Жизнь в межзвездной среде

Геннадий Мельников
 

      (Космическая философия К. Циолковского и УФС)

            Человечество обречено повторять одни и те же сюжеты.
                С. Переслегин.
                Вселенная всегда  имела один вид.
                К. Циолковский.
                Космическая пустота заполнена нашим невежеством.
                Книга УФС.


В своих трудах осмысливающих место и роль человека в космосе К. Циолковский утверждал неизбежность перехода человека к обитанию в космической пустоте (эфире). Преимущества жизни в пустоте в его время казались очевидными: отсутствие тяжести, использование астероидных материалов для создания жилищ, доступность прямой солнечной энергии, сама безграничность космоса позволяющая разместить в нем бесконечное число обитателей. На первый взгляд эти достоинства кажутся очень хорошей перспективой для человечества, освободившегося от власти гнетущего тяготения и ограниченности  территории и как будто решают все проблемы связанные с перенаселенностью и сокращением невосполнимых ресурсов.

Однако 60-летний опыт практической космонавтики показал всю сложность освоения даже околоземного космоса, не говоря о межпланетных полетах. Сам Циолковский понимал сложность проблемы стоящей на этом пути эволюции. В его работах показано только удобство невесомости, но практика показала, что биологическое живое существо не способно к безопасному обитанию в космосе. При длительном пребывании на орбите человек теряет костную массу, мышечная ткань атрофируется, очень неудобными становятся все естественные процессы жизнедеятельности и в целом человек относительно быстро деградирует. Только усиленные физические упражнения на тренажерах позволяют ему поддерживать свою работоспособность.

Практика эксплуатации орбитальных космических станций показала всю сложность проблемы освоения даже этой ближней зоны. Сложность заключена в самом реактивном способе перемещения, требующем огромных количеств высоко активного топлива, возникновение космического мусора и микрометеоров, опасных для тончайших корпусов станций, сложность и неэффективность промышленного производства в космосе, невозможность обеспечения полноценным питанием. Животноводство в космосе крайне неудобно, а разведение растений на гидропонике дает малый выход готовой продукции, поскольку корни, стебли и листья непригодны в пищу. Возникает необходимость получения всей пищи путем прямого конструирования ее из химических элементов. Кроме того для полноценной жизни необходима искусственная гравитация и магнитное поле равноценное геомагнитному, защищающему от солнечных и межзвездных потоков высокой энергии. Сложным является поддержание оптимальной температуры внутри станции с учетом значительных ее перепадов.

Предвидя подобные трудности, Циолковский предположил, что освоение космоса пойдет по пути прямого приспособления человека к пустоте, а не пустоты к человеку. С этой целью он выдвинул идею «эфирного существа», которое находится в замкнутой оболочке и существует по замкнутому циклу жизнедеятельности, используя только солнечную энергию. Под действием Солнечных лучей в его оболочке прямо образуются все питательные вещества и утилизируются продукты жизнедеятельности. Это некий универсальный зоофит, сочетающий свойства животного и растения в одном целом, но зачем он нужен во Вселенной, где все целесообразно и она является единой системой. Получается, что перед человеком стоит выбор: или планетарное существование со свободой в масштабе планеты и сохранением естественной формы, или безграничное обитание в пустоте с полной утратой человеческой формы, а, следовательно, и сознания, ввиду их неразделимого единства. Возникает вопрос, возможно ли живое существо без энергоинформационного (ЭИ) обмена с окружающей средой, что сводит такое существо к теоретическому абсурду. В реальности подобное существо неосуществимо.

А не является ли подобная постановка вопроса искажением естественной эволюции Вселенной, которая поставила человека в центр Мироздания, но предназначила ему «планетарный» образ жизни в рамках гравитационной и геомагнитной среды обитания. В этом заключается принципиальная ошибочность подхода Циолковского к космической эволюции человека, в которой предлагается сменить ограниченную планетарную тюрьму разума на безграничную и бесцельную космическую тюрьму. Очевидно, что подобный космический зоофит полностью выпадает из всех периодических циклов Вселенной и бесполезен в эволюции всей системы. Именно поэтому он и не возник в ходе естественной эволюции.

Поэтому прежде чем рассматривать живых существ в космосе следует дать достаточно обоснованное определение жизни как таковой, человека, его роли и места в космических процессах. Следует также ответить на вопрос зачем возникла Вселенная и тогда станет понятна и ее дальнейшая судьба без привлечения математических фокусов и надуманных «теорий». Подобные вопросы издавна волновали мыслящую часть человечества, но полученные ответы всегда были и остаются неполными. Только овладение пространством и временем (П-В) и новым мышлением может добавить что-то в эту область мировоззренческой темы. В этой проблеме научная элита продолжает мыслить на уровне простого обывателя в рамках незыблемого научно-иерархического знания. Знания действительного и знания иллюзорного придуманного и согласованного в научной среде для представления удобной картины мироздания и сокрытия своего невежества. Вместо научной картины мира люди в массе пребывают в мифологической реальности.
 
Поэтому дикое человечество тратит массу усилий по уничтожению среды обитания, конкуренции за жизненные ресурсы, убийству себе подобных и распространению невежественных верований о себе и Мироздании. Человек, в виде Мирового Придурка, устремился в неведомое будущее, колеблясь между мировым порядком и хаосом в полной неспособности самому определить свой новый путь. Информация о себе и своем пути уже есть, но она разрозненна, считается не доказанной и не дошла до осмысления, до мыслящей вершины общества, которая якобы уже все познала. Вопрос является ли межзвездная среда единственной перспективой для человека по-прежнему остается открытым и потому важно рассмотреть взгляды К. Циолковского в свете современных представлений о космосе.

Марксисты определяют жизнь как «способ существования белковых тел», основанный на полимеризационных свойствах углерода и деполяризующих свойствах жидкой воды. По УФС жизнь есть самоорганизующийся эволюционирующий информационно – энергетический (ИЭ) способ существования вещественно-полевых субъектов. В наиболее кратком виде – это организменный способ существования активных ИЭ существ. При этом под организмом понимается обособленная структура способная к самоорганизации на основе ЭИ обмена с окружающей средой, репликации своей формы и эволюции под влиянием среды обитания. Это более широкое определение позволяющее рассматривать не только белковые водно-углеродные системы, а любые, пока чисто теоретические формы жизни существ. В подобном определении не исключается и «эфирная» форма жизни в виде плазмоидов, которые наблюдаются на Земле и в космическом пространстве и имеют загадочное организованное поведение.

Вершиной известной нам биологической жизни является клетка – законченный структурный элемент самоорганизации. Результатом эволюции клеточного организма стали: двухполость (сочетание генетической и рефлекторной комбинаторики информации), теплокровность (стабилизация внутренней среды), информационность (передача опыта знаковыми системами). Так возник человек – высшее достижение биологической эволюции, который реально приспособлен к многообразию планетарной жизни на планетах земной группы. Природа, создавая человека, уже прошла путь видообразования путем возврата к неотенической (подростковой) форме и превращения ее в новый организм. Это был естественный процесс поворота эволюции в резко изменяющейся среде пригодной к обитанию на грани выживания.

Открытый космос не является средой обитания биологических организмов и превращение человека в автономное космическое существо является неосуществимой утопией, которая нарушает всю его сложившуюся миллионолетнюю биологическую форму. Человек несовершенен утверждает Циолковский, а его мозг плохо устроен. Однако это справедливо только с позиции обитания в пустоте. Биологическая эволюция человека почти завершена и развитие его не пойдет по пути роста объема мозга, а происходит в социальной среде путем создания научаемых рефлексов: привычек, обычаев и верований, подкрепляемых обществом в виде системы поощрений и наказаний. Коммуникативная система параллельно работающих полушарий мозга человека и есть суть его самосознания. Поэтому возможности мозга будут многократно наращиваться за счет киберкоммуникаций.

Циолковский утверждает: «В физике, химии, биологии я вижу одну механику. Весь космос только бесконечный и сложный механизм». Механистичность природы сопровождается ее периодичность и одновременно неповторимость каждого периода ее существования. Рассматривая Вселенную подобным образом с позиции  только материальности он выделяет в ней два начала отзывчивость и чувствительность. «Способность организмов ощущать приятное и неприятное я называю чувствительностью. Отзывчивость – совсем другое. Отзывчивы все тела в космосе». Под отзывчивостью он понимает способность материальных тел менять свою форму и состояние под внешним воздействием.


При этом отзывчивость как прямая связь пассивна, чувствительность как реакция активна и между ними нет четкой границы. Предполагается что чувствительность тоже всеобщее свойство Вселенной. Аналогично этому по УФС выделены пассивные и активные информационные системы (ПИС и АИС) или живые и мертвые тела природы. Однако он считает, что каждый атом обладает чувствительностью, то есть имеет сознание. На основе этого он утверждает: «Я не только материалист, но и панпсихист признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи». Тем самым он признает ЭИ природу материи, но прямо об этом не говорит поскольку понятие о всеобщности информации появилось значительно позже его времени. Чувствительность (информативность) каждого атома приводит к идее о организменной природе всей Вселенной. Эволюционная цепочка организмов выстраивается в четкую последовательность выводящую на антропный принцип самоорганизации Вселенной и ее центральное направление: живую клетку размером порядка 50 микрон и человека размером 1,5 – 2.0 м. Вывод: Вселенная создана для формирования Высшего Разума, который не где-то за горизонтом, а возникает на наших глаза посредством нас самих.

По УФС материя есть энергия связанная информацией в единую ЭИ форму называемую волной или солитоноподобной структурой (СПС), которая на квантовом уровне ощущается как частица и волна одновременно. Это порождение эфира о структуре которого можно лишь предполагать. Видимая Вселенная есть организменный автоколебательный процесс подпитываемой скрытой динамикой эфира. Это Вечно Пульсирующая Вселенная каждый момент жизни которой есть одновременно ее начало и конец. Поэтому Вселенная всегда (кроме начала) выглядела также, как сейчас, ибо на место потухших звезд возникают новые, а меняется лишь рисунок созвездий.

В основе всей философии Циолковского находятся время, пространство и сила, происходящие из материи и в этом ее общность с УФС, ибо все скрыто в эфире, который есть пространство. В этом случае рождение Вселенной можно уподобить рождению организма из семени, которое в грубой математике упрощенно подобно взрыву, но рождает порядок, что мы и наблюдаем в реальности. Поэтому БВ не взрыв, а ускоренная эволюция с переменным временем. В математике не учтен информационный фактор, преобразующий энергию в совершенные формы атомов и молекул, поэтому сила это не энергия, которая есть пассивный поток, а мысль, которая есть направленный вектор. Большего нам не дано пока знать.

«Воля Вселенной» – условное субъективное понятие, которое по Циолковскому проявляется как воля человека, ибо он единственный известный источник воли. Воля же человека заключается в безудержной экспансии в Солнечную систему: «Цель – ликвидировать все безболезненно, все несовершенное (зачаточное) и заселить планеты своим совершенным поколением». Это космический расизм, ибо кто знает меру совершенства и вызовы будущего. Здесь автор  упускает антропный принцип, который выше любых изменений космоса и который  есть цель самоорганизации мира. «Причина космоса»  есть необходимость в разумном начале для регуляции кажущегося хаоса Вселенной. Она еще очень молода и ждет становления разума в форме человека, созданного ее творчеством. Ум человека еще очень незрелый и не поднялся выше уровня энергоэволюционизма М. Веллера.

Нельзя приписывать космосу человеческие качества и ожидать прибытия и помощи у совершенных пришельцев ибо их просто нет. Человек еще далеко не дорос до осознания «воли Вселенной» и находится на полуживотном этапе своей истории. Воля современного человека известна и есть «воля к власти» и «воля к прибыли» любой ценой. Потому ждать возникновения ВР еще достаточно долго. Дух человека не приобретается при рождении, а приобретается разумом и трудом души. Безначальность времени, бесконечность делимости материи и беспредельность мысли человека означают безграничность новизны нашего древнего мира и вечную новизну его самопознания в форме человека. Человек не останется вечно на Земле, но придет в космос в своей естественной форме с новыми неведомыми пока технологиями преодоления П-В.

Пока история человека есть история его городов, история технологий разрушения и созидания, история овладения все большей энергией без оценки последствий этого для себя и окружающей среды. По М. Веллеру «Конечный результат есть объективная цель». Только в этом смысле следует понимать все действия и философские обобщения существующие между действительностью и реальностью. Человек не стремится к максимизации действия, а только к максимизации удовольствия, что следует из его ЭИ природы и только грубая действительность вырывает его из мифологических снов реальности, принуждая действовать по сложившейся ситуации. Он или идет сам навстречу действительности или события с неизбежностью тащат его творить историю.  Потому человек не создаст мира лишенного страданий и наполненного совершенством, но и не уничтожит Вселенную достигнув овладения  безграничной энергией. К. Циолковский и М. Веллер упустили роль информации во взрослении разума,который просто уйдет от антропоцентризма и энергоэволюционизма достигнув нового понимания себя и своей цели в Мироздании.