи и подготовить пояснительную записку.

   В мае месяце мы завершали подготовку дипломных проектов. Никаких неожиданностей при работе не было. Отношение к дипломному проекту у всех ответственное. Чувствовалось, что все мы повзрослели и имеем нужный запас знаний. Мы в период дипломного проектирования много времени уделяли физкультуре и особенно игровым видам спорта, таким как баскетбол и футбол.

   Защите дипломного проекта предшествовала предзащита. Защита проводилась в июне месяце. Все слушатели нашего отделения защитились успешно, в основном на хорошо и отлично. Июль месяц – это было время ожидания распределения мест назначения для будущей службы. Лично я думал, что поеду в войска куда-нибудь в Сибирь, например,  в Читу. Или на Украину, а может быть, останусь в Европейской части Союза. И я к этому был готов и семью готовил к этому. Но судьба распорядилась по- другому. Я получил назначение в военную приемку ВП11 МО на завод в Подлипки, где руководителем был полковник Исаакян Александр Ваганович. Неожиданно!!! "Замечательно!"- думал я.

   Нас всех отпустили по домам. Я как на крыльях летел домой. Галина встретила меня на полпути. Откровенно говоря, я еще практически не знал тонкостей этой службы, но считал, что это- лучшее и для меня, и для семьи. Тем более, что место службы- на окраине Москвы.

   Потом у нас, выпускников, был отпуск. А где-то в первых числах сентября мы должны были прибыть на место назначения. С окончанием академии каждый офицер получал повышение в звании. Вот и я при этом в свои 28 лет стал капитаном.
Не помню точно, но думаю, что после таких событий мы никуда не поехали. По- моему мы некоторое время погостили в Конькове у мамы. Восторгов по случаю окончания академии, получения звания капитан и хорошего назначения для дальнейшей службы было много. Особая радость светилась в глазах мамы, бабушки и дяди Кости. Я был счастлив. Хотелось скорее продолжить службу, о которой пока еще я не имел представления. Коньковская неделя пролетела мигом.  А потом мы семьей уехали в Мисайлово. Дети до сих пор с восторгом вспоминают счастливые годы, проведенные в летнюю пору на Полянке в д. Мисайлово.

   Но первое сентября 1963 года все же наступило, и мы, назначенцы, потянулись к месту новой службы. Нам предписано было прибыть к 9.00. У каждого свой маршрут. Но уже на Ярославском вокзале все оказались заметны друг другу. Мы были в военной форме. Молодые офицеры. Доехали до станции Подлипки-Дачные. Вышли на левую сторону относительно движения нашей электрички, далее- 500 м. до проходной. На проходной нас встретил представитель Военной Приемки, который дождался нашего прохода через контроль на проходной и сопроводил нас к кабинету руководителя Приемки Исаакяна Александра Вагановича.

   За проходной дорога вела к большому красивому 4 этажному зданию. Справа большое производственное здание в виде блока цехов 250 на 250 м. Обогнув его, увидели на входе надпись цех №445. А поднявшись на 2ой этаж, оказались в коридоре, на двери прочитали – Руководитель ВП 11 МО.
Потом нам пояснили, что это 2ое производство опытного завода ЗЭМ и ОКБ-1.
Территория 2- го производства была большой и даже освоенной не полностью. На территории была березовая роща 200 на 300 м.

   Нас принял полковник Исаакян Александр Ваганович. Кабинет был небольшой, но места хватило всем. В кабинете были Исаакян А.В., его заместитель подполковник Овечкин М.В., подполковник Кульгин П.А., подполковник Вовченко В.В., подполковник Каландаев А.И.
Среди вновь прибывших были Батенин, Диамант, Чугунов, Попов, Разумов, Петровский, Щукин, Щербак.
Исаакян поздравил нас с прибытием на новое место службы на завод, где производится космическая техника.
Он подчеркнул, что нам страна доверила контроль качества новых образцов техники и это доверие необходимо оправдать. Для этого надо стать настоящими военпредами, которые обязаны освоить производство, хорошо знать конструкторскую и технологическую документацию и осуществлять контроль качества изделий в строгом соответствии с этой документацией. Нас всех распределили по направлениям.
Мы прибыли, как оказалось, в ВП 11 МО, где был организован и осуществлялся контроль за конструкторской документацией в КБ и за производством изделий в цехах завода.

   В структуре приемки были созданы группы военпредов: военпредов при КБ, на главной сборке, арматурного производства, изготовления агрегатов (баков, ферм, корпусов) и заводских испытаний.
После короткого разговора нас всех распределили по производственным группам.
В частности меня, Батенина и Диаманта закрепили за группой главной сборки, где руководителем был подполковник Культин Павел Алексеевич. Попов, Разумов и Петровский были определены в группу военпредов при КБ. Щукин и Щербак – в группу заводских испытаний.

   Группу главной сборки возглавлял подполковник Культин П.А. Он забрал нас из кабинета начальника приемки и повел в цех главной сборки. Цех №444, как оказалось, находится в той же коробке цехов, что и цех агрегатной сборки (цех №445), где размещен кабинет начальника Приемки. Мы вместе теперь уже с нашим начальником вошли в цех №444, на входе облачились в белые халаты и с большим любопытством прошли в цех через работника пропускного режима-вахтера.
Цех блестел чистотой, белизной халатов и поражал большим многообразием сборок, узлов и агрегатов на специальных подставках и тележках. В цехе было много света. От стены до стены метров 50. Высота цеха – 20м и она вполне обеспечивает размещение в цехе на стенных рельсовых путях мощного балочного крана.
По центру цеха из конца в конец тянулась большая 250 метровая дорожка, которая разделяла цех пополам. Справа и слева были ярко выраженные участки.
Мы молча проследовали по цеху за нашим начальником и оказались на втором этаже левой стороны цеха в комнате для военпредов. Двигаясь по коридору 2го этажа, мы через застекленную стену имели возможность увидеть размещение производственных участков сверху и понаблюдать за работой слесарей-сборщиков, мастеров, представителей ОТК, технологов и военпредов.

   В комнате военпредов размещалось 6 столов. Из них 3 стола были определены нашими рабочими столами. Здесь же на 2ом этаже была и другая комната для нашего начальника и его зама. Через полчаса нас каждого в отдельности Культин П.А. пригласил на беседу. Каждый из нас рассказал о себе, об учебе в академии, о наклонностях, о службе до академии, о семейном положении. В 13.00 мы пошли на обед. Столовая рядом с проходной. После обеда нас, новеньких, провели по цеху. По окончании обхода вновь мы зашли в нашу комнату и продолжили обмен впечатлениями и вопросами.

   В разговоре кроме новеньких участвовали военпреды Кузнецов Б.И. и Синельников А.Ф. К исходу разговора мы уже ориентировались в структуре цеха, знали фамилии многих начальников. Начальник цеха – Зудинов В.И., начальник ОТК -Романов А.И., начальник техбюро – Гальперин В.Е. Начальники производственных участков: Горбатенко Г.К., Лыгин Ю.И., Кожухов В.И. и др.
Нас познакомили с тематикой цеха, т.е. с перечнем изделий, которые изготавливает цех главной сборки – цех №444.
Такими изделиями в ту пору были изделия «Восток», ЗМВ, спутники на Луну и конечно «Молния 1», спутники на Марс и на Венеру.
Рабочий день заканчивался в 18.00, потом, как оказалось, работа продолжалась 2ой сменой, бывали периоды и 3х сменной работы.
Рабочий день, как мы уяснили, с 9.00 до 18.00 с 1 часом на обед. Приход на службу к 9.00.
Первый рабочий день закончился, а мы, новенькие, пока оставались в запасе.
И самым главным приобретением 1 дня новой службы были рабочий стол и белый халат.

   Как же давно это было! Кстати, в нашей приемке организована встреча ветеранов, посвященная 70-летию со дня образования ВП при ОКБ1 и заводе ЗЭМ. Мечтал принять участие в этой встрече. Жаль только, что еду один без Галины Анатольевны. Она ведь тоже была служащей ВП1382 МО. Она успешно трудилась при штабе в военной приемке и пользовалась уважением среди старших, равных и младших товарищей. В приемке была большая партийная и профсоюзная организация. Я даже помню, что руководитель приемки предлагал Галине Анатольевне стать председателем профсоюзной организации. Но она отказалась быть председателем.

   Приемка была образована в 1947 году. Это было время крупных международных событий: конец ВОВ, наша победа, давшаяся большой ценой, разруха в экономике, проблемы в науке. Миром управлял тот, кто сильнее, кто имеет ядерное оружие, надежные средства доставки, сильную армию. Именно так. Ядерный шантаж был в руках США.
Поэтому нужно было нам создать АО и надежные средства доставки АО к цели. Создание АО и средств доставки были главными задачами в условиях острой гонки вооружений.

   Атомная отрасль во главе с И.В.Курчатовым решила эту задачу. А вновь созданное Министерство общего машиностроения прилагало титанические усилия в развитии ракетной отрасли. И эти усилия увенчались успехом. Советский Союз создал новый род войск – Ракетные войска стратегического назначения и стал первым в мире государством, покорившим Космическое пространство. В этих победах, как и в победе в ВОВ 1941-1945гг, заметная роль, конечно, принадлежит И.В.Сталину – руководителю СССР.

   И вот наступил второй день службы молодых офицеров в военной Приемке. Сентябрь 1963 года.
На второй день нас снова собрал Культин П.А. Нас всех троих офицеров, Батенина М., Диаманта С., Чугунова А., передали в подчинение опытным офицерам. Нам стало теперь ясно, какими изделиями нам назначено заниматься.

   Моим начальником стал военпред майор Синельников Аркадий Фомич. Он осуществлял в цехе №444 контроль качества сборки изделий «Молния-1». Индекс этого спутника 11Ф67. И вот с этого момента вся моя деятельность проводилась под руководством А.Ф.Синельникова. Другие мои товарищи были подчинены другим опытным военпредам и им предстояло вести контроль качества других изделий типа ЗМВ или спутникам по Лунной программе.

   Мы в ту пору глубоко не вникали, какая тема интересней. Все, что делалось в цехе, для нас было пока за семью печатями. Мы начнем сознавать свою значимость и ответственность только тогда, когда научимся принимать операции и отвечать за качество выполненных работ, принятых нами у слесаря, мастера и ОТК в полном соответствии с конструкторской документацией, технологическим процессом и ТУ на изделие. А чтобы это случилось, надо еще очень много узнать на производстве.
Все изложенное выше относилось к началу службы в Военном Представительстве в сентябре 1963 года.

   Вчера, 24 марта 2017, была встреча бывших военпредов 1382 ВП МО на предприятии «Энергия» в городе Королеве. Как утверждают исторические документы, именно 70 лет назад в марте 1947 года в НИИ88, где руководителем был С.П.Королев, была организована Военная Приемка во главе с районным инженером 4-го управления ГАУ ВС инженер-полковником Павлом Ефимовичем Трубачевым (1947-1961). Вторым руководителем Приемки был инженер-полковник Загревский Олег Васильевич (1961-1966). А вот уже далее в пору моей службы в ВП руководителями были инженер-полковник Исаакян Александр Ваганович, инженер-полковник Енуков Леонид Иванович (1971-1984), полковник-инженер Шаповалов Владимир Иванович (1984-1986), полковник-инженер Шляев Анатолий Михайлович (1986-1987). Сегодня начальником 1382 ВП МО является полковник Пронкевич Андрей Сергеевич.

   24 марта была организована торжественная встреча ветеранов ВП и личного состава ВП, несущего службу на страже качества космической техники.
По предприятию «Энергия» был объявлен день открытых дверей. Список посетителей предполагал встречу 350 человек. Вход через проходную по списку и паспортам. На территории были организованы автобусы с учетом расстояний и возраста посетителей.
Предполагалось посещение цехов и музеев с 10.00 до 13.00, а с 13.00 до 15.00 – торжественное заседание участников в ГОНТИ с докладом о 70-летнем юбилее, с поздравлением ВП от руководителей завода и КБ, с объявлением праздничных приказов, с выступлениями всех желающих. По окончании – сбор за праздничным столом. Так все и было. Зал ГОНТИ заполнен под завязку. Было разрешено фотографирование в музеях и в зале ГОНТИ (Государственная научно- техническая информация). Все прошло без сучка и задоринки.
 
   Лично я договорился поехать на встречу с Воронковым В.И., моим бывшим подчиненным, ныне полковником в отставке, живущим в г.Чехове. Созваниваемся по телефону. Виталий Иванович сообщает, что ждет меня на 8 пути, электричка в 10.06. Я поспешил. Нашел 8 путь, подхожу к последнему вагону электрички. Вижу, стоит на платформе празднично одетый средних лет человек. Подхожу ближе. Спрашиваю: "Электричка на Подлипки-Дачные?" "Да",- отвечает мужчина. Думаю, и мне туда же. Отворачиваюсь от него и смотрю по сторонам: где же мой товарищ, Виталий Иванович. А потом вдруг соображаю, что не узнал в этом мужчине своего товарища. Поворачиваюсь к нему: да это он, узнал наконец. "Прости Виталий Иванович",- говорю и обнимаю его. А он в ответ: "Электричка скоро отбывает, а где же Алексей Чугунов?" Я его обнимаю, извиняюсь перед ним, а он еще продолжает глазами искать старого товарища, который якобы еще не подошел к электричке... Вот что делает время с людьми. Товарищи по службе не узнали друг друга через 30 лет. Хотя очень часто общались по телефону.
Сели мы в электричку и каждый думал про себя, что только место встречи, час встречи помогли друзьям узнать друг друга.

   С разговором полчаса пролетели, смотрим – уже и «Мытищи». Следующая «Подлипки-Дачные». Наша. Вышли и пешочком, не спеша добрались до площади, на которую, как обычно, смотрит памятник Ленину, за которым сквер, ведущий к проходной КБ и Завода с надписью «Энергия». Теперь так называется это НПО. Над зданием проходной возвышается вверх чудо-ракета Р-7, рожденная в стенах этого научно-производственного объединения. На проходной нас встретили молодые офицеры 1382 ВП МО, провели нас через проходную и предложили подождать микроавтобус, который должен доставить нас до заводского музея. Но я, Виталий Иванович и Юра Петухов решили не ждать и пошли пешком по территории завода.
Музей расположен в самом большом здесь производственном помещении. В так называемой большой высотке, принадлежавшей цеху главной сборки 439, производящему ракетные блоки для Р-7, ракетные разгонные блоки, космические аппараты, орбитальные станции. Помещение это достаточно большого объема, оборудовано ж/д путями для обеспечения погрузки крупногабаритных образцов ракетной техники. Коробка этого здания, построенная пленными немцами, с периметром 150 на 150 метров, с высотой коробки 50 метров. Высота тогда должна была обеспечить сборку ракет в вертикальном положении.

   Мы ознакомились с экспонатами образцов ракетной техники, а по окончании осмотра направились в назначенный час в зал ГОНТИ. ГОНТИ – зал на 500 человек. В зале ГОНТИ традиционно встречали вернувшихся с орбиты космонавтов.
А сегодня, 24 марта 2017 года, в этом зале собрались на торжественное собрание в честь 70-летия 1382 ВП МО ветераны ВП и ныне действующий личный состав. Среди ветеранов многих ныне и не узнать.

   Завершалось заполнение зала. Мы с Воронковым В.И. нашли свободные места, разглядываем окружающих. И я вижу перед собой знакомые лица. Вот Хвальнов Владимир Иванович, вот рядом с ним Редечкин Леонид Захарович, а левее с ними в ряду перед нами, вижу, сидит крупный полный мужчина с большой лысиной на голове и полуседой. Я прислушался, лица пока не увидел, а по голосу узнал, так это же Кочев Владимир Васильевич. Обращаюсь к нему: "Владимир Васильевич, здравствуй!" Он встает, протягивает мне руку, здороваемся. Потом после рукопожатия он присел в кресло и говорит: "Слушай, а ты Чугунова не видел?" Я отвечаю: "Володя, ты что, меня не узнал? Это я, Чугунов." Володя привстал с кресла и еще раз посмотрел на меня и с удивлением воскликнул: "Алексей Иванович!" Мы обнялись и расселись на свои места. Да, и в этом случае, мы не виделись более 30 лет. В зале было много знакомых лиц, но беда в том, что смотришь на человека, а вспомнить фамилию или имя и отчество не удается. Поэтому приходилось называть себя и спрашивать: "А кто вы?" И сразу восстанавливается след памяти.
 
   Торжественное собрание длилось часа два.
По окончании заседания руководитель предложил всем пройти на фуршет. Так мы и сделали.