Про войну

Виталий Боровский
Когда я был маленький, мой дедушка Василий Михайлович Сигуля (1925-2005) гулял со мной и рассказывал про войну.  Записал по памяти.

***
Служил я, значит, связистом при ракетном дивизионе.  Это, знаешь, «Катюши» - назывались так…  Грузовик, на нём направляющие - вроде как рельсы такие, и снаряды реактивные.  Так их солдатики прозвали, значит - «Катюша».  Ласково.  Мощное оружие: немцы, знаешь, их боялись, ой-ой-ой.  Как начнёт, так земля дрожит!  И так, знаешь: «виу, виу» - снаряды летят, воют...  Жутко так воют.  Страшное оружие было, наши «Катюши».  Их сначала на ЗиСы ставили: грузовик такой, отечественный.  Потом американский «Студебеккер», вот так вот.  Вот то хорошая машина была: мощная, как говорится, надёжная.  И у каждой «Катюши» расчёт: командир, значит, наводчик, водитель и заряжающие.  А я был связист при дивизионе, вот.

Командир «Катюши», он ручку крутит.  Такая катушка у него эбонитовая с рукояткой, значит, и он её крутит - каждый круг контакт замыкает и ракета, значит, срабатывает.  Уходит ракета, улетает.  Шестнадцать кругов, так вот, потому как шестнадцать снарядов было.  Бывает, что медленно - чтобы немца извести, потому как сидят и ждут, а бывает, что подряд, быстро-быстро.  И потом, значит, ещё круг - на холостой поставить.  Прислали нам одного командира: лейтенант молодой.  Старого командира убило, значит - погиб он.  Хороший был командир.  Прислали молодого, и он, значит, забыл на холостой поставить.  А ведь, как говорится, осталась шестнадцатая направляющая на контакте.  И вот, значится, заряжающие стали ракеты ставить, так вот, заряжать по одной, и когда последнюю ставили - сработала.  И двое у нас заряжающие пропали… который снизу, примерно, его огнём убило: из ракеты, из сопла.  Сгорел, сапоги только остались.  Второй, должно быть, зацепился.  Улетел с ракетой той.  Мы точно того не знаем, рукавом может, или ремнём… но мы поискали его и не нашли.  Ну, не очень, конечно, далеко искали - к немцам же мы не пойдём его искать всё-таки.  Но поискали.  Погибли заряжающие, вот так вот, двое.

Я был связист при гвардейском ракетном дивизионе.  Я провод тяну: катушка у меня с проводом, на спине, так вот, и я должен, как говорится, обеспечить связь с командным пунктом.  Побежал по линии, пошёл, катушка - на спине, на ремнях, и провод разматывается, вот так вот.  Тяжёлая катушка!  И если обрыв, значит - то это… связист тоже бежит и должен я, стало быть, тот обрыв найти.  Так ведь то война, там, милый мой, знаешь…  взрывается, стреляют, боже ж ты мой!  И обрыв, он часто бывает.  А связист, я должен связь обеспечить, значит, чтобы командир мог всегда с НП связь иметь.  НП - так у нас, к примеру, наблюдательный пункт назывался.

Раз так вот, лето… побежал я, стало быть, искать обрыв… по линии, значит, пошёл.  И вот, как говорится, только отошёл - вдруг «Тигр» на опушку, из-за леса.  Танк немецкий.  А батарея наша стрелять готовились.  Там, знаешь, взрыватель повернуть нужно.  Когда, примерно, на марше, чтобы случайно не взорвались, так то - без взрывателя.  Как заряжать, то взрыватель повернуть нужно, перед стрельбой.  И вот «Тигр» прямой наводкой, и снаряды - того… сдетонировали снаряды.  И вся батарея взлетела на воздух, ёшь такое.  Один я остался.

А то снайпер меня…  Немец.  Шёл по линии, по-над оврагом, а там, значит, снайпер где-то.  И стрельнул, ёшь такое.  В голову целил, но не попал… царапнула меня пуля только по голове… так, сшибло пилотку и кожу поцарапало, вот так вот, на макушке.  Шрам… сейчас вот лысый стал, три пера как говорится осталось, а вот раньше, знаешь, кучерявый, ёшь такое.  Галстук, милый мой, на танцы в клуб, вот так вот, как говорится, костюм… ходили.  На танцы ходили, на праздник, вина тоже выпить - знаешь: шумел камыш, как говорится.  Так упал я, прыгнул в ямку, вот так вот, лежу, кровь течёт… макушка, царапина там, а в глаза течёт.  Немец, повезло, не разрывной, а вторая уже разрывная.  В катушку попал, вдребезги.  У меня катушка же на спине.  Разорвало, конечно, вдребезги.  Так лежал до темна.  Особист мне говорит: ты сам катушку стрелял, как говорится - вредитель.  А повезло, что разрывная: у меня разрывных нет.  Вдребезги.  Я и говорю: как сам, у меня же нет разрывных.  Так вот, как говорится - повезло.

Контузило меня другой раз.  В окопе, вот так вот.  Взорвался снаряд, рядом совсем, за бруствером, а я в траншее, засыпало меня, значит.  Я этого даже, как говорится, не слышал.  С головой, только рука торчит.  Я того не помню, конечно.  Товарищи говорят: рука торчит, по руке меня и нашли, значит, и откопали.  Повезло так-то!  Откопали меня: звенит в голове и не слышу ничего.  В медсанбате лежал, вот так, недели этак три или, может, с месяц.  Я с тех пор, знаешь, и не слышу даже на левое ухо.  Вот сколько лет прошло.

Дружба?  Да что ты, милый мой.  Какая дружба!  Прислали вчера, Иван он или Василий, а завтра его, примерно, убило.  Нет, милый мой, не отмечали мы день рождения.  И по имени редко кого.  Связисты - так мы, конечно, знали друг друга, а если пехота - то нет.  Был у меня товарищ Мишка, вот помню.  Связист он тоже, как я.  Он, знаешь, винт нашёл от «Мессершмидта».  Алюминиевый винт: самолёт немецкий сбили наши, как говорится, и винт нашёл, выплавил ложку.  Мишка выплавил: винт, он плавится легко.  Ложку такую, знаешь, большую, огромную такую ложку, вот так вот.  Черпак, можно сказать, сделал.  А едим мы как?  Из котла одного едим, вкруг костра сидим и каждый по очереди черпает, горячее: в животе хорошо сразу делается.  И Мишка как черпанёт…  В общем, сказали ему, по-добру по-здорову: через раз черпай, огромной ложкой своей, так вот.

И убило Мишку.  Шли по линии лесом, осень, мы вдвоём, и обстрел, значит.  Миномёт.  Оно, знаешь, когда мина летит - она свистит.  Слышно её, можно сказать, спрятаться успеешь: в ямку прыгнуть, в овражек, вот так вот.  Но если мина прямо на тебя летит - то не слышно.  Я в канавку прыгнул, слышу: разорвалась мина.  Об ветки мина ударилась, об дерево, и разорвалась.  Вышел, а Мишка сидит, в небо смотрит.  Осколок маленький в него попал, прямо в сердце.  Крови нет, не видно, под нагрудный карман попало.  А в небо смотрит, как живой, глаза открыл.  Убило Мишку, вот так вот.

По лесу я очень точно ходил, по азимуту.  У нас ведь в деревне как - приборов нету.  Ну, может быть, в сотню метров выходил, ошибка сто метров, по компасу.  Звёзды если или, примерно, луна.  А зимой, бывает, идёшь, провод тянешь.  Холодный, голодный… мать честная!  Солдатики, мочи нету!  И ночь, и холод, то вот, например, в овраг провалишься, чтобы снегу поглубже…  Распихаешь его, снег, начинаешь вкруг себя толкать, распихивать: нора получается, можно сказать.  Берлога, вроде того.  И провод подожжёшь: горит… обмотка горит провода, а снег, значит, плавится помаленьку, вот так вот.  Нагревается, а коптит сильно - обмотка коптит, значит.  На стенах корочка так вот ледяная получается, потому как огонь - от нагрева.  Горит обмотка, дым, и стены, вроде того.  И поспишь там с час, может быть, около часу, в норе этой надышишь, и вроде даже будто тепло.  А выйдешь, и дальше пошёл с катушкой, линию тянешь.

Голодные, холодные… мать честная.  Солдатики.  Обмундирование на полгода выдали.  Комплект: на лето или, стало быть, на зиму - тёплое.  Вши: вшивые были, можно сказать, прости господи.  А и то, банно-прачечный комбинат был, приезжал.  Раз в месяц, примерно вот так вот приезжал.  Баня, а одежду всю сдали: санобработка.  Стирали одежду, от вшей, знаешь, обрабатывали.  Выдали одежду: мокрая, керосином так пахнет.  Летом так оно ничего, хорошо даже, а зимой - холодно, мокрая, можно сказать, одежда и сохнет день или даже более того, вот так вот.  Мокрый, холодный, ой-ой-ой!  Зимой не любили мы того.

То в Восточной Пруссии уже были.  Тянул я провод и через кладбище - на кладбище, значит, попал.  И артобстрел!  Снаряды летят, мать честная: всё рвётся, земля гудит!  Не дай бог!  Снаряд, знаешь, он два раза не попадает в одно место.  В воронку я прыгнул, так вот, спрятаться, а гроб развороченный и мертвец, понимаешь.  В могилу снаряд попал и разворотило, а я спрятался.  Мертвец, знаешь, он не страшный, покойник.  Живые страшные, а мёртвые не страшные.  Прижался к земле, в могиле той, лежу с покойником тем, значит, в обнимку, как говорится, пока обстрел не кончится.

Окружили мы немцев - в окружение они попали.  В начале войны, так, знаешь, они нас, а тут мы их, как говорится: окружили немцев.  Дивизион наш перебрасывают, через поле, на позицию.  Поле, вот так вот, трава высокая, и светомаскировка, потому как к вечеру уже, темнеет.  Можно сказать, чехлы на фары такие, чтоб немцам свет не видно, щёлочка только - дорогу чуть посветить.  Вдруг в траве вроде пробежал кто, не то человек, мы ж того не знаем точно.  Может, и немцы.  Повыпрыгивали из машины, ну и стрелять, и стрельнули.  А темнеет уже и не ясно, где что.  Водитель наш тоже с оружием на ту сторону вышел, ну и стрельнули: может решили, что немец, а может с перепугу.   В челюсть ему попали: хрипит, кровь, мать честная!  Сами же и попали, потому думали - немцы.  Умер он потом, вот так вот, жалко его.

А немцы пошли прорываться, из окружения прорываться.  Только патронов у них нету: кончились.  Потому как окружение: цепью идут и не стреляют, а патроны кончились.  Я стрелял - не знаю: попал, не попал.  Упал немец - убил его или, может, ранил, или же он спрятался.  Я того не знаю.  Может и убил, а может - и нет.  Танки нам прислали, два танка: они их подавили.  У немцев патроны, снабжение кончилось, и ничего они не могут, как говорится, против танков.  Вернулись они, гусеницы: грязь, кровь, мясо - мать честная!  Намотали, подавили они немцев, вот так вот.  Страшное дело.

В Кенигсберге войну закончил, Третий Белорусский фронт наш.  Бои тяжёлые за город были, форты там кирпичные.  Здоровые, старинные форты, лет им наверное сто, но этого точно не скажу - не знаю, как говорится.  И каждый дом - то мы их прогоним, то они нас.  И как раз я на командный пункт пришёл - линию провёл, значит.  И немцы в контратаку пошли, вот так вот, и отбили наших, а мы в подвал попрятались.  Попрыгали, как могли, значит.  Спрятались, как говорится, схоронились.  Но немцы гранаты кидать, нас, так вот, закидывать, в подвал.  А провод: нет обрыва…  целый провод!  И командир, как говорится, командует «Катюшам» стрелять по нас.  Ох, мать честная!  Страшное оружие, «Катюша».  Прям по нас, поверху.  Завалило немцев, значит, а мы откопались.  Откопались потом, вот так вот.  Повезло.

Я на органе играл.  Это, конечно, уже после, когда немцы эвакуировались уже.  Ходили везде, проверяли, и церковь - кирха по-ихнему: орган, трубы такие.  Большие-большие трубы и клавиши белые.  Я двух солдатиков - меха качать, а сам по клавишам.  Музыка такая: красиво, знаешь, как оно.  В кирхе оно так мощно очень звучит, можно сказать, грандиозно.  Очень красиво!  Мы взорвали, конечно, потом.  Взрывчатку заложили и рванули.  Ух, трубы эти летели, так вот - орган.  А немцы машины побросали, весь порт: грузовики, машины, техника.  Тысячи, тысячи…  Катались - нажмёшь стартёр…  Бензина же нет, вылили немцы…  Бензин, милый мой, тогда у нас двух видов был.  Ты и не знаешь теперь: авиационный, как говорится, и автомобильный.  А стартёр: нажмёшь педаль и на передаче катаешься, как барин, пока батарея не сядет.  Радостно так, что Победа.

Больше месяца в поезде ехали, вот так вот, весь наш полк.  Посадили нас в поезд, поехали, можно сказать, на Дальний Восток.  Потому - японцы, Манчжурия, вот так вот.  С Японией война.  Месяц когда ехали, когда в тупиках стояли, а кормили нас, знаешь, не очень, особенно по сравнению с фронтом.  Наши ночью границу перешли: разведчики.  Ножами их порезали, японцев, чтобы не стрелять - без шума, значит.  Сначала в бок толкнут, потому что человек, когда спит, его если ножом ткнуть - он кричит, человек, вот так вот.  А если толкнуть, как говорится, разбудить сначала - не кричит.  Разведчики их заставу сняли, и потом уже мы пошли, так вот.

На крыло автоматчиков сажали, на «Студебеккер» - с каждой стороны.  Он сидит, вот так вот, стрелок, вокруг фары ногами, и ППШ у него.  Потому что смертники, самураи… обмотаются динамитом, весь в пакетах динамитных, и прыгает под машину, вот так вот, чтоб «Катюшу» взорвать.  Себя взорвать и машину взорвать - это у них смертники были, у японцев.  А стрелок из ППШ очередь, и японец - он на кусочки разлетается.  Если не дай бог успеет и сам взорвёт, то весь динамит сразу и, как говорится - поминай, как звали: взрыв большой.  Но не детонирует: куда пуля попала, тот пакет взрывается, а другие не взрываются.  Ноги, руки только оторвёт: мать честная!  Смертники, самураи.

Другой раз поймали солдатики корейца.  Слышу, в кустах кричит: «Конь, конь!»  То солдатики поймали, понимаешь.  Он ведь, кореец, можно сказать - в юбке, косички, вот так вот.  Ну вроде халатик такой и две косички, шляпа соломенная.  Не поймёшь, как говорится.  Солдатики поймали его, думали - девка, значит, а он кричит: «Конь, конь!»  Не знает по-русски.  Что мужик, значит - конь.  Всякое бывало…

Медведь у нас был.  В сопках нашли медвежонка.  Медведицу, наверное, убило, или бог его знает.  Мы того не знаем, а медвежонка нашли, кормили.  Научили его разному.  Он, знаешь, как собачка.  И за водой научили, к реке там или, примерно, озеро: дали ему коромысло и два ведра, так он идёт к реке, воды принесёт.  Знали его наши и не боялись, кормили: ласковый был.  А другой раз, у реки, там другая часть была, не знали они нашего Мишу.  Он с вёдрами, а они испугались, ну и убили его.  Вот так вот.  Жаль его, медведя.

Мы ходили там везде после японцев, искали всё, взрывали.  Раз видим хижину в поле, вроде шалаш такой, соломенный - стоит одна хижина, вот так вот.  Внутри - крышка на полу, ну вроде люк такой, можно сказать.  Открыли, там лестница, ёшь такое: тоннель и на рельсах цистерна с бензином.  Авиационный бензин.  Аэродром, значит, был в поле, а под землёй - хранилище японцы сделали, чтобы самолёты, вот так вот, бомбардировка с воздуха - спрятали.  Решили взорвать.  Глупые, что там - двадцать лет, кроме войны ничего, как говорится, не видели.  Отмотали бикфордов шнур на двадцать минут… Двадцать минут бежали, а всё равно нас землёй закидало.

В Пхеньяне я два года служил, дивизия стояла.  Ким Ир Сен, знаешь?  Главный у них был, в Корее, как у нас тогда - Сталин.  Я же за руку здоровался.  Он капитан был, Ким Ир Сен, армии капитан.  Ему сказали: ты кореец - будешь главный, вот так вот.  А генералов министрами назначили.  В правительство, как говорится, корейское.  Сельское хозяйство, примерно.  А что он понимает, генерал?  Я в сорок седьмом демобилизовался.  Страшное дело - война, не дай бог, милый мой.