Шайх Амир Хамза ар-Риджа из Рича

Али Албанви
Над селением Рича, на склоне горы расположен крупный купольный мавзолей высотой 510 см. Квадратное основание имеет размеры 281х281 см. Святилище, известное у местных жителей как «пир Амир-Хамза», входит в число объектов культурного наследия Дагестана регионального значения. Во время ремонтно-восстановительных работ в 2002 г. в стены святилища были вмонтированы три старые плиты с арабскими надписями. В правой части лицевой (восточной) стены в нишу вмонтирована прямоугольная каменная плита 52х20 см с врезной строительной надписью из двух строк. Почерк – каллиграфический сулс. Перевод:

«1) Построили (бана) мастер (устад) Ахмад, сын Хусайна и Б.ц.-Мухаммад (Бец-Мухаммад), сын ‘Али из селения Анклух (карйат ‘Анклуги). А писец (катиб) – Мухаммад, сын Ахмада из селения Хури (карйат Кури). 2) Дата: тысяча шестьдесят третий год по хиджре пророка, – да благословит его Аллах и приветствует!».

1063 г. хиджры начался 1 декабря 1652 г. Из надписи следует, что сооружение было построено мастерами из даргинского селения Анклух. В надписи зафиксировано самое раннее письменное упоминание этого селения. Имя второго анклухца предваряет, вероятно, прозвище, при написании которого каллиграф использовал графему <; > с дополнительными точками. Она обозначает, в данном случае, звук цI, отсутствующий в арабском языке. Предположительно, второй из упомянутых в тексте ойконимов, откуда происходил каллиграф (катиб) надписи, обозначает лакское селение Хури.

На территории современного Агульского района поселений, обозначаемых по-арабски как <;;;>, не существует. Так обозначается селение Хури, а также лезгинское селение Гра. Не исключено также, что под этим ойконимом следует понимать лезгинское селение Икра (лезг. КIири) соседнего Курахского района РД, хотя в известных нам арабских эпиграфических и рукописных текстах это селение обозначается, как правило, в форме ал-Икри. Возможно также отождествление с лезгинским селением Кура. Названия селений приводятся в надписи без артикля, на персидский манер, что часто встречается в эпиграфике Дагестана эпохи Позднего Средневековья.

В левой части лицевой стены мавзолея установлена плита 43х20 см. Почерк и манера нанесения надписей идентичны тексту от 1652–53 г., следовательно, их создал тот же каллиграф. В центре плиты в рамке крупным почерком сулс высечена мусульманская формула единобожия (шахада). Перевод:

«Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха, – да благословит его Аллах и приветствует!».

Верхняя и нижняя строки содержат стихи на персидском языке. Верхняя строка повреждена. Перевод:

«1) Всякий раз, как другом твоим станет Милостивый … 2) Садом царствования станет сердце муридов, так как в саду произрастет древо веры».

Суфийский характер стиха не оставляет сомнений, что мавзолей принадлежит суфийскому шайху. Предположительно, Амир-Хамза был последователем суфийского братства Халватийа.


Автор: ‘Али Албанви



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АР-РИДЖА, АР-РИДЖАЛИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Рича, ныне село в Агульском районе Дагестана). Название селения Рича на тюркский манер – Риджалу.

АР-РИДЖА, АМИР ХАМЗА (ум. ок. 1652) — южнодагестанский богослов, шайх братства Хальватийа. Похоронен в сел. Рича.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АНКЛУХ — даргинское село в Агульском (до 1935 — в Дахадаевском) районе Дагестана. Входит в состав сельского поселения «Сельсовет „Амухский“».

РИЧА (агул. Ч;аъ) — село в Агульском районе Дагестана (Россия). Административный центр сельсовета «Ричинский», в который входит также село Бедюк.



ЛИТЕРАТУРА


1. Закарияев З.Ш., Гасанов М.А. Эпиграфика XII-XVIII вв. Из агульского селения Рича: новые данные // История, археология и этнография Кавказа. Т. 16. №1. 2020. С. 6-49.