Философия Блаженного в творчестве Достоевского

Адам Вейнберг
Так же, как и Блаженный, Федор Михайлович поднимает в своих произведениях вопросы веры, знания истины, добра и зла, праведников и нравственности идеала. Правда, делает это в своей, особой форме, в рамках и формате романов и повестей, беллетристики.

Как известно, особое место в философии Блаженного занимает идея Бога: он подчеркивает его всемерное могущество, выводит принцип бесконечности божественного начала. Проблема Бога и его отношение к миру – центральная у философа и богослова. Он раскрывал ее в своих основных произведениях. Обоих гениев роднит глубокая вера в Бога и благость всего, что он совершает (так называемая теодицея).

Для Достоевского идея определения Бога звучит из уст большинства его героев: «Меня Бог всю жизнь мучил». Однако эта проблема у него не статична, а весьма диалектична. Вера в бога теряется под воздействием зла. Недаром один из провозвестников философии писателя - Алеша Карамазов - монах, человек божий, то утрачивающий веру, то обретающий ее. Свидригайлов и Ставрогин - неверующие, люди без бога, именно потому они заканчивают жизнь самоубийством, у них нет будущего. «Если Бога нет, всё позволено», - эту фразу обыкновенно приписывают писателю. Все герои Достоевского постоянно задаются этим вопросом.

«Если бога нет, то какой же я после этого капитан?» - здесь, в романе «Бесы» намек, довольно цельная мысль о том, что существующий миропорядок - дело рук Всевышнего. Видно, что эта проблема глубоко волновала и писателя, и философа, и в ней они шли в одном направлении. Похоже, что Достоевский сам иногда позволяет сомневаться в существовании Всевышнего. В этом он идет дальше Блаженного. Иван Карамазов у него не принимает не бога, а мира божьего, с его жестокостью, несправедливостью и насилием. И как разрешить это противоречие? Только верой, страданием и любовью. Страдают у писателя все: и Раскольников, и Соня, и Карамазовы. Тот же, кто не способен на любовь и страдание, остается без бога (Свидригайлов).

Августин же Блаженный считает, что Бог - смысл всего происходящего в мире. Здесь выступает вперед концепция провиденциализма: Богу известно все наперед. То же самое звучит из уст Сони Мармеладовой: «Бог такого ужаса не допустит!»,- говорит она.

В «Дневнике писателя» говорится о бессмертии души как одной из мыслей, что утешает человека в этой жизни. В этом Достоевский также по-видимому был согласен с Августином Блаженным. Оба понимали, что, если нет бессмертия души, то невозможно быть добродетельным. И здесь они расходятся в мыслях с Платоном и современными писателю либералами.

Нет точных сведений о том, как Достоевский относился к Блаженному Августину. Однако их мысли во многом сходны. Кроме того, книга Иова была любимой книгой Августина. Нравилась она и Достоевскому, он часто перечитывал и много размышлял над ней. Как и Августин, писатель заложил основы религиозной философии, причем чисто русской, с национальным колоритом.