Американец из Франции с русскими корнями

Алла Чурлина
Георгий Наумович Соловьёв (1921 - 2015)
Prof. Dr. Georges Solovieff

/гражданство США/вид на жительство в Австрии (получил через 15 лет проживания в Зальцбурге, где провёл последние 34 года своей жизни)

Сила притяжения: «Потому что русскость уничтожить невозможно…» Г.Соловьёв (1)


Часть I.

В ноябре 1920 года на борту последнего корабля из Ялты, на котором эвакуировали в Константинополь Белую Армию генерала Врангеля из Крыма, захваченного большевиками, среди штатских пассажиров спасалась семья владелицы первого в Царской России профессионального черноморского курорта «Суук-Су» — Ольга Михайловна Березина-Соловьёва, вдова известного военного инженера Министерства путей сообщения России, действительного статского советника и крупного подрядчика по строительству императорских железных дорог и сооружению железнодорожных мостов через реки Сибири — Владимира Ильича Березина. Вместе с ней Россию навсегда покидали её беременная дочь с мужем — Ксения Владимировна Соловьёва и Наум Яковлевич Вайсборд, тоже ж/д инженер по образованию и началу службы в России. На родине им всем грозил расстрел. (2)

После трёхмесячного карантина в столице Турции и хлопот по оформлению виз для въезда в Европу, семья оседает в Берлине, где в июле 1921 года у молодых супругов рождается сын Георгий. До 1943 года у него, как и у всех членов семьи, будет турецкое гражданство. Вместе с бабушкой и родителями мальчик прожил в Берлине до 1931 года, здесь начал учёбу во французской реальной гимназии, здесь же бабушка водила внука в русскую церковь. Осенью 1931 года Георгий переезжает с родителями сначала в Париж и в 1933 году в Женеву, где поступает на классическое отделение Coll;ge de gen;ve (училище основано в XVI в. Кальвином) с изучением латыни и греческого языков. Здесь же он с матерью регулярно посещает русскую церковь, настоятель которой преподаёт ему по-русски закон Божий. Кроме того, отец нанял сыну учителя-англичанина и записал Георгия в 1934 году на поступление в Оксфорд. В Женеве в 14 лет он с мамой слушает оперу «Бориса Годунова» с Ф.И. Шаляпиным, который был хорошим знакомым его бабушки по Крыму. После личного знакомства с певцом и желанием тоже заниматься пением, начинается дружба Георгия с дочерьми Шаляпина, которую он пронёс через всю свою жизнь. Во время каникул с 29 по 39 годы семья путешествовала по Европе, Георгий посетил с родителями Бельгию, Францию, Италию, полюбил море и горы. Весной 1935 года умирает бабушка, а летом 1939 семья эмигрирует в Америку.

Осенью Георгий поступает в Кембридже в Гарвардский колледж, где преподавали известные русские профессора-эмигранты (социолог П.А. Сорокин, экономист В.В. Леонтьев, историк М.М. Карпович, а лекцию по музыкальной поэтике по-французски читал И.Ф. Стравинский). Весной 1943 года Соловьёв получает степень бакалавра искусств и в апреле добровольцем записывается в американскую армию. В этом же году, проходя службу в Алжире, он получает подданство США. После срочной службы он командирован в разведотдел 12-ой воздушной эскадры и дальнейшую службу в течение войны несёт в Марокко, Тунисе, Алжире, в Италии, Франции и Германии. Летом 1944 года его переводят служить в отделение связи при 6-ом армейском штабе. Два с половиной года войны Георгий был военным переводчиком. В ноябре 1945 года он был уволен из армии и вернулся к родителям в Америку. Он поступает на 4 года в магистратуру Колумбийского университета по специальности «Французская литература». Здесь же он проходит курс писательского мастерства, начинает писать и публиковать статьи, короткие рассказы и телевизионные скетчи.

Параллельно учёбе он работает библиотекарем в Публичной библиотеке Нью-Йорка (1951-1952), редактором местной газеты в городке Rye и, наконец, получает место редактора на радио «Свобода». Много играет в «Русском театре» диаспоры в Голливуде и в Нью-Йорке. Игра в спектаклях и театрализованных капустниках познакомила его с широким спектром русской классической и начала 20 века литературы. В 1953 году Георгий Соловьёв возобновляет свою работу в библиотеке Нью-Йорка в качестве ассистента в частной коллекции редкостных книг (пожертвование коллекционера Аренца). Он прослужил в этой должности до 1958 года и, помимо работы, совершенствовал свои научные изыскания. Здесь в архивах он получил разрешение работать с письмами (147 писем) Мадам де Сталь — её переписка с графом де Нарбонн. Для обработки научного описания и издания этих писем Соловьёв в 1959 году получает стипендию Колумбийского университета и отправляется во Францию. В 1971 году он получает докторскую степень университета Сорбонны и признан членом нескольких научно-исследовательских обществ Франции. За период с 1960 по 1993 годы Георгий Соловьёв выпустил 4 книги о Мадам де Сталь и её окружении, печатал статьи в литературоведческих журналах, выступал с докладами и участвовал в конгрессах (в Швейцарии, Англии и Германии). Живя во Франции, он преподаёт английский язык в лицее Вольтера, а позже — англо-американскую литературу и технику перевода в Сорбонне.

Но есть и ещё одна волнующая его тема — русские корни его семьи. За период жизни и работы в библиотеках Нью-Йорка и Парижа он познакомился, сотрудничал и подружился с большим количеством представителей русской эмиграции, помогал многим оформить свои мемуары о прошлой жизни в России, находил тех, кто знал и бывал на курорте Суук-Су у его бабушки. Так он начал по крупицам собирать сведения о прошлом своей семьи в России, стране, где он сам никогда не был.

Также продолжается активное участие Соловьёва в жизни русской диаспоры в Париже: он прихожанин русской церкви Св. Николая в Булонь-Бианкур, поёт в церковном хоре, поёт русские романсы и арии на концертах Консерватории им. Рахманинова, здесь же участвует в литературных вечерах русских поэтов и прозаиков, посещает собрания ветеранов Добровольческой армии под командованием генералов Корнилова, Алексеева и Деникина. Невозможно перечислить поимённо всех, с кем судьба свела или только коротко столкнула проф. Соловьёва — для этого потребовалось бы три листа списка. А он, переживая каждый раз такие встречи и знакомства как личный контакт с Россией, вечером методично записывал, чтобы не забыть, имена, лица, темы бесед, услышанные истории — всё это впоследствии легло в основу его книги мемуаров «Скрещение судеб» (2010).

Первая поездка в СССР состоялась весной 1963 года: Соловьёву 42 года и он сопровождает группу из 25 американских студентов по программе культурного обмена, 2 недели. Помимо программных экскурсий, он смог посетить Дворец Юсуповых в Ленинграде, где убили Григория Распутина, а в Москве он смог встретиться с дочерью Ф.И. Шаляпина Ириной, посетить Третьяковскую галерею и съездить в Троице-Сергиеву лавру. Сбылась мечта его бабушки: «мы, конечно, никогда больше не увидим Россию, но ты, быть может ...».

В 1975 году его приглашают стать профессором по французской литературе и критике ХIХ века в университете Южной Калифорнии в Лос-Анжелесе, и он снова возвращается в Америку, поближе к родителям. Четыре года академической работы и … вновь русский любительский театр в Голливуде, снова церковный хор и концерты «певца-баритона Жоржа Соловьёва» с русским репертуаром для артистической колонии Лос-Анжелеса.

Часть II.

Осенью 1980 года умирает отец Георгия Соловьёва и он с мамой переезжает жить в Австрию, в Зальцбург. Здесь он читает курс по французской и американской литературе ХIХ-ХХ веков и курс о русской эмиграции в вечернем Народном университете. Во Французском культурном центре Зальцбурга в течение 7 лет он преподаёт еженедельно французскую современную литературу и читает отдельные лекции о Мадам де Сталь, о французской революции, о Жюльене Грине. С лекциями о творчестве Мадам де Сталь он выступал во Французских культурных центрах Инсбрука, Линца и Вельса. Во время Зальцбургского фестиваля он читал вступительную лекцию о «Шёлковой туфельке» Поля Клоделя, об одной из опер Моцарта и о шести выдающихся немецких женщинах эпохи романтизма. По этой теме им готовилась к изданию книга, также как и о связях Мадам де Сталь с Германией (издана в Париже, 1990). С этой темой профессор выступал по радио Зальцбурга. Как и во все периоды своей жизни, Георгий Соловьёв поддерживает контакты с русской диаспорой города, посещает Русскую церковь в Зальцбурге и поёт в церковном хоре под управлением Феодоры Богалиной и баронессы Елены фон Мейендорф. (3)

В 1990 году Соловьёв связывается с дирекцией Международного детского центра «Артек», который расположен в здании бывшего санатория Суук-Су и парка его бабушки: он предлагает передать для музейного архива центра фотокопии об истории создания имения (купчии, фотографии и др. документы). В 1993 году по его приглашению в Зальцбург приезжает сотрудницв музея и уговаривает его передать им не фотокопии, а все семейные оригиналы (с момента перестройки в России стали появляться иски о возвращении потомкам бывших владельцев недвижимости в царской России или о выплате компенсации за их конфискацию большевиками; администрация «Артека» поспешила заручиться отказом Георгия Соловьёва от каких-либо претензий на чудесный курорт и берег моря). В 1992 году в Зальцбурге умирает мать профессора, Ксения Владимировна Соловьёва (похоронена на городском Коммунальном кладбище). Он решает написать историю создания курорта Суук-Су и о его посетителях. Эта книга выходит на французском языке в Париже. В Институт Славистики осенью 1992 года приезжает работать из Москвы филолог и преподаватель-русист А.В. Чурлина и она убеждает сделать из этой книги публикацию на русском языке для журнала «Наше наследие» Фонда культуры (основан академиком Д.С. Лихачёвым сразу в перестроечном 1986 году). После нескольких лет работы, в 47 номере журнала за 1998 год выходит первая публикация Георгия Соловьёва.

В 1996 году по приглашению директора Музея им. Глинки А.Д. Панюшкина, куда Соловьёв передал в дар некоторые письма и фотографии Ф.И. Шаляпина, и семьи Чурлиных, где он остановился, Георгий Наумович вместе с А.В.Чурлиной работает в Российской Государственной Библиотеке в отделении Фонда рукописей с письмами А.П. Чехова, генерала А.И. Спиридовича, Ф.И. Шаляпина, художника К.А. Коровина — он восстанавливает свидетельства о жизни курорта и его обитателей по переписке с его бабушкой, Ольгой Михайловной Соловьёвой, и их общими знакомыми. В 1997 году по случаю 100-летия основания Суук-Су и 125-летия Фёдора Шаляпина администрация «Артека» приглашает Георгия Соловьёва, его кузину Л.М. Березину и Лидию Либерати (внучку Шаляпина) в качестве почётных гостей на торжества и съезд с докладами и концертными программами. В рамках торжеств была открыта мемориальная доска на здании центра с именами создателей курорта — инженера В.И. Березина и О.М. Соловьёвой. Также отслужили панихиду перед мавзолеем с гробницей деда Георгия Наумовича. Для него было важно восстановить историческую правду, что не В.И. Ленин (как это всегда указывалось), а его дедушка и бабушка создали курорт Суук-Су (сегодня «Лазурный»), где отдыхало несколько поколений пионеров из России и других коммунистических стран. Одна из заслуг перестройки — гласность и проговаривание правды, которую 74 года замалчивали или скрывали.

В 1997 году сначала на базе Института Славистики (а затем ставшее самостоятельным) в Зальцбурге создаётся общество «ARKA» (Австро-Российский Культурный Обмен) и проф. Соловьёв принимает в подготовке его научно-популярных, литературных и театрально-музыкальных проектов непосредственное участие. Он член экспертной комиссии по отбору кандидатов музыкальных и вокальных выступлений для концертов в Зальцбурге, он помогает обществу наладить рабочие контакты с Международным Фондом Моцартеум, с Музеями Моцарта и Зальцбургским Фестивалем. До конца своей жизни «мальчик с русскими корнями», получивший традиционное для среды российской интеллигенции глубокое гуманитарное образование, выполнял функцию культурной дипломатии, даря людям просвещение. В 2003 году в Зальцбурге общество «ARKA» совместно с артистами МХАТа и Генконсульством РФ, которое предоставило помещение своего зала под театральный проект общества, устраивает показ спектакля «Твой образ милый и далёкий» по переписке А.П. Чехова с О.Л. Книппер-Чеховой. На этом представлении произошла историческая встреча потомков трёх важнейших в истории русской культуры семей: внук Немировича-Данченко, внук Стаховича и внук Соловьёвой-Березиной смотрели в лицо друг другу. Их троих объединяло одно имя — А.П. Чехов, — одно название — МХАТ, и культура одной страны — России.

Журнальная публикация Соловьёва и репортажи с торжеств позволили Георгию Наумовичу обрести родственников — в Минске проживала его кузина, дочь сына инженера Березина от первого брака, Галина Михайловна Березина. А в последние годы жизни его разыскала племянница из Самары. Всё это подарило Соловьёву не только радость общения с родными, но и подлинное обретение связи с несостоявшейся в жизни, но хранимой им в душе родиной. В 2010 году при содействии другого преподавателя-русиста в университете Зальцбурга, Л.Д. Бугаевой, в издательстве «Алетейя» в серии «Русское зарубежье» вышла книга воспоминаний Георгия Соловьёва. После её издания из России и из русских культурных центров Германии о нём стали публиковать статьи, брать интервью и сняли документальный фильм «Человек ниоткуда». В августе 2015 года проф. Соловьёв скончался в возрасте 94 лет и похоронен в Зальцбурге вместе с матерью. Так закончилась история о последнем корабле из Крыма, увозившем в никуда людей из распавшейся одной империи, чтобы не дать им шанса быть уничтоженными другой.

Примечания:

(1) Цитата из публикации "Георгий Соловьёв: "Русскость истребить невозможно" Елены Студневой в журнале "Международная жизнь", 29.08.2012.
(2) Биографические сведения приводятся по книге Г.Н. Соловьёв "Скрещение судеб", Санкт-Петербург, изд. АЛЕТЕЙЯ, 2010.
(3) Ostkirchliches Christentum in Salzburg. Hrsg. von Peter L. Hofrichter. Salzburg 2006. Die Russisch-Orthodoxe Kirche (Theodora Bogalin)

04.05.2020