Мир вашему дому

Александр Прохладный
Ближе к юбилейному дню Победы телевидение демонстрирует немало интересных передач – художественных и документальных фильмов, встреч с фронтовикам, работниками тыла, потомками героев войны. Я родился ещё в прошлом тысячелетии, с детства все игры наши были на военную тему, а позже привык, что и фильмы, и книги рассказывали о войне. В школьном возрасте мне казалось, что могу управлять боевым самолетом, знал все фигуры высшего пилотажа, продумывал порой – как лучше организовать подрыв эшелона с вражеской военной техникой или бросить гранату в рычащий над окопами немецкий танк. По книгам я хорошо знал командиров партизанских отрядов – Сидора Артемовича Ковпака, Петра Мироновича Машерова, Дмитрия Николаевича Медведева, разведчика Николая Кузнецова. Имена трижды Героев Советского Союза, лётчиков Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина знал любой школьник нашей страны. Подвиги Николая Гастелло, Александра Матросова, Зои Космодемьянской были у всех на слуху. Сегодня же – каждая история, эпизод на военную тему заставляют меня сопереживать героям,  как оказалось – немало наших известных актёров прошли дорогами войны. Среди них – Владимир Басов, Анатолий Папанов, Алексей Смирнов, Владимир Заманский, Юрий Никулин, Михаил Пуговкин, Владимир Этуш, Евгений Весник, Элина Быстрицкая … Дети тогдашних вождей не прятались по штабам и тылам, Яков Джугашвили был артиллеристом, попал в плен и погиб в концлагере, другой сын И.В. Сталина, Василий – стал лётчиком, как и Леонид Хрущев, самолёт которого был сбит, а он до сих пор считается пропавшим без вести. Лётчиками были трое сыновей А.И. Микояна, один из них - Владимир, погиб в воздушном бою под Сталинградом. Самолёт лейтенанта Тимура Фрунзе тоже был сражен в неравном бою, сыну полководца посмертно присвоено звание Героя Советского Союза …

Министерство обороны открыло доступ к архивам военных лет, где я сразу нашёл своего отца, родственников моих друзей и знакомых. Мой бывший «шеф» например – не знал, что его отец, матрос Балтийского флота – однажды после боя оказался в числе пропавших без вести, только через три месяца в госпитале он был восстановлен в списках живых. В архиве есть немало уточняющих мелочей, появился след фронтовика, место жительства и призыва совпадали, но одолевали сомнения – он ли ? Помогла спасительная пометка в архивной записи …  жена – Дарья Михайловна ! Так удалось отыскать след человека, о нём есть подробности в одном из моих  рассказов, который теперь со слезами перечитывает многочисленная родня. Некоторые подробности из жизни фронтовиков и меня заставляют утирать глаза, ничего страшного в этом не вижу. Считаю, что человек с «деревянными» нервами просто не может быть писателем или поэтом, надо уметь прочувствовать переживания своего героя. Вот и всё, что я хотел высказать накануне светлого дня для всех нас. С Днём Победы !


08.05.20 г.         20:33