Народный театр, ставший легендой. Часть 2

Татьяна Гармаш
Воспоминания участника "Камерного театра" г. Тольятти - Михаила Клавдиева.
Статья опубликована в Самарской газете "Культура" №6-7 (апрель 2020г.)

***

   Жизнь спектаклей народных театров очень коротка: три-четыре представления - и зал начинает редеть. А игра для пустого зала – муки адовы. Зал ДК вмещал 850 мест. К примеру, очень модный тогда знаменитый московский Театра на Таганке имел зал на 550 мест. В Москве в 1974 году проживало 7,5 миллиона человек, а в Тольятти – 400 000. Для Тольятти сравнимый с Таганкой зал должен вмещать… 30 зрителей! Вот тогда и мы сможем сыграть свои сотые и двухсотые спектакли и сможем дорабатывать и уточнять их уже на зрителях.

   Но время было удивительное, и ещё нам очень везло. Директор ДК уехал в командировку, а рядом в «Гастрономе» шёл ремонт, и мы просто утащили ночью доски со стройки. За три дня построили стенку и два наклонных помоста в фойе второго этажа. Дальше было уже легче: закрыли огромную стеклянную стенку списанными кулисами и поставили старые стулья из малого зала. Получился театр на 114 мест. Директор мужественно снёс наше самоуправство, и мы стали обрастать театральным бытом: установили свет, собрали пульт, выкрасили потолок в чёрный цвет и при этом не останавливали репетиции. Выпустили  «Затейника» Розова, «Маленького шарманщика» Устинова, «Мой бедный Марат» Арбузова, а к летним гастролям  - «Старшего сына» Вампилова. Осенью сделали новый набор в студию  и начали репетиции специально для новой сцены – «Свадьбы» Зощенко. И это уже был тот самый особенный спектакль, в том самом камерном театре, о котором сразу заговорили в городе.

   Зрители входили в полутёмный коридор, в котором стояли «лишняя» мебель и бесконечные ящики с бутылками: свадьба намечалась серьёзная! Потом открывалась комната со столом посередине и огромной украшенной кроватью под балдахином. Посреди всего этого богатства сидел Отец невесты и тщательно мыл из ведра ноги, шею и лицо – жена заставила, а то уже гости скоро соберутся, а он ещё не готов… И вот так, не останавливаясь ни на минуту, стремительно пролетала вся эта странная история, участниками которой были зрители! Их призывали в свидетели, к ним садились на колени, с ними вместе веселились и горевали герои спектакля. У всех были своя история, своё дело, свой азарт – мы все были вместе! «Свадьбу» мы очень любили – это наш единственный спектакль, в котором была занята вся труппа.

***

Продолжение http://proza.ru/2020/05/09/1344

На фото: сцена из спектакля "Свадьба" по пьесе М.Зощенко, "Камерный театр" 1974 год, г.Тольятти
В центре - Михаил Клавдиев в роли отца невесты.