Плещеевы

Альтаф Гюльахмедов
Плещеевы


***

Прим.
В случае данной фамилии можно сказать только о родственных связях.

***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Хатун Марфа Никифоровна Шишкина
и
Султан Василий Арсланович


***

…Женой Никифора Юрьевича Плещеева была урожденная Марфа Шишкина.

От данного брака было двое дочерей:

Евдокия (ум. 1696), вышедшую за князя И. Б. Репнина, и Мария Никифоровна, вышедшую замуж за султана Сеид-Бурхан Арасланович (1626—1679 г.) в крещении царевич Василий Арсланович Касимовский (Кучумович).

Мать царевича — Фатима-Султан родилась в семье Ак-Мухаммеда Шакулова — представителя одного из самых известных татарских родов, ведущего свое прямое происхождение от Пророка Мухаммеда.

По отношению к царевичу Василию и его жене Марии их матери Марфа (ур. Шишкина) и Фатима-Султан были — теща и свекровь.

Сама Мария именовалась титулом ХАТУН обозначало хана.

От брака Царевича Сеид-Бурхан и Марии было семь сыновей:
царевичи — Василий, Федор, Михаил, Яков, Никифор, Иван, Семен и две дочери: Евдокия (жена дяди Петра I Великого боярина Мартемьяна Нарышкина) и Домна (жена князя Ю. Я. Хилкова).

В этом случае можно утверждать, что род Шишкиных и Нарышкиных, а через него и царь Петр I Алексеевич являлись родственниками по двум линиям, а Марфа Шишкина приходилась свояченицей Мартемьяну Нарышкину, а также что род Шишкиных породнился с Сибирскими царями Чингизидами Кучумовичами…

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Турсас - Преподобный Серапион Кожеозерский:
святой из казанских татар (булгар).

***

‘’Считается, что современные татары исповедуют ислам, хотя это не более, чем предубеждение, т.к. христиан среди татар тоже не мало. Но многие люди еще более удивляются, когда узнают, что, оказывается, у современных татар есть свои собственные православные святые. В прошлый раз я уже писал о трех наших святых: о мучениках Петре и Стефане Казанских и о мученице Платониде.
В этот раз статья о Турсасе.

Как и святые Петр и Стефан Казанские, Турсас Ксангавирович жил в Казанском ханстве. Он происходил из знатного булгарского рода, к моменту взятия Казани был достаточно молод. Судя по немногим дошедшим до нас упоминаниям об этом периоде его жизни, можно сделать вывод, что он принимал участие в обороне родного города и сражался против Московских войск. Оказавшись в плену, Турсас, в числе многих прочих пленных, доставленных в Москву, изъявляет просьбу сподобить его таинства Крещения. О причинах, побудивших его к тому, нам доподлинно ничего не известно. В особо стеснённых обстоятельствах человеку бывает проще принять решение, переворачивающее всю его жизнь...

В крещении Туртас получает имя Сергий и, обретя свободу, около четырёх лет живёт в доме боярина Плещеева,
жене которого (крещёной булгарской царевне Ильякше (Иулиании))
приходится дальним родственником. Именно здесь и происходит его воцерковление, в результате коего Сергий так искренно, так глубоко, так чисто полюбил Господа нашего Иисуса Христа, что решился расстаться с миром, чтобы выполнить самые высокие правила новой веры’’.

https://rus-luck.livejournal.com/5849.html




Сеид-Бурхан

***

тат. Syetborhan, Сетборан, 
касимовский правитель
1627 — 1679
Рождение
1624
Смерть
1679
Касимов
Род
Кучумовичи
Отец
Арслан хан
Мать
Фатима-Султан
Супруга
Мария Никифоровна
Дети
сыновья:
Иван,
Василий,
Федор,
Михаил,
Яков,
Никифор,
Семен.

дочери:
Евдокия,
Домна.

Вероисповедание
ислам, православие

«Сулея Турская». Прислана в 1653 году царю Алексею Михайловичу в дар от касимовского царевича Сеид Бурхан Араслановича

Сеид-Бурхан султан (после крещ. Василий Арсланович, тат. Syetborhan, Сетборан,  ) (1624 — ок. 1679) — царевич, касимовский правитель (1626—1679).

Наследовал своему отцу Арслан хану.

Биография

По писцовой книге Касимовского уезда 1627 г. за царевичем в Касимовском и Елатомском уездах числилось 3795 четей с полуосьминою пашни, 9110 копен сенных покосов, рыбные ловли и бобровые гоны в 19 озёрах, 13 деревьев с пчёлами и 2023 бортных дерева без пчёл.

В 1633 г. приезжал в Москву на приём к царю Михаилу Фёдоровичу.

Согласно «росписному списку» 1638 года в Москве у церкви Петра и Павла был двор Касимовского царевича Сеид-Бурхан Араслановича. Находился он в урочище Кулишки, где в Белом городе издревле селилась московская знать.[1]

В 1636 г. Касимов посетил проездом Олеарий. Описывая своё путешествие, он сообщил, что Сеид-Бурхану было в то время 12 лет, а также, что русское правительство склоняет царевича к крещению и обещает ему за это в жены царскую дочь.

Среди его приказных людей известны Авликей мурза Тенишев, дед, отец матери, Ак-Мухаммед сеид, брат последнего Иш-Мухаммед сеид Шакуловы, аталык Килмамет.

Из каменных строений во всем Касимове во время правления царевича были только мечеть, дворец царевича и ворота.

Во время правления Сеид-Бурхана в Касимове в 1649 г. было выстроено текие Афган-Мухаммед султана.

Василий Арсланович

В конце 1653 г. царевич Сеид-Бурхан крестился под именем Василия Арслановича, что, однако, не помешало ему остаться касимовским правителем, это было грубым нарушением порядка, согласно которому правителем мог быть только мусульманин, и свидетельствовало об упадке Касимовского ханства и его близком конце.

Василий Арсланович был женат на Марии Никифоровне, дочери Н. Ю. Плещеева. У него было семь сыновей: царевичи Василий, Федор, Михаил, Яков, Никифор, Иван и Семен; и две дочери: Евдокия (жена М. Т. Нарышкина) и Домна (жена князя Ю. Я. Хилкова). Василий Иванович — сын Ивана и внук Василия Арслановича умер в 1715 году.

После смерти Василия Арслановича касимовский престол ненадолго заняла его мать Фатима-Султан бикем.

Примечания

‡П. Н. Миллер. Кулишки. // Старая Москва. Издание комиссии по изучению старой Москвы при императорском московском археологическом обществе. Под редакцией Н. Н. Соболева. Выпуск второй. Типография Русского товарищества. М., 1914.

Литература

Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч. 3. — СПб., 1866.

Ссылки

Родословная Василия Арслановича. Родовод. Дата обращения 29 декабря 2010. Архивировано 29 февраля 2012 года.

https://ru.wikipedia.org/wiki/-




Сеид-Бурхан Василий Арсланович Кучумович

***

р. 1624 ум. 1679
Запись:472969
Полное дерево
Поколенная роспись
Род Кучумовичи
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Сеид-Бурхан Василий Арсланович Кучумович
Родители
…Арслан [Кучумовичи] ум. 1627
…Фатима Султан Бике Шакулова [Шакуловы] ум. 1681

Вики-страница wikipedia:ru:Сеид-Бурхан

События

1624 рождение:
рождение ребёнка: …Евдокия Васильевна Касимовская (Нарышкина) [Кучумовичи] ум. 11 апрель 1691
рождение ребёнка: …Михаил Васильевич Касимовский [Касимовские]
рождение ребёнка: …Василий Васильевич Касимовский [Касимовские]
рождение ребёнка: …Никифор Васильевич Касимовский [Касимовские]
рождение ребёнка: …Семён Васильевич Касимовский [Кучумовичи]
рождение ребёнка: …w Иван Васильевич Касимовский [Кучумовичи] ум. 1691
рождение ребёнка: …Домна Васильевна Касимовская (Хилкова) [Кучумовичи]
с 1627 по 1679 титул: хан Касимовский
1652 рождение ребёнка: …Яков Васильевич Касимовский [Касимовские] р. 1652 ум. 7 январь 1677
1679 смерть:

Заметки

Сеид-Бурхан султан (после крещ. Василий Арсланович, тат. Syetborhan, Сетборан,  ) (1624 — ок. 1679) — царевич, касимовский правитель (1626—1679). Наследовал своему отцу Арслан хану.

По писцовой книге Касимовского уезда 1627 г. за царевичем в Касимовском и Елатомском уездах числилось 3795 четей с полуосьминою пашни, 9110 копен сенных покосов, рыбные ловли и бобровые гоны в 19 озёрах, 13 деревьев с пчёлами и 2023 бортных дерева без пчёл.

В 1633 г. приезжал в Москву на приём к царю Михаилу Фёдоровичу.

Согласно "росписному списку" 1638 года в Москве у церкви Петра и Павла был двор Касимовского царевича Сеид-Бурхан Араслановича. Находился он в урочище Кулишки, где в Белом городе издревле селилась московская знать.

В 1636 г. Касимов посетил проездом Олеарий. Описывая свое путешествие, он сообщил, что Сеид-Бурхану было в то время 12 лет, а также, что русское правительство склоняет царевича к крещению и обещает ему за это в жены царскую дочь.

Среди его приказных людей известны Авликей мурза Тенишев, дед, отец матери, Ак-Мухаммед сеид, брат последнего Иш-Мухаммед сеид Шакуловы, аталык Килмамет.
Из каменных строений во всем Касимове во время правления царевича были только мечеть, дворец царевича и ворота.

Во время правления Сеид-Бурхана в Касимове в 1649 г. было выстроено текие Афган-Мухаммед султана.

В конце 1653 г. царевич Сеид-Бурхан крестился под именем Василия Арслановича, что, однако, не помешало ему остаться касимовским правителем, это было грубым нарушением порядка, согласно которому правителем мог быть только мусульманин, и свидетельствовало об упадке Касимовского ханства и его близком конце.
У Василия Арслановича было восемь детей, шесть сыновей: царевичи Михаил, Василий, Яков, Никифор, Иван и Семен, и две дочери: княжны Евдокия и Домна. Василий Иванович — сын Ивана и внук Василия Арслановича был последним касимовским царевичем и умер в 1715 г.

После смерти Василия Арслановича касимовский престол ненадолго заняла его мать Фатима-Султан бикем.

Касимовский царевич Василий Арасланович (Сеид-Бурхан б. Арслан) после 1653 г. был женат на княгине Марии Никифоровнс, дочери дворянина (по московскому списку) Никифора Юрьевича Плещеева и его супруги Марфы [Шишкин, 1999: 106, 124, 125]. Братьев у Марии Никифоровны не было. А.Олеарий сообщает, будто в 1636 г. царь Михаил Федорович обещал в жены юному Сеид-Бурхану свою дочь, если тот согласится принять православие [Олеарий, 2003: 304]. После крещения в 1653/54 г. касимовскому царевичу вновь якобы предлагали царевну Ирину Михайловну, и как будто даже была достигнута обоюдная договоренность, но брак так и не состоялся.

Сеид- Бурхан 1624 г.р. В 1654 принял крещение и стал Василий Арсланович. Имел несколько деревень и 4000 крепостных. Умер в 1679. Царь Алексей Михаилович обещал ему выдать за него замуж свою дочь, если он примет крещение. Сеид крестился, но дочери не получил. У Василия Арслановича было 8 сыновей и 2 дочери.

ПРА-ПРАВНУКИ: Михаил, Василий, Иван, Семен, Яков и Никифор. И две дочери: Евгения и Домна. Иван Васильевич и Семен Васильевич имели огромную усадьбу и 2390 крепостных. Иван умер в 1690 году, а Семен в 1691г. Они были последними прямыми потомками Кучума.
http://receptidocs.ru/docs/index-4309.html?page=6

Сеид- Бурхан 1624 г.р. В 1654 принял крещение и стал Василий Арсланович. Имел несколько деревень и 4000 крепостных. Умер в 1679. Царь Алексей Михаилович обещал ему выдать за него замуж свою дочь, если он примет крещение.
Сеид крестился, но дочери не получил. У Василия Арслановича было 8 сыновей и 2 дочери.

Источники

‡Сабитов Ж. М. Генеалогия Торе. — 3-е изд. — Алма-Ата: 2008. — С. 293. — 326 с. ISBN 9965-9416-2-9 –

https://ru.rodovid.org/wk/:472969