Сказки старого Таллина, ,Тыннис - Сорокодуб, ,

Вадим Астрамович
    Во времена глубокой старины,  у городища,  под названием  Выру, что находится в Эстонии,  жил на своём хуторе один знаменитый на всю округу кузнец. Был он на редкость очень силён и могуч от рождения своего. Звали его Тыннис. По наследству от умерших родителей ему досталась маленькая, и старенькая кузня,  и хоть совсем немного земли, но за – то целый, огромный лес из могучих деревьев.
- Ну не в маленькой и дряхлой кузнице – же жить молодому и сильному человеку. - решил парень.
    И пошёл он в свой лес.  Выбрал в нём сорок,  самых крупных дубов, и повалил их одними руками.  Дубы оказались на редкость огромными и толстенными. Перетаскав  деревья к кузнице, построил Тыннис из них большущую избу. И местные жители,  видя работу своего соседа,  дали ему прозвище «Тыннис – сорокодуб». По тому, что он сорок могучих дубов один,  в одиночку свалил.
     Вскоре мастер женился на одной девушке, из числа местных красавиц, и та родила ему сразу тройню. Трёх красивеньких девочек, которым и дали имена Майю, Марью и Маасика. Но, к  сожалению, очень скоро жена Тыннис заболела и умерла, и мужчине пришлось самому поднимать дочек.
     Прошли годы. Дочери выросли, повзрослели. Настала пора дочерей замуж выдавать. Но брать красавиц  никто не спешил, потому – как матери у девочек не было, да и жили те не богато. Хотя каждая из них слыла большой искусницей по шитью и вышиванию.  Пошла как – то одна их дочерей кузнеца по имени Майю,  летом в лес, по грибы, да и не вернулась. А лес был страшный, могучий, дремучий. Прошёл день, прошёл другой. Отправилась другая дочь Тыннис, по имени Марью в тот самый лес, на поиски своей сестрички Майю, и тоже не вернулась. Прошёл  день, прошёл другой. Но о девочках,  ни слуху, не духу. Тогда собралась третья доченька  Тыннис на их поиски. По имени Маасика. И так – же пропала в лесных дебрях. Забеспокоился отец, и решил сам отправиться на поиски своих дочерей. Взял он из кузницы то,  что мог унести, тяжёлый молот, железное ведро с древесным углём, меха, и большие стальные клещи, да и отправился в чащу. Шёл он день, шёл ночь, как повстречался ему огромный медведь, который лакомился мёдом диких пчёл, сидя на большом пне. Завидев кузнеца,  косолапый испугался  и,  раскрыв свой рот в изумлении, уставился на Тыннис.
- Не забей, пожалуйста, меня,  Тыннис - Сорокодуб.-  начал - было медведь, опомнившись. - Уж никак не ожидал тебя здесь встретить.
- Знаю, догадываюсь, зачем ты пришёл. Дочерей своих ищёшь. Помогу тебе.
     И поведал любитель мёда мастеру, где,  и в чьих руках находятся его красавицы. Оказалось, что похитил их Царь Лесной, посадил на цепи железные, да нацепил на них замки пудовые. Чтобы они ему, этому,  уроду, великолепные ковры ткали,  да кружевами и бисером рубашки обшивали. И что у него, у Царя Лесного, трое крепких молодых парней  - братьев на непосильных  работах томятся. Лес валят, пни корчуют, дрова колют, да воду из реки бочками носят для его бани. Что жениться этот тиран хочет на всех твоих трёх дочках сразу. Любит он молоденьких девушек, хотя сам довольно стар и некрасив.
 - И последнее. Будь осторожен, Сорокодуб. Не одолеть тебе Лесного Царя без хитрости. Имей это ввиду. – добавил косматый на прощание.
     И указал медведь направление Тыннису, куда тому идти, в какую сторону направляться. Выслушал Сорокодуб медведя, поблагодарил его, да и двинулся далее, в дебри лесные. Уже и солнце закатилось за горизонт. Поднялся лёгкий вечерний ветерок, заколыхал макушки могучих сосен, и зашелестел берёзовыми и дубовыми листьями соседних с соснами деревьев.
       Брёл Тыннис, брёл, пока не раскрылась чаща лесная, окружающая огромную гору, на вершине которой виднелся угрюмый чёрный замок с высокими стенами и башнями. Ни окон, не дверей в нём не было видно. Только кровли внутренних, тюремных построек  слегка виднелись, выступая  кое – где,  из – за  высоких,  мрачных крепостных стен.
      - Ждал я тебя. Знал, что придёшь.- вдруг,  внезапно, раздался едкий, скрипучий голос за спиной Сорокадуба, вздрогнувшего от неожиданности. Ибо Тыннис только – что озирался и никого не видел. И лишь ощущал лёгкий, вечерний бриз. И оглянувшись, увидел некоего старика, но рослого и крепкого, одетого в охотничий наряд, с пером в шляпе,  держащего в левой ручище  большой английский лук со стрелами, а правой своей ручищей поправляющего  огромного лося, свисающего с его старческой, но очень могучей шеи.
 - Я и есть тот, кто тебе нужен. Тот, кого ты ищешь. – продолжал хитрый Лесной Царь.
- За – так,  я тебе,  дочерей твоих не верну Тыннис. Пока великую службу мне не сослужишь. – продолжал хозяин леса, сваливая с плеча огромного сохатого, поверженного на охоте.
- И какую – же тебе службу я должен сослужить? – насупив брови,  поинтересовался Тыннис – Сорокодуб.
- А вот, какую. Мяса – то мне хватает, в лесах дичи хоть отбавляй. Да вот только, хлебца бы отведать. Вот, чего мне не хватает. – предложил Тыннису лесной хозяин, при этом сверкнув своими хитрыми глазами.
- И что я должен делать? Ведь я не пахарь, а кузнец. – попытался запротестовать - было Тыннис.
     - Свали и выкорчуй вон тот лес, собери все камни с той территории в одну кучу. Сделай из корня могучего дуба плуг. Распаши поле. Из огромной ели смастери борону. Проборони пашню.  Добудь зёрен, и засей ими  всё поле. Когда соберёшь урожай, и намолотишь зерна, намелишь муки, и испечёшь мне ржаной каравай, то тогда и приходи и забирай своих дочек – красавиц. Ну а если ты против моего предложения, то тогда каждый останется при своём. Смотри сам. -  соблазнительно заскрипел голосом хитрый злодей,  из – под тешка поглядывая на доверчивого человека.
     - Ну, ладно, тогда по рукам.- согласился Сорокодуб. И немедля принялся за работу. И стал – было,  он  валить лес, как вдруг на опушку из лесного массива  вышел к нему, к Тыннису,  тот – самый медведь, который  недавно ему встретился.
     - Не верь ему Тыннис, не верь. Обманет он тебя. Обманет. Вот увидишь. Пока ты рожь вырастишь, и  ему хлеб испечёшь, он раньше женится на твоих дочерях – красавицах. А те трое парней – юноши, что в его плену, будут при этом прислуживать ему. Лучше придумай что – то, и обмани этого проклятого колдуна. – посоветовал  кузнецу косолапый.
     Думал Тыннис, за работой.  Думал.  Да и придумал то, как злодея одолеть. Расчистил он поле от леса, сделал плуг из огромного дубового корня, вспахал то поле, проборонил его, и собрал все камни с него, но вот засевать его не стал. А выбрал из всей кучи камней, один крупный, но  плоский, чёрный камень.  Наиболее походивший по своему виду на подовой хлеб. Взял ведро с древесным углём, то, что с собой в поход брал. Добыл огонь. И запалив угли в ведре, стал раздувать их мехом, тем, что тоже с собой в дорогу взял. Положил на ведро с пылающими в них углями, и стал выжидать, пока камень накалиться. Прошло некоторое время.
        Внезапно, откуда ни возьмись, словно из - под  земли, вырос Лесной Царь с огромным кабаном  за плечами, и большим луком и стрелами в руках.
     - Ну что, Тыннис – Сорокодуб? Готов ли обещанный тобою хлеб ? Ааааа-а… Вижу, вижу, что готов. Ну, тогда давай, давай, угощай меня. – потирая руки и облизываясь, начал – было колдун, усаживаясь на дубовый трон, откуда не возьмись появившийся.
   - На! Держи свой хлеб! – взяв железными клещами раскалённый камень,  кузнец подбросил его так, что камень тот, угодил прямо в подставленные ладони Лесного Царя. Прошла минута. Внезапно взревел ошпаренный злодей, словно ужаленный,  большой,  ядовитой змеёй. В следующий миг Тыннис не растерялся и подскочив к похитителю своих дочерей, ударил  со всего размаха, своим, большим кузнецким молотом врага,  прямо по голове.  Колдун  взвыл от чудовищной боли, и стал превращаться, то в различных животных, в зверей, то в   каких – то уродливых чудовищ.  Пока,  наконец,  не застыл в форме огромного и  ветвистого,  дубового корня. Рухнули стены тюремного замка Лесного колдуна, и навстречу Тыннису – Сорокодубу вышли, сбрасывая железные оковы, все три его красавицы – дочки. А трёх девушек под руку вели трое крепких парней, симпатичной внешности. Как оказалось, те парни, все трое,  были родными братьями, принцами, сыновьями одного известного и богатого короля. У коего  злой колдун, Лесной Царь, выкрал всех троих ещё детьми, когда те  прогуливались по королевскому саду.  Вскоре все три пары сыграли великолепную свадьбу. Столы ломились от изобилия яств, вина и меды текли рекой. Весь окрестный Вырусский люд гулял много дней. И я там бывал. Меды и вина пивал. С каждым прохожим кружкой чокался. С каждой  местной девкой чмокался. Конец.