Три капитуляции Германии

Николай Павлов Юрьевский
       С января по май 1945 года, в результате сокрушительных ударов Советской Армии, Третий Рейх был в агонии. 16 апреля 1945 года советские войска приступили к операции по окружению и овладению столицей фашистской Германии. На рассвете тысячи орудий и миномётов ударили по врагу. Плотность огня на главном направлении  составляла 380 снарядов и мин на гектар. В полдень 22 апреля передовые части 3 - й ударной армии ворвались на окраины Берлина.

       25 апреля наши войска, наступавшие севернее и южнее столицы Германии, соединились, окружив 400 тысячную группировку фашистов. Логово врага было взято в кольцо. Вечером 28 апреля части 3-й Ударной армии прорвались к самому центру Берлина. Утром 30 апреля было взято министерство внутренних дел, путь к рейхстагу был открыт. В этот день «капитулировал» Гитлер: в бункере рейхканцелярии он покончил с собой, раскусив ампулу с цианистым калием, затем выстрелил себе в висок.

       В ночь на 1 мая в расположение советских войск прибыл начальник генерального штаба немецких сухопутных войск генерал Кребс, который сообщил советскому командованию о самоубийстве Гитлера и попросил перемирия. В ответ советская сторона потребовала только безоговорочную капитуляцию, на что около 18:00 с немецкой стороны поступил отказ.

       В это время под контролем немцев в Берлине оставался только Тиргартен и правительственный квартал. После начатого нашими войсками общего штурма, в начале первого часа ночи 1 мая немцы по радио попросили прекратить огонь и заявили о готовности сдаться. В 6 часов утра 2 мая 1945 года командующий обороной Берлина  генерал артиллерии Гельмут Вейдлинг в сопровождении трёх генералов перешёл линию фронта и сдался в плен. В 7 часов в штабе 8-й Гвардейской армии он подписал приказ о капитуляции, который был сразу же доведён до гарнизона Берлина. 

        К концу дня 2 мая немцы в Берлине практически прекратили сопротивление, но это ещё не означало общей капитуляции Германии, у которой было ещё более миллиона солдат.

        Главой нового правительства Германии стал гроссадмирал Карл Денниц. Новое правительство решило во что бы то ни стало «спасать немцев от Красной армии», продолжая боевые действия на Восточном фронте, с одновременным бегством войск на Запад, чтобы капитулировать перед американцами и англичанами. На Западе началась частная капитуляция на уровне групп армий.

        4 мая перед армией английского маршала Монтгомери капитулировала немецкая группировка в Голландии, Дании, Шлезвиг – Гольштейне и на северо – западе Германии.
       
        5 мая перед американцами капитулировала группа армий  «G» в Баварии и Австрии.
      
        После этого начались переговоры между западными союзниками и немцами о полной капитуляции на западе. Но, надо отдать должное, американский генерал Эйзенхауэр потребовал общую капитуляцию немецких армий, как на западе, так и на востоке. Немецкое командование было вынуждено подписать безоговорочную  капитуляцию Германии на этих условиях.
   
         В штаб – квартиру генерала Эйзенхауэра, находящуюся в Реймсе, 6 мая прибыли, вызванные Эйзенхауэром члены советской военной миссии во главе с генералом Суслопаровым для оформления акта капитуляции Германии. 7 мая 1945 года генерал – майор Суслопаров Иван Алексеевич не смог получить согласия Москвы на подписание документа и он, действуя на свой страх и риск, подписал акт капитуляции. Так как, если бы он не подписал акт капитуляции, то получилась бы неприятная коллизия: немцы сдались союзникам, а СССР оставался бы в состоянии войны.

         Но спустя некоторое время генерал Суслопаров получил из Москвы  категорическое требование не подписывать ни каких документов, так как оформление капитуляции Германии в американском штабе не устраивало Советский Союз.
         
         Генерал Суслопаров, предвидя такой оборот событий, в акт капитуляции в Реймсе, внёс примечание о том, что в дальнейшем не исключено подписание более совершенного акта капитуляции Германии. Акт капитуляции в Реймсе был подписан всеми сторонами 7 мая в 2:01, и должен был вступить в силу через 45 часов, то есть, 8 мая в 23:01.

        Советское командование обоснованно опасалось бегства немцев на запад за эти 45 часов. Это и сами немцы не скрывали. По настоянию советской стороны в предместье Карлсхорст 8 мая 1945 в 22:43 по среднеевропейскому времени ещё раз состоялось подписание безоговорочной капитуляции Германии.               

Но новый акт капитуляции, подписанный в Карлсхорсте 8 мая 1945 года, вступал в силу в соответствии со временем вступления в силу акта капитуляции, который был ранее подписан в штабе у американцев в Реймсе 7 мая в 2:01, то есть 8 мая в 23:01 по среднеевропейскому времени, а по московскому времени это было уже 9 мая 1:01.

        Поэтому, в результате этого, казалось бы, небольшого расхождения во времени, день Победы в Европе и Америке стали отмечать 8 мая, а в Советском Союзе 9 мая.