Место и время постмодернизма в мировом искусстве

Хава Батукаева
Постмодернизм – направление в искусстве и философии, сложившееся в конце XX – начале XXI в. Американский литературный критик и теоретик марксизма Фредрик Джеймисон связывает возникновение постмодернизма с попыткой осмыслить кризис современной культуры, с стремлением раскрыть и отразить в культуре сущность новых форм общественной жизни – «общества потребления, театрализованной политики, масс-медиа и информатики».
 
Термин «постмодернизм» впервые был употреблен в 1914 г. в работе немецкого писателя Рудольфа Панвица «Кризис европейской культуры». Позже, в 1934 г., термин в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» употребил литературовед Ф. де Онис Однако культурологический смысл термину был придан только в 1947 году историком и философом Арнольдом Тойнби в книге «Постижение истории». До этого термин «постмодернизм» выступал для обозначения периода «после модернизма».

Постмодернизм возник в постиндустриальном обществе и его можно считать своеобразной культурой постиндустриального (информационного) общества, его духовным состоянием и умонастроением. Однако вместе с тем нужно отметить, что постмодернизм выходит широко за рамки культуры, проявляя себя во всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономике, и в политике, а также выступая как направление в философии.

Именно в этот период оказалась наиболее востребованной философия постмодернистических мыслителей (Кьеркегора, Ницше, Паскаля). Их настроения привлекли также внимание З. Фрейда, М. Хайдаггера, Ж. Деррида.  На возникновение «постмодернистского мировоззрения» значительное влияние оказали идеи и работы:

- К. Маркса, который первым дал критику не только классической политической экономии, но и классической философии. В рамках своей концепции им было заявлено об относительности всякой истины, в том числе и любого философского мировоззрения, так как он практически всегда носит ограниченный характер. Открыв новую роль экономического фактора в историческом развитии как общества, так и человека, К. Маркс утверждает, что историю творят не столько само человечество и (или) же человеческое создание, сколько экономические факторы, объективно не зависящие от человеческого создания и оказывающие решающее влияние на исторический процесс. Иначе говоря, в обществе, в котором господствуют рыночные отношения, человек вынужден действовать под влиянием экономических сил, которые, в конечном итоге, складываются без его участия: человек не является хозяином своей судьбы.

- Ф. Ницше, впервые выступившего за отказ от господства рационализма и от «иллюзий гуманизма». Его философский нигилизм, переоценка всех ценностей, а также утверждение о том, что мышление и язык являются орудиями упорядочивания хаоса человеческих впечатлений и реальности, а не средствами адекватного раскрытия истинной картины мира без искажения, были в полной мере восприняты постмодернистами. 

- З. Фрейда, утверждавшего, что история не есть результат действия рациональных и сознательных факторов, а результат действия иррациональных и бессознательных сил. Открытие роли бессознательных, архетипических факторов, изменило само понимание бытия и реальности: в бытие бессознательное есть «передняя в человеческом доме», а сознание - всего лишь «небольшая прихожая».
  Первые признаки постмодернизма проявились в конце 50-х годов XX века одновременно в итальянской архитектуре и американской литературе. Позже постмодернизм получил распространение в искусстве Японии и западных стран, а к концу 60-х годов XX века он распространился и на остальные области культуры. 
 
Исследовали не могут прийти к единому мнению относительно точной даты зарождения или утверждения постмодернизма в искусстве, однако принято считать, что как особый феномен постмодернизм отчетливо проявил себя в 70-е годы, указывая на ряд событий, в том числе:  на выход книги «Пределы роста», представляющей собой доклад Римскому клубу, в котором предпринята попытка осмысления проблемы перенаселения планеты и поиска путей предотвращения исчерпания природных ресурсов в условиях демографического роста населения.  Донелла Медоуз, Денниc Медоуз, Йорген Рандерс и Уильям Беренс III, принимавшие участие в написании доклада пытались математически выявить сценарии поведения, которые будут характерны для мировой системы при её приближении к пределам роста, а также определить наиболее оптимальные (устойчивые) сценарии развития человечества в условиях неминуемой катастрофы. 
 
Применительно к искусству американский теоретик архитектор Чарлз Дженкс указывает на 1972 год, считая его год «смерти» авангарда и «рождением» постмодернизма, так как 16 марта 1972 года было взорвано первое здание жилого комплекса «Пруитт-Айгоу», расположенного в американском городе Сент-Луисе. Комплекс, спроектированный архитектором Минору Ямасаки, считался самым подлинным воплощением идей авангардистского градостроительства.

Важную роль в самоутверждении постмодернизма сыграло выход в 1979 году книги французского философа-постмодерниста и теоретика литературы Ж. Ф. Лиотара «Состояние постмодерна». Впервые многие идеи, утверждения постмодернизма были обобщены и собраны в одной книге. Книга была принята неоднозначно: она вызвала большой резонанс, вокруг нее было много споров. Впрочем, именно в этот период постмодернизм  утверждается как самостоятельное явление в культуре со своими основополагающими чертами и философскими предпосылками возникновения. 
  А в  1985 году американский ученый Ихаб Хассан вывел ряд характеристик, присущих постмодернистскому искусству:
 
1) Неопределенность: неясность, неоднозначность трактовки или осмысления, свобода интерпретации, двусмысленность.

2) Фрагментарность: из неопределённости вытекает фрагментарность. Постмодернизм не приемлет какого-либо тоталитаризма, установленных форм и правил, вследствие чего постмодернистское искусство тяготеет к прямому разрушению и деконструкции.

3) Отказ от канонов: непринятие и отказ следованию правилам и установленным нормам подразумевает в том числе отказ от авторитетов.

4) Утрата Я и, так называемой, «глубины» подразумевает отказ от  интерпретации, что подразумевает возможность многовариантного толкования.

5) Непоказывание и необнаружение: Ихаб Хассан, ссылаясь на И. Ката, подтверждает идею Ж.-Ф. Лиотара относительного того, что постмодернистское искусство стремится создать и показать непредставимое, мыслимое. Иногда и в той степени, что нельзя представить.

6) Ирония: в постмодернистской литературе ирония предстаёт в несколько ином свете. Ирония в постмодернизме часто вытекает из поля интертекста: авторы-постмодернисты употребляют иронию как способ переосмысления и переоценки опыта предшественников в условиях современного мира путем использования их мотивов, сюжетов и мыслей.

7) Гибридизация или репродуцирование: игры с плагиатом – цитата, ирония, пародия, пастиш, нацеленные на смешение высокой культуры и низкой. Что касается плагиата, модернисты его вовсе не скрывают, так как его использование напрямую нацелено на привлечение внимания.

8) Карнавализация в постмодернизме буквально обозначает «веселую относительность» предметов, участие в диком беспорядке жизни. Хассан ссылается на самого автора понятия – М.М. Бахтина – и обозначает феномены как комическое, полифонию, а также проникновение искусства в жизнь.

9) Перформанс (участие) очень часто называют «эмблемой постмодернизма». Будучи одной из самых популярных форм современного искусства, перформанс подразумевает автора не как создателя, а как часть создаваемого: иными словами, автор становится частью своего творения – средством и материалом творчества. Под перформансом подразумевается некое локальное представление, действие или же жест автора, имеющие какой-либо концептуальный смысл.

10) Конструктивизм: представление образа мира «как он есть» -  конструирование реальности путем обильного использования тропов и иносказания. Хассан для обоснования этой особенности постмодернизма ссылается на Ф. Ницше и Н. Гудмена.

11) Имманентность: способность человеческого духа выражаться в символах, то есть отказ от религиозного оттенка, так как современные технические средства позволяют изучить, рассмотреть мир от тайн подсознания до тайн космических путем преобразования природы в культуру, в имманентную семиотическую систему. 

В 80-е годы постмодернизм получил широкое распространение по всему миру, достигнув впечатляющего успеха. Благодаря средствам массовой информации постмодернизм стал «модным» -  фирменным знаком времени, а также своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Как в свое время нельзя было не быть модернистом или же авангардистом, так и теперь стало актуальным и вполне невозможным не быть постмодернистом.